Что знает научное сообщество о критическом мышлении. Обзор исследований

Содержание:
- Теоретические представления о критическом мышлении
- О чём говорят исследования
- Наши данные
- Резюмируем
- Источники
С начала 90-х годов интерес к критическому мышлению (КМ) как к одной из ключевых характеристик человека 21 века непрерывно растёт.
В статье разберём, какие когнитивные способности и личностные особенности включает в себя критическое мышление, о чём говорят эмпирические исследования и какие данные есть у нас.
Теоретические представления о критическом мышлении
Отправной точкой для современной концептуализации критического мышления стал консенсус экспертов Американской философской ассоциации (APA), представленный в The Delphi Report. (1)
Согласно описанной в отчёте двухфакторной модели, критическое мышление включает в себя специфические когнитивные навыки, которые влияют на готовность применять критическое мышление:
- Интерпретация — умение правильно понимать значение информации и её контекст.
- Анализ — способность выявлять логические взаимосвязи и аргументы «за» и «против».
- Выведение заключений — оценка последствий информации и достоверности доказательств.
- Оценка информации — критический взгляд на источник, стремление к надёжности и убедительности данных.
- Объяснение — умение чётко формулировать выводы и аргументировать их.
- Саморегуляция — рефлексия над своими рассуждениями и способность пересматривать их при обнаружении ошибок.
Однако одного владения этими навыками недостаточно. По словам Питера Фационе, ведущего исследователя, принимавшего участие в создании The Delphi Report, для хорошего критического мыслителя необходим «критический дух» — это стиль, набор установок, которые определяют личностную предрасположенность ценить и использовать критическое мышление в личных, профессиональных и общественных делах.
Эксперты APA сформулировали 19 суждений, описывающих критически мыслящего человека, которые Фационе, объединил в семь диспозиций:
- Любознательность — стремление к новым знаниям и желание учиться. Критические мыслители постоянно задают вопросы и интересуются разными точками зрения.
- Систематичность — организованность, сосредоточенность и методичность в анализе проблем.
- Аналитичность — склонность искать логические несоответствия, предвосхищать возможные ошибки и готовность их корректировать.
- Поиск истины — честность, объективность и непредвзятость в оценке информации.
- Открытость ума — толерантность к альтернативным точкам зрения, осознание собственной субъективности.
- Уверенность в себе — доверие к собственным рассуждениям и способность отстаивать аргументированную позицию.
- Зрелость мышления — способность работать с неопределённостью, принимать сложные этические решения и искать наилучшие пути решения проблем.
Метаанализ концепций диспозиций КМ указывает на сходство представлений различных исследователей относительно психологических особенностей, значимых для критического мышления. Понятия открытости, интеллектуального любопытства, толерантности к неопределённости и рефлексивного мышления пронизывают различные таксономии. Однако нет ясности относительно идеального числа диспозиций и их эталонных формулировок. (2)
Таким образом, вопрос о личностных качествах, предсказывающих уровень КМ наиболее эффективно и экономично остаётся открытым. Выявление таких измеримых психологических компонентов является одним из актуальных вопросов прикладной психологии.
О чём говорят исследования
Эмпирические исследования личностных компонентов, связанных с КМ, показывают, что одной из свойственных людям с высоким критическим мышлением личностных черт является выраженная Открытость опыту, включённая в широко известную «Большую пятёрку». Эмпирические исследования показывают, что Открытость опыту положительно связана с суммарным баллом по тесту навыков критического мышления Уотсона-Глейзера (r=0.28, р<0,01). (3)
Кроме того, Открытость опыту демонстрирует умеренные корреляции и с диспозициями, выделенными Питером Фационе и его коллегами, а именно с Поиском истины (r=0.27, р<0.001), Открытостью ума (r=0.33, р<0.001), Уверенностью в себе СТ (r=0.25, р<.004), Любознательностью (r=0.37, р<0.001) и Когнитивной зрелостью (r=0.30, р<0.001). (4)
Некоторые исследования также свидетельствуют о связи критического мышления с эго-устойчивостью, которая представляет собой способность гибко адаптироваться к стрессорам и преодолевать трудности. (5)
Умеренные корреляции были обнаружены между эго-устойчивостью и такими диспозициями КМ как Систематичность (r=0.47, р<0.001), Поиск истины (r=0.41, р<0.001), Любознательность (r=0.39, р<0.001), то есть устойчивость эго наиболее тесно связана с целенаправленным усердием, объективностью и интеллектуальным любопытством. (4, 6)
Наши данные
Мы, в свою очередь, также провели небольшое исследование, чтобы выявить связь между личностными чертами опросника «11 Личностных Факторов» и показателями одной из прошлых версий теста критического мышления.
Мы обнаружили, что более высокие показатели критического мышления связаны с более выраженной Нечувствительностью (r=0.35, p<0.001), Организованностью (r=0.20, p<0.001), Любознательностью (r=0.22, p<0.001).
То есть критически мыслящему человеку свойственны стремление к саморазвитию и усвоению нового, способность поддерживать порядок в работе, выполнять задачи качественно и последовательно, стремление мыслить рационально, опираться на функциональность и практичность при принятии решений. Полученный нами психологический портрет соотносится с описанием выделенных экспертами диспозиций критического мыслителя.
В линейке тестов HT Lab есть методика для оценки критического мышления сотрудников и кандидатов.
Тест оценивает способность критически анализировать информацию, делать из неё верные выводы и принимать взвешенные решения с опорой на логику и факты. Тестирование занимает всего 30 минут.
Узнать подробнее
Резюмируем
Теоретические модели диспозиций критического мышления схожи во взглядах относительно значимых для КМ личностных черт и установок, однако остаётся открытым вопрос определения личностных переменных, предсказывающих уровень критического мышления наиболее эффективно и экономично.
Эмпирические исследования показывают, что характеристиками, довольно хорошо предсказывающими КМ, являются Открытость опыту и эго-устойчивость.
Данные, полученные нами, демонстрируют значимые связи уровня критического мышления со следующими шкалами теста «11ЛФ»: Нечувствительность, Организованность и Любознательность.
Источники
- American Philosophical Association [APA] (1990). Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction, The Delphi Report: Research Findings and Recommendations Prepared for the Committee on Pre-College Philosophy. P. Facione, (Project Director). ERIC Doc. No. ED 315-423.
- Sosu, E.M. (2013). The development and psychometric validation of a Critical Thinking Disposition Scale. Thinking Skills and Creativity, 9, 107-119.
- Clifford, J. S., Boufal, M. M., & Kurtz, J. E. (2004). Personality Traits and Critical Thinking Skills in College Students: Empirical Tests of a Two-Factor Theory. Assessment, 11(2), 169-176. https://doi.org/10.1177/1073191104263250
- Facione, Noreen & Facione, Peter & (Sanchez, C.. (1994). Critical Thinking Disposition as a Measure of Competent Clinical Judgment: The Development of the California Critical Thinking Disposition Inventory. The Journal of nursing education. 33. 345-50. 10.3928/0148-4834-19941001-05.
- Block, J.H. & Block, J. (1980). The role of ego-control and ego-resiliency in the organization of behavior. In W. A. Collins (Ed.), Development of Cognition, Affect, and Social Relation: The Minnesota Symposia on Child Psychology, Vol. 13. Hillsdale, NJ: Lawrence Earlbaum.
- Sanchez, C. A. (1993). An exploration of cognitive strategies and dispositions in relation to ego resiliency. Unpublished Masters Thesis, University of California, Riverside.
Похожие статьи
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!
