Труд (комплексная тестовая методика)

Методика является архивной, для использования не поставляется.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тест "Труд" разработан с целью диагностики профессионального потенциала лиц, имеющих среднее или среднее специальное образование. Комплекс совмещает:

  • универсальный анализ мотивационной сферы (блок "Интересы") и личностных качеств, а также содержит шкалу "Внимание", применяемую для оценки интеллектуальных способностей респондента;
  • анализ потенциала профессиональной деятельности (рассматриваются рабочие специальности и должности служащих).

Таким образом, методика "ТРУД" позволяет:

  • определить профессии на базе среднего образования, которые наиболее соответствуют интересам, способностям и личностным качествам тестируемого;
  • определить направления дополнительного обучения или переквалификации тестируемого по направлениям среднего образования.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

Тест может использоватьcя при профориентационной работе со взрослыми людьми, имеющими среднее или среднее специальное образование, а также при отборе и подборе персонала на рабочие специальности и должности служащих.

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ

Тест содержит 121 вопрос и подразделяется на три смысловых блока:

1. ИНТЕРЕСЫ - блок из 49 парных сравнений для оценки профессиональной мотивации по 8-ми факторам:

  • "Техника" - интерес к управлению, наладке, ремонту или сборке технических устройств (станки, конвейеры, приборы, сложные машины и установки и др.);
  • "Красота" - интерес к созданию красивых образов, предметов (прически, одежда, обувь украшения, предметы интерьера); потребность в эстетическом удовольствии от работы;
  • "Ручной труд" - интерес к практическому результату труда, нацеленность на создание или ремонт каких-либо объектов своими руками;
  • "Информация" - интерес к работе с информацией, представленной в виде текста, цифр или других знаков (оформление, хранение, учет документов);
  • "Природа" - интерес к работе на свежем воздухе, с животными, растениями;
  • "Помощь людям" - интерес к работе, позволяющей помогать и заботиться о других людях;
  • "Деньги" - заинтересованность в финансовом вопросе, интерес к дополнительному заработку, к прогрессивной оплате труда;
  • "Физическая активность" - интерес к активной работе, требующей сил и физической выносливости, а также зачастую связанной с риском.

2. ВНИМАНИЕ - блок из 12 вопросов на одну шкалу для диагностики такого важного фактора интеллекта, как способность концентрировать и удерживать внимание. Это связано со способностью к выполнению монотонной деятельности, стрессоустойчивостью, развитостью навыков самоконтроля и с обучаемостью. Предъявляются специально адаптированные по уровню сложности задания.

3. ЛИЧНОСТЬ - третий блок состоит из 60 вопросов. В каждом задании респонденту предлагается оценить степень своего согласия с той или иной русской пословицей или поговоркой. Данный блок предназначен для экспресс-диагностики уровня выраженности пяти так называемых "больших" факторов темперамента и характера. Название "Большая пятерка" они получили в 60-80-е годы в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований, проведенных независимыми специалистами из разных стран. Одной из таких работ было опубликованное в 90-е годы исследование русскоязычной лексики личностных черт, проведенное А.Г.Шмелевым и В.И.Похилько. Исследования подтвердили, что пяти факторов достаточно для построения полноценного психологического портрета личности. Шкалы тестового блока представляют собой точное воспроизведение факторов "Большой Пятерки":

  • "Экстраверсия – Интроверсия" (высокий полюс фактора - общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации; низкий - сдержанность, замкнутость)
  • "Согласие – Независимость" (эта шкала является индикатором стиля межличностного взаимодействия; высокий полюс - склонность к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени - ведомость; низкий - тенденция полагаться на свое собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности - враждебность)
  • "Самоконтроль – Импульсивность" (высокие показатели отражают наличие такой группы качеств, как пунктуальность, последовательность, умение следовать алгоритму, стандарту, крайняя степень - педантизм; низкие - ситуативность, непоследовательность, способность выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени - гибкость моральных суждений и хаотичность)
  • "Эмоциональная стабильность – Тревожность" (эта шкала отражает устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям, спокойствие, стабильность, уверенность в себе - на высоком полюсе шкалы противоположны эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищенности - на низком)
  • "Новаторство-Консерватизм" (эта шкала показывает любознательность, увлеченность, открытость новому опыту, ориентацию на преобразование - на высоком полюсе; и консерватизм, прагматическую направленность, традиционализм, ориентацию на сохранение - на низком)
Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, а на выполнение второго блока отводится 10 минут (а на каждый вопрос - не более 70 секунд).

Поскольку в данной методике отчет строится на основании комплексного анализа всех трех блоков (мотивации, интеллекта и личности), возможность поблочного тестирования (по отдельным выбранным блокам) отключена.

Тестирование занимает около 40-45 минут.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Отчет представляет собой исчерпывающую информацию о респонденте по трем блокам: «Структура интересов», «Внимание» и «Личность», а также списки профессий, наиболее подходящих респонденту (всего в базе более 130 специальностей) с комментариями, раскрывающими содержание деятельности представителей подходящих профессий.

Каждая шкала теста имеет пять диагностических зон, которым соответствуют пять уровней интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.

Для облегчения интерпретации тестовые баллы представлены в стенах - нормализованных стандартных баллах (на одномерной шкале ранжирования от 1 до 10).

Средние значения (от 4.5 до 6.5 стенов) трактуются как условная норма выраженности фактора. В данную область, как правило, попадает около 40% от общего числа респондентов.

Крайние значения (низкие и высокие) указывают на выраженность или сверхвыраженность черт, свойственных соответствующему полюсу. В область выраженности низких (от 2.5 до 4.4 стенов) и высоких (от 6.6 до 8.5 стенов) значений попадает примерно по 24% респондентов. В область сверхвыраженности низких (от 1 до 2.4 стенов) и высоких (от 8.6 до 10 стенов) значений попадает примерно по 6% респондентов.

В зависимости от набранного балла на экран выводится та или иная интерпретация.

Возможен выбор интерпретации:

  • «для респондента» (ориентирована на обратную связь для тестируемого, содержит краткое и понятное описание результатов);
  • «для специалиста» (содержит более строгий отчет о полученных результатах для специалистов, проводящих тестирование, психологов).

Показатели по отдельным шкалам образуют так называемый факторный профиль, являющийся, по сути, индивидуальным психологическим портретом испытуемого. Факторный профиль сравнивается с "идеальными" профилями различных профессий, созданными экспертами на основе профессиограмм. Результаты сравнения представляются в виде списка наиболее близких по профилю профессий с соответствующими коэффициентами сходства (полное совпадение - 1).

Список профессий, заложенный в программу, включает в себя:

  • наиболее популярные специальности и группы специальностей из Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • наиболее популярные вакансии для людей без высшего образования (по результатам проведенного анализа Интернет-сайтов по поиску работы);
  • специальности, которые центры занятости предлагают для обучения (переквалификации);
  • некоторые варианты самозанятости.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Методика была создана в 2008-2009 гг. сотрудниками Лаборатории "Гуманитарные Технологии" под руководством А.Г. Шмелева.

Нормы для теста "ТРУД" получены на профессионалах со средним специальным или профессионально-техническим образованием. В апробации тестового комплекса нам помогли 13 центров занятости населения, которые в общей сложности предоставили результаты тестирования 192 человек. Мы хотим поблагодарить за помощь сотрудников:

  • Агентства по занятости населения Астраханской области ЦЗН Камызякского района
  • Комитета РСО - Алания по занятости населения
  • Департамента по Труду и Занятости населения администрации Владимирской области
    • ГУ ЦЗН г. Владимира
    • ГУ ЦЗН г. Гусь Хрустальный
    • ГУ ЦЗН г. Коврова
    • ГУ ЦЗН г. Мурома
  • Управления Государственной службы занятости населения (УГСЗН) Ростовской области
    • ГУ ЦЗН г. Таганрога
    • ГУ ЦЗН г. Ростова-на -Дону
    • ГУ ЦЗН г. Новочеркасска
  • Управления Государственной службы занятости населения (УГСЗН) Ульяновской области
    • ЦЗН Ленинского района г. Ульяновска,
    • ЦЗН Засвияжского района г.Ульяновска
    • ЦЗН Заволжского р-на г. Ульяновска
    • ЦЗН Железнодорожного р-на г. Ульяновска
    • ОГУ ЦЗН Сенгилеевского района

Внутренняя валидность тестовых шкал устанавливалась с помощью конфирматорного факторного анализа: ключи присваивались только тем пунктам, которые дают значимые и интерпретируемые корреляции с суммарными баллами по заранее заданным субшкалам теста. Все ключевые пункты теста значимо коррелируют со "своими" шкалами со средним коэффициентом корреляции равным 0,27.

Показатели внутренней валидности теста:

Шкала теста Среднее значение корреляции вопросов со шкалой
Техника 0,48
Красота 0,44
Ручной труд 0,31
Информация 0,51
Природа 0,32
Помощь людям 0,36
Деньги 0,42
Физическая активность 0,42
Внимание 0,28
Экстраверсия - Интроверсия 0,2
Согласие - Независимость 0,28
Самоконтроль - Импульсивность 0,28
Эмоциональная стабильность - Тревожность 0,33
Новаторство-Консерватизм 0,3

При данном объеме выборки значимым является коэффициент корреляции больше 0,14. Корреляции для всех факторов, кроме шкалы "Активность" статистически значимы на уровне p=0,01, а для шкалы "Активность" - на уровне p=0,05. Следовательно, можно увидеть, что вопросы из всех шкал теста обладают необходимыми параметрами внутренней валидности.

Следовательно, можно увидеть, что вопросы из всех шкал теста обладают необходимыми параметрами внутренней валидности. Высокая внутренняя валидность методики обеспечивает точность измерения.

Надежность теста как средства измерения определяется низкой вероятностью ошибок измерения тестовых баллов и тем, в какой мере результаты измерений воспроизводятся при многократном использовании теста по отношению к данной группе испытуемых. Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы.

Шкала теста Коэффициент Альфа-Кронбаха
Техника 0,81
Красота 0,8
Ручной труд 0,66
Информация 0,85
Природа 0,65
Помощь людям 0,73
Деньги 0,77
Физическая активность 0,75
Внимание 0,62
Экстраверсия - Интроверсия 0,46
Согласие - Независимость 0,69
Самоконтроль - Импульсивность 0,63
Эмоциональная стабильность - Тревожность 0,76
Новаторство-Консерватизм 0,76
Т