Culture Fit в IT: как создать инструмент для оценки корпоративных ценностей

- IT-компания
- 6 лет на рынке разработки решений для международного бизнеса
- 400 сотрудников
- Задача: Настроить инструмент оценки на диагностику соответствия сотрудников корпоративным ценностям компании
- Инструменты: тест «Бизнес-Профиль Express» и моношкала «Проактивность»
- Длительность: декабрь 2024 — февраль 2025 года
- Собрана методика, которая объединяет оценку профессиональных компетенций и ценностного соответствия
- Новый тест помогает подбирать кандидатов, чьи ценности максимально совпадают с ценностями компании
Используемые решения
Бизнес-Профиль — универсальный психодиагностический комплекс, который состоит из личностного, мотивационного, интеллектуального тестов. «Бизнес-Профиль» оценивает все сферы личности человека и помогает делать дополнительные прогнозы на основе комбинации результатов по отдельным факторам.
Проактивность — шкала оценки уверенности в своих возможностях, ответственности и настойчивости в достижении целей.
О клиенте
Клиент — международная компания, специализирующаяся на электронной коммерции, маркетинговых коммуникациях и масштабировании любого бизнеса в сети.
Ситуация
Существующие методы оценки не учитывали метрики ценностей. Поэтому компания не могла оценить, насколько сотрудники и кандидаты разделяют её принципы. Это затрудняло подбор персонала и создавало риски нежелательного поведения.
Без оценки ценностей HR-специалисты нанимали людей, которые по духу не подходили команде, а руководители не могли понять, насколько сформированные команды соответствуют корпоративной культуре.
Задача
Нужно подобрать подходящий тест, который бы позволял оценивать не только профессиональные компетенции, но и выявлять степень совпадения ценностей сотрудников и кандидатов с ценностями компании.
Решение
Шаг 1. Определение корпоративных ценностей и построение модели связей
В компании декларируется 6 ключевых ценностей: Свобода, Ответственность, Гибкость, Партнёрство, Честность, Ориентация на развитие. Прежде чем приступить к кастомизации инструмента, нам было важно составить модель связей «Ценности — Шкалы оценки». Она определяет, какие качества должны проявлять сотрудники, чтобы соответствовать каждой из корпоративных ценностей.
В данном проекте модель связи строилась с опорой сразу на два метода. Первый метод — экспертное шкалирование, когда группа экспертов оценивает, какие тестовые шкалы соответствует требуемым конструктам.
Второй метод — статистический. Мы провели тестирование 100 представителей «эталонной» группы компании, которые на практике демонстрируют соответствие нужным ценностям. Тестирование этой группы показало сильную корпоративную специфику: «эталонные» сотрудники инновационны, активны, общительны, предприимчивы и любознательны.
В итоге мы получили модель (табл.1), где каждая ценность декомпозирована на конкретные шкалы и показатели, которые можно оценить тестами. Например, для ценности «Ориентация на развитие» были выделены такие индикаторы как «Интерес», «Творчество», «Признание», «Любознательность». Этот этап позволяет «перевести» абстрактные декларируемые ценности в конкретные и измеримые характеристики.
Ценности | Шкалы |
Свобода | Творчество, Активность, Любознательность, Оригинальность |
Ответственность | Проактивность |
Гибкость | Активность, Предприимчивость, Импульсивность, Любознательность |
Партнёрство | Помощь людям, Включённость в команду, Дружелюбие |
Честность | Включённость в команду, Общительность, Дружелюбие, Уравновешенность |
Ориентация на развитие | Интерес, Творчество, Признание, Любознательность |
Шаг 2. Выбрали инструмент оценки и провели кастомизацию
В качестве базового инструмента оценки выбран тест «Бизнес-Профиль Express». Он оценивает личностные особенности человека, его мотивацию и помогает делать дополнительные прогнозы на основе комбинации факторов. Для более точной оценки ценности «Ответственность» (как её понимает заказчик) в тест добавлена дополнительная шкала «Проактивность».
В итоговой кастомизированной методике создан специальный отчёт с блоком шкал-ценностей клиента и текстовыми расшифровками полученного результата (табл. 2).
Каждая шкала имеет три зоны выраженности:
- низкая — требует развития и может быть критичной для найма,
- средняя — базовое соответствие, но есть зоны роста,
- высокая — предрасположенность к необходимому поведению.
Табл.2 Пример отчёта для специалиста в готовом тесте
Результат
Компания получила инструмент для оценки соответствия сотрудников ценностям компании. При этом тест легко интегрировать в существующую систему подбора персонала. Теперь HR-специалисты могут объективно оценивать, насколько кандидаты и действующие сотрудники склонны разделять принципы компании. В будущем это поможет снизить текучесть кадров, уменьшить внутренние конфликты и повысить вовлечённость персонала.
Команда проекта
Похожие кейсы
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!
