Ложная скромность

7 Октября 2009


Ведомости, Оксана Гончарова
30 марта, 2006

 

Если работодатель ловит сотрудника на том, что тот постоянно и по мелочи врет, это скорее всего говорит о том, что в компании слишком строгие порядки. Человек прибегает ко лжи, чтобы защитить себя от наказания, напоминают эксперты.
Два года назад руководители центра психологического консультирования "Верфь" пребывали в растерянности. Креативный директор, от которого зависела работа творческой студии центра, систематически опаздывал на работу, при этом находил тому такие объяснения, что подступиться к нему с претензиями было как-то неудобно.
"Однажды он совершенно серьезно рассказал нам, что переводил через дорогу старушку, а в другой раз - забыл дома ключи. Мы, конечно, понимали, что все его истории звучат неправдоподобно, но долгое время не могли ничего с этим поделать", - рассказывает руководитель центра Вера Васильева.
Рассматривая вранье как угрозу своему бизнесу, работодатели предпочитают за него строго наказывать. "Плохо, когда человек, к примеру, допуская ошибку в отчетности, начинает перекладывать свою вину на коллег - в таких случаях крайнего не найти, но в результате может пострадать репутация банка", - сетует руководитель департамента персонала АКБ "Связь-банк" Алексей Самохвалов. В его банке сотрудник, если он систематически лжет, может лишиться до половины своей премии. А в другой компании - в агентстве бизнес-коммуникаций PR Inc, чтобы отучить работников от привычки оправдываться за опоздание, ввели систему штрафов: опоздал три раза подряд - заплати $10.
Опоздание далеко не единственная ситуация, оказываясь в которой, человек начинает врать. Согласно исследованию, проведенному рекрутинговым интернет-порталом CareerBuilder.com, из 2050 опрошенных 26% ответили, что делают это, чтобы ублажить клиента, 13% - стараясь избежать наказания за неудачный проект или пропущенный дедлайн, 8% - чтобы прикрыть своего коллегу, и еще 5% - чтобы коллегу подставить и создать о себе более выгодное на его фоне впечатление.
Если сотрудники лгут часто и без веских на то оснований, следует всерьез задуматься над организационной культурой компании. По мнению Алексея Серебрякова, гендиректора HR-лаборатории Human Technologies, некоторым руководителям не мешало бы отказаться от жестких административных мер в случае, если сотрудник допускает ошибки.
"Обман - своего рода психологическая защита: человек лжет, чтобы спасти себя от наказаний", - поясняет он. "Часто ложь может быть спровоцирована неумением руководства выслушать своих подчиненных, так как, заранее занимая обвинительную позицию, оно не интересуется, почему возникла та или иная ситуация, главное - когда и как она будет решена", - комментирует консультант-психолог рекрутинговой компании АНКОР Вера Александрова.
Два года назад в телекоммуникационной компании "Вымпелком" руководство задалось целью выяснить, какие факторы способны вызвать стресс у их сотрудников. В результате проведенного исследования 78% опрошенных работников ответили: "Боязнь допустить ошибку". По словам Ольги Дайновской, директора по организационному развитию компании, это приводило к тому, что в отчетах сотрудники могли завышать показатели, замалчивать о каких-то ситуациях или говорить не то, что думают, а то, что от них ожидали услышать руководители. Чтобы исправить ситуацию, в компании разработали кодекс поведения, который четко прописывал порядок действий в тех или иных ситуациях. Повторное исследование, проведенное в 2005 г., выявило, что совершить промах боялись уже менее трети сотрудников.
Старший тренер-консультант тренинговой компании CBSD Марина Фурта уверена, что, если бы российские компании пошли по пути японских, в которых наемные сотрудники за свою честность нередко получают вознаграждения, лжи со стороны сотрудников было бы меньше. В центре психологического консультирования "Верфь", взвесив все "за" и "против" в ситуации с постоянно говорящим неправду креативным директором, отважились на эксперимент. На очередном собрании совета директоров, на котором обсуждались дальнейшие планы творческой группы компании, руководители отдельно вынесли вопрос - как отучить от вранья систематически опаздывающего работника. Оценив сотрудника с точки зрения полезности, перспектив развития и лояльности, начальство пришло к выводу, что лучше перевести его на плавающий график. "Мы обнаружили, что это единственный в компании человек, который обладает редким набором профессиональных качеств, очень важных для бизнеса, поэтому сочли благоразумным пойти ему на уступки", - говорит Васильева. Мера вразумила и самого сотрудника. "Как это ни странно, он стал реже опаздывать, а потом и вовсе взял себе за правило приходить на работу как все", - рассказала она.
Парадоксально, но неискренность по отношению к внешнему миру работодатели если прямо и не поощряют, то во всяком случае относятся к ней снисходительно. "Нет ничего страшного в том, что сотрудник бухгалтерии что-то скрывает от налоговых инспекторов", - говорит Александр Смолин, президент компаний "Эниро Рус-М" и "Эниро Рус-С", работающих в сфере рекламно-справочных услуг. "Не беда, если менеджеры замалчивают о какой-то проблеме с клиентом, предпочитая сначала самостоятельно ее решить, а потом уже доложить об успешных результатах руководству", - говорит Ольга Дашевская, управляющий партнер PR Inc. "Не стыдно, когда перед заказчиком приходится слегка преувеличивать свои достижения", - признается Дмитрий Агарунов, владелец издательского дома Game Land.

 

Лаборатория Гуманитарные Технологии Контакты:
Адрес: Кутузовский проспект, дом 36, строение 3 121170 Москва,
Телефон:+7 495 514-31-15, Электронная почта: test@ht.ru