София Доливец
София Доливец
Специалист отдела исследований и разработок
04.03.2025 Время чтения: 5 минут

Критическое мышление и well-being: есть ли связь?

Критическое мышление и well-being: есть ли связь?

Содержание:


Несмотря на стабильно растущий интерес к теме критического мышления (КМ), остаётся мало изученным вопрос о проявлении КМ в обычной жизни людей — вне «лабораторных» условий.

В этой статье мы пробуем обобщить опыт современных исследований, чтобы понять, как уровень критического мышления связан с повседневной жизнью человека: настроением, восприятием стрессовых факторов, выгоранием и удовлетворённостью жизнью.

Настроение и критическое мышление

Некоторые эмпирические исследования указывают на существование связи между положительным настроением и различными измерениями критического мышления.

Так, исследование, проведённое в образовательной среде, показало, что положительное настроение студентов в классе может повышать их субъективную оценку склонности использовать КМ в процессе обучения. (1)

Кроме того, были попытки установить влияние позитивного настроения на уровень критического мышления с помощью экспериментального метода. Было выявлено, что студенты университета, у которых предварительно был вызван позитивный настрой, продемонстрировали более высокий уровень критического мышления при написании эссе. (2)

Механизм влияния позитивного настроения на продуктивность КМ объясняется на основе теории Фредриксона, которая предполагает, что положительные эмоции являются катализаторами «когнитивного расширения», то есть увеличивают гибкость и открытость, активируют аналитические способности. (3)

Позитивные эмоции позволяют нам воспринимать более широкий спектр возможностей, снижая чувствительность к угрозам, и таким образом способствуют выработке более креативных решений

Однако некоторые данные указывают на то, что продуктивность критического мышления может расти под влиянием негативного настроения. Предполагается, что отрицательные эмоции способны повысить внимательность и чувствительность к недостоверной информации. 

Причина в том, что негативные переживания связаны с проблемно-ориентированным мышлением и активацией механизмов обработки информации. Они требуют большей бдительности и усилий, чтобы справляться со стрессовыми воздействиями. (4)

Стресс и критическое мышление

Предпринимались также попытки оценить роль КМ в формировании уровня стресса, вызванного влиянием фейковых новостей и неопределённости во время коронавируса. Проведённый исследователями регрессионный анализ демонстрирует снижение уровня стресса по мере возрастания уровня критического мышления у респондентов. (5)

Более того, связь критического мышления с эго-устойчивостью, о которой мы говорили в недавней статье, также указывает на то, что высокий уровень КМ связан с более успешным контролем над стрессом.

Эти данные не позволяют сделать однозначного вывода о причинно-следственной связи между уровнем стресса и критическим мышлением, а потому возможны две гипотезы:

  1. Критическое мышление способствует лучшей адаптации к стрессу и, кроме того, формирует особый стиль интерпретации реальности, благодаря которому воспринимаемая неопределённость вызывает меньше психологического дискомфорта.
  2. Более низкие (оптимальные) уровни стресса способствуют проявлению критического мышления.

Выгорание и критическое мышление

Как известно, хронический стресс приводит к истощению психических и физических ресурсов, что и приводит к выгоранию. В настоящий момент проведено не так много эмпирических исследований роли критического мышления в контексте выгорания, однако некоторые из них свидетельствуют о том, что снижение интеллектуальной смелости может быть индикатором выгорания у учителей. (6)

Интеллектуальная смелость — компонент критического мышления. Означает готовность отстаивать своё мнение, даже если оно непопулярно или противоречит общепринятым взглядам.

Кроме того, некоторые данные указывают на отрицательную связь эмоционального истощения и способности к критическому мышлению. (7)

Удовлетворённость жизнью и критическое мышление

Интерес представляет исследование связи КМ с удовлетворённостью жизнью. Этот компонент вместе с эмоциональной оценкой составляет более общее понятие — психологическое благополучие.

Удовлетворённость жизнью по Э. Динеру — это когнитивная оценка собственной жизни. 

Исследователи выяснили, что личностная предрасположенность к критическому мышлению положительно коррелирует с удовлетворённостью жизнью и наличием смысла в жизни. Авторы исследования объясняют эти результаты так:

Критическое мышление может играть роль в формировании экзистенциального самоощущения человека, облегчая поиск смысла жизни и тем самым повышая удовлетворённость жизнью

Выводы исследования жизнеутверждающие: авторы предполагают, что поддающиеся развитию навыки критического мышления можно использовать для повышения уровня субъективного благополучия. Однако эти возможности требуют дополнительного изучения. (8) 

Резюмируем

Критическое мышление определённо связано с эмоциональным состоянием человека. Причём как позитивные, так и негативные эмоции могут положительно влиять на его продуктивность.

Несмотря на то, что пока критическое мышление изучено недостаточно хорошо, есть основания предполагать, что оно представляет собой специфический ресурс. Его потенциально можно использовать для контроля над стрессом, выгоранием и для повышения субъективного благополучия.

Источники

  1. Zhang, Q., & Zhang, J. (2013). Instructors’ Positive Emotions: Effects on Student Engagement and Critical Thinking in U.S. and Chinese Classrooms. Communication Education, 62(4), 395–411. https://doi.org/10.1080/03634523.2013.828842
  2. Lewine, R., Sommers, A., Waford, R., & Robertson, C. (2015). Setting the Mood for Critical Thinking in the Classroom. International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning, 9(2), n2.
  3. Fredrickson, B. L., & Losada, M. F. (2005). Positive affect and the complex dynamics of human flourishing. American psychologist, 60(7), 678.
  4. Joseph P. Forgas, Chapter 3 - Mood Effects on Cognition: Affective Influences on the Content and Process of Information Processing and Behavior, Editor(s): Myounghoon Jeon, Emotions and Affect in Human Factors and Human-Computer Interaction, Academic Press, 2017, Pages 89-122, ISBN 9780128018514, https://doi.org/10.1016/B978-0-12-801851-4.00003-3.
  5. Alex Escolà-Gascón, Neil Dagnall, Josep Gallifa, Critical thinking predicts reductions in Spanish physicians' stress levels and promotes fake news detection, Thinking Skills and Creativity, Volume 42, 2021, 100934, ISSN 1871-1871, https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100934.
  6. Alinejad, Z., Nemati, M. and Ghaemi, N. (2021). Critical Thinking Dispositions of Iranian EFL Teachers and Their Relationship with Teacher Burnout (Research Paper). Iranian Journal of English for Academic Purposes, 10(4), 18-35. (https://journalscmu.sinaweb.net/article_141313.html)
  7. Khodabakhshzadeh, Hossein & Garmabi, Hanieh & Fayendari, Mehri. (2017). Exploring the Relationship between Burnout and Critical Thinking Skills among Iranian University Professors Teaching TEFL. International Journal of Applied Linguistics and English Literature. 6. 261. 10.7575/aiac.ijalel.v.6n.7p.261.
  8. Celik, Ismail & Sariçam, Hakan & Sakiz, Halis & Ilbay, Azmi. (2015). The Link between Critical Thinking Dispositions and Life Satisfaction among University Students: The Mediating Role of Meaning in Life [Universite grencilerinde elestirel düsünme egilimeri ve yasam doyumu arasindaki iliski: Yasamda anlamin araci rolül. Ozean Journal of Social Science. 8. 121-138. 10.13140/RG.2.2.35196.44167.
0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

Войти с помощью:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?

В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

Перейти в каталог тестов