Интервью с А. Серебряковым, генеральным директором HR-Лаборатории Human Technologies

7 Октября 2009

 


Управление персоналом, Алексей Серебряков
11 июля, 2002

 

УП: Человеческий ресурс - основной в конкурентной борьбе за прибыль. Значит, надежная психодиагностика в работе с персоналом сулит большие выгоды. При этом наш рынок компьютерных тестов буквально завален обилием псевдопродукции, выпущенной полупсихологами-полупрограммистами. Использовать такие тесты - все равно, что применять молоток в стоматологии. Но Ваша лаборатория известна высоким уровнем профессионализма в области тестологии. Расскажите, пожалуйста, о себе нашим читателям.
АС: В декабре 2002 года нашей лаборатории исполняется 10 лет. С самого основания миссия компании звучала как, "профессиональная помощь специалистам в выборе и принятии организационных и кадровых решений", а основные цели заключались в разработке компьютерных психологических методик для аттестации и отбора персонала. В дальнейшем мы стали работать в еще более широком диапазоне - создавали тесты для личностной диагностики, для профориентации школьников и абитуриентов, затем вышли на уровень проведения Всероссийского образовательного тестирования "Телетестинг". В лаборатории разработаны более 40 тестовых методик, и ни одна из них не является западной "калькой" (простым переводом на русский язык). Даже тест "16-РФ" (аналог 16PF Кэттелла), созданный с помощью факторного анализа, опирается на 16 оригинальных "русских" факторов. Александр Георгиевич Шмелев, основатель и научный руководитель нашей лаборатории, получил у института Кэттелла лицензию на адаптацию американской версии, а потом разработал свою собственную, которая полностью произведена в России, на российской выборке, на российских нормах. Мы регулярно ее обновляем. Совсем недавно вышла 3-я версия, с новыми вопросами, новыми тестовыми нормами, новыми возможностями по интерпретации.
Основной принцип деятельности нашей компании - обеспечение высокого качества выпускаемого продукта и гибкий индивидуальный подход к каждому клиенту. Все наши методики создаются профессиональными тестологами под руководством доктора психологических наук, профессора МГУ А.Г. Шмелева. При создании тестов используются новейшие достижения психологической науки и информационных технологий. И, что самое важное, мы не только разрабатываем, но и "настраиваем" психодиагностический инструментарий под конкретные цели и задачи заказчика.
Наши тесты постоянно подтверждают высокую надежность и валидность в ходе проводимых экспертиз и экспериментальных исследований.
Компьютерные методики до сих пор для многих остаются экзотикой, особенно за пределами Москвы, поэтому, мы активно проводим пропаганду этого нужного и перспективного направления - психодиагностического тестирования, психологических услуг вообще.
УП Я хочу купить ваш MAINTEST' 02 и как всякий покупатель жду ответов на три главных вопроса: как и где я могу это использовать наилучшим образом; в чем преимущества вашего продукта по сравнению с аналогичными предложениями?
АС: Универсальная тестовая оболочка MAINTEST'02 выпущена в июне этого года. Это компьютерная программа нового поколения, предназначенная для проведения и обработки многофакторных психологических тестов и тестов специальных знаний.
В настоящее время под оболочкой MAINTEST'02 работают более 20 методик для осуществления организационной, профессиональной, интеллектуальной и личностной диагностики. Оболочка и тесты реализованы под операционной средой Windows (Win-95, 98, 2000, NT, Millenium и XP) и могут быть использованы на большинстве современных компьютеров.
Тестовая система обладает интуитивно понятным интерфейсом, проста в использовании, для работы с ней достаточно владеть начальными навыками обращения с персональным компьютером IBM-PC.
Усовершенствованные возможности оболочки MAINTEST'02 позволяют:
- комбинировать и дополнять приобретенную тестовую оболочку новыми методиками и субтестами;
- производить полную автоматизированную обработку индивидуальных и групповых данных, с возможностью пересчета и обновления норм, а также проведения кластерного анализа полученных результатов.
- работать в телережиме, т.е проводить тестирование на локальном компьютере,
а обрабатывать результаты и обновлять нормы на специализированом Интернет-сервере.
В настоящее время MAINTEST'02 можно приобрести в нашей Лаборатории c любыми тестами, а также можно получить через Интернет только модуль без блока обработки, а обрабатывать результаты на нашем сервере.
УП: Где применяется MAINTEST' 02?
АС: MAINTEST'02 предназначена, прежде всего, для использования специалистами по развитию и управлению человеческими ресурсами - HR-менеджерами, работниками кадровых служб, отделов кадров, рекрутинговых агентств и другими специалистами, решающими задачи отбора, подбора и аттестации персонала. MAINTEST'02 применяется также для организационной диагностики в целом.
УП: А в чем преимущество вашего продукта перед аналогичными предложениями?
АС: Помимо приобретения методик, мы предлагаем постоянное консультационное обслуживание, обработку и настройку под специфику предприятия-заказчика. Мы постоянно, каждый год обновляем тестовые нормы. Нами постоянно проводится психометрический анализ и коррекция тестов. Сейчас очень быстро меняются социокультурные нормы и, даже, менталитет россиян. И мы это учитываем при разработке и обслуживании тестов.
Мы разрабатываем с помощью факторного и кластерного анализа наиболее адекватные модели тех профессий, которые есть у организации. Многие тесты нашей лаборатории выстроены модульным образом, что можно как из конструктора включить в MAINTEST' 02 блоки, субтесты, батарею тестов, настроенных на решение определенных задач конкретной организации.
Ну а самое главное, что мы можем предложить средним и крупным предприятиям - разработку эксклюзивного диагностического комплекса с учетом индивидуальных особенностей и требований компаний.
Есть много наших инновационных разработок, "ноу-хау", которые применяются нами при создании методик. Например, это и случайный выбор заданий из банка. И контроль социальной желательности или достоверности. Для личностных тестов-опросников, которых у нас осталось не так уж много, но которые остаются наиболее популярными в нашей стране, очень важно учитывать, что человек, попадая в ситуацию экспертизы, пытается показать себя в лучшем свете. "Всегда ли Вы приходите на работу вовремя?" "Всегда ли Вы считаете, что Ваш начальник прав"?" На такие вопросы лучше ответить "Да", а то на работу не возьмут. Так вот, еще в процессе тестирования, программа адаптивно реагирует. Если она видит чрезмерную социальную желательность, то выдает предупреждение и возвращает к началу теста, или для того, чтобы настроить человека на более откровенную волну, по-другому предъявляет материал. Такого обычно не бывает при самопознании, а вот при экспертизе - в каждом втором случае.
УП: Должен ли менеджер по персоналу, который будет пользоваться вашими автоматизированными методиками, быть профессиональным психологом и хорошо владеть компьютером?
АС: Теперь этого опасаться не стоит, ведь приобретая тестовую методику, менеджер по персоналу получает полную консультационную поддержку и образовательную подготовку. С сентября мы планируем регулярное проведение обучающих семинаров и тренингов. Наши специалисты при необходимости готовы выехать к заказчику и все разъяснить применительно к ситуации клиента. Простейший, удобный интерфейс программ дает возможность с помощью нажатия двух-трех клавиш интерпретировать результаты тестирования. Конечно, компьютерная интерпретация требует дополнительной коррекции специалистом. Если речь идет об отборе кадров на массовые должности с высокой текучестью, то достаточно простого ранжирования: лучшие по сумме критериев успешно пройдут отбор. Но если дело касается более сложных обследований управленческого персонала, которые проводят крупные предприятия, то здесь ситуация другая. Нашей лабораторией разработаны специальные имитационные тесты, где предлагаются различные ситуации, и необходимо выбрать и осуществить те действия и поступки, которые адекватны данной ситуации с позиции управленца, менеджера. В таких случаях обработка уже более сложная. Автоматически выдаются только первичные результаты и основные тенденции, а наш дополнительный комплекс обрабатывает данные и дает возможность более прицельных экспертных ("ручных") интерпретаций.
УП: Компьютерная имитация проблемных ситуаций - это одно из ваших "ноу-хау"?
АС: Да, хотя, кейс-методы давно известны, и обучение по ним проходит еще с начала семидесятых годов, компьютерную имитацию проблемных ситуаций именно в психодиагностических целях мы считаем своим инновационным достижением.
УП: А развивают ли новейшие компьютерные технологии традиционную психологическую науку?
А.С: Компьютерные технологии позволяют проводить тестирование в различных регионах одновременно и собирать такие обширные данные, которыми раньше ученые не располагали. Сейчас у крупных компаний есть филиалы в регионах. Так, мы проводим дистанционное тестирование через Интернет сразу в многих городах по одной и той же методике. И все данные собираются на нашем сервере, где автоматически обрабатываются, анализируются, и результаты оперативно рассылаются в региональные центры. В этом виден очень удачный синтез психологической науки и информационных технологий. Другое наше предложение включает в себя не только диагностику, например управленческого потенциала или компетентности персонала, но и развивающие, коррекционные, тренинговые методики по тем направлениям, которые выявились как проблемные, нереализованные, слабовыраженные. То есть, диагностика плюс развитие - наш еще один очень важный принцип.
УП: Алексей Георгиевич, все-таки хотелось бы услышать от Вас критику тех психодиагностических компьютерных программ, которые пытаются с вами конкурировать. Что предлагает нам рынок компьютеризированных тестов сегодня? В чем Вы видите их основные недостатки?
АС: Большинство таких тестов, которые мы анализировали, являются технологически устаревшими компьютерными разработками под DOS или под Windows-3.11. А самое главное, надо сказать, что те программы, которые мы изучали, зачастую базируются на "кальках" западных методик. Как правило, эти "дешевые" тесты неадаптированы к нашим нормам и реалиям. Нас дискредитирует некачественный товар, появляющийся таким образом на рынке. Или вот еще - уже сейчас кто-то заявляет, что предлагает сертифицированные методики, а в нашей стране, к сожалению, пока нет уполномоченных организаций по лицензированию и сертифицированию психодиагностического инструментария. Да, западно-европейские и американские компании, пытающиеся выйти на российский рынок, имеют сертификационные пакеты. Они прошли сертификацию за рубежом, ведь там это очень жестко и строго выстроено. Но сертификацию за рубежом а не в России: нормы зарубежные и нормы наши - имеют принципиальные различия. И конечно, зарубежным компаниям приходится тратить много усилий на адаптацию своих разработок. Это делает и без того дорогие западные методики еще более дорогими. А наш потребитель сейчас не готов платить две тысячи долларов или пять за кадровые психодиагностические решения. Это очень дорого по очевидным причинам. Если для западных компаний это является нормальным, то для отечественных суммы порядка 200-500 долларов уже являются критическими. А с другой стороны, более дешевый продукт неминуемо теряет в качестве. Ведь нужно проводить много научно -исследовательских работ, апробаций тестового материала, адаптаций. Мы ценим свой интеллектуальный труд и свой опыт, ответственно относимся к своей работе. Поэтому мы пытаемся найти адекватную ценовую нишу, чтобы быть доступными не только для крупных предприятий, но средних, и даже малых, которые задумываются о развитии персонала, а значит и развитии своего бизнеса. В то же время мы стремимся быть достойными конкурентами западным компаниям, которые пытаются сейчас выходить на отечественный рынок.
Наша задача - постепенно внедрять психологическую и профессиональную диагностику в России, выступая на лекциях и семинарах, создавая методическую литературу с одной стороны, и демонстрируя качество, надежность и общедоступность своих продуктов, с другой стороны.
УП: Как правило, главный аргумент при решении о выборе продукта - оптимальное соотношение его цены и качества. Высокое качество ваших программ по достоинству оценено специалистами и пользователями. А какова стоимость ваших разработок?
АС: Сама оболочка MAINTEST'02 бесплатна! Сейчас также Лаборатория предлагает бесплатное обслуживание в течение 3 месяцев после приобретения. Цена же одного теста под эту оболочку варьируется от 3 до 8 тысяч рублей.
УП: Тесты можно приобретать по одному и в любом количестве?
АС: Можно приобрести или скачать в Интернете оболочку без тестов, с демо-версией, а потом постепенно покупать нужные тесты в требуемом количестве или заказать разработку нового теста под оболочку.
Например, у нас уже есть профессиональные тесты для топ-менеджеров, секретарей, коммерческих агентов, менеджеров по продажам, технологов, страховых агентов и т.д. А сейчас мы готовим тесты для бухгалтеров и IT-специалистов.
УП: То есть вы можете оценить уровень владения профессиональными навыками?
АС: Да, эти тесты измеряют основные навыки. Он служат для того, чтобы вкупе с собеседованием по специфике предприятия-заказчика отбирать из большого количества соискателей на вакантные должности, экономя время и деньги.
УП: Известно, что именно психфак МГУ дает лучшую фундаментальную научно-практическую подготовку своим специалистам. То, что ваша лаборатория существует на базе этого уважаемого научного заведения, вызывает особое доверие к вашим разработкам. Расскажите, пожалуйста, о своих сотрудниках.
АС: Без лишних слов скажу, что я горжусь своим персоналом. В основном, это выпускники МГУ. Это молодые честолюбивые, научно-подготовленные и ориентированные на качественный результат специалисты. Они верят, что не только торгово-посредническая и финансовая, но и научно-производственная, исследовательская деятельность востребована в российской экономике. Они видят себя как нарождающийся класс специалистов в области психологической науки и практики по развитию человеческих ресурсов.
УП: Спасибо.

 

Лаборатория Гуманитарные Технологии Контакты:
Адрес: Кутузовский проспект, дом 36, строение 3 121170 Москва,
Телефон:+7 495 514-31-15, Электронная почта: test@ht.ru