HR-специалисту важно качественно закрывать вакансии в сжатые сроки. Но как сделать так, чтобы новый сотрудник справлялся с работой и не уволился через пару месяцев? В этом поможет разработка критериев отбора персонала. В статье пошагово и по этапам разберём, как найти подходящего специалиста, который захочет остаться в компании.
Профиль должности — это описание функционала и обязанностей сотрудника, профессиональных знаний и навыков, требуемого образования и стажа работы. Рассмотрим на примере профиля менеджера по продажам:
Кроме описания профиля добавьте систему оценки, по которой будет понятно, насколько каждый кандидат соответствует требованиям должности. Это может быть балльная система — от 1 до 5, или оценка по уровням: высокий, средний, низкий.
Пример сравнения профилей трёх кандидатов
Модель компетенций — это набор ключевых компетенций для успешного выполнения рабочих, которыми должен обладать сотрудник. Вместе с описанием компетенций в модели, как и в профиле должности, должны быть прописаны степени выраженности компетенций у кандидата.
Вот так может выглядеть готовая модель компетенций для менеджера отдела продаж:
Хорошо, когда в разработке профиля должности и модели компетенций участвуют и HR-специалист, и руководитель отдела. Ведь именно руководитель знает, какие профессиональные и личностные качества нужны для эффективной работы на конкретной позиции.
Когда установлены критерии для каждой должности, можно переходить к отбору кандидатов по резюме. HR проводит отбор по профессиональным и личностным качествам в соответствии с профилем должности и моделью компетенций.
В результате подход к подбору персонала становится более ориентированным на возможности и навыки конкретного человека. Понимая возможности кандидата, HR-специалист может подобрать ту должность, на которой потенциал работника откроется на все 100%.
Следующий этап профотбора — оценка компетенций. HR-специалист использует инструменты подбора персонала в соответствии с критериями модели компетенций.
Для найма линейного персонала подойдёт тест Большая Пятёрка Компетенций. Он позволяет отобрать кандидатов по пяти базовым компетенциям: клиентоориентированность, стрессоустойчивость, дисциплинированность, терпимость к однообразию и стремление к риску. Такая оценка не только помогает определить, подходит ли соискатель на указанную должность, но и подсказывает, на какие альтернативные позиции он может претендовать.
Пример результатов тестирования респондента, методика Большая Пятёрка Компетенций
Для отбора сотрудников на руководящие должности рекомендуем использовать тесты управленческого потенциала. Тесты LeaderChart и LeaderCase — позволяют оценить потенциал и мотивацию к руководству.
А с помощью теста Бизнес-Профиль оцениваются три сферы личности человека: мотивация, интеллектуальные способности и личностные особенности. Методика подходит для ситуаций, когда нужно детально изучить кандидата, — понять его потенциал, спрогнозировать конфликтность и поведение в команде, оценить навыки и свойственные кандидату стили менеджмента.
При использовании разных инструментов оценки снижается риск ошибки в процессе подбора персонала. Например, на простом собеседовании трудно оценить управленческий потенциал человека и спрогнозировать, сможет ли будущий руководитель правильно организовать бизнес-процессы в своей команде и достигать поставленных целей.
Для оценки топ-менеджеров и должностей «топ минус 1» подойдёт Тест-Ассессмент, с помощью которого можно определить потенциальный и наблюдаемый уровень развития компетенций кандидата. Тест-Ассессмент проходит в два этапа: комплексное тестирование и интервью по компетенциям. По результатам оценки можно составить прогноз успешности, оценить сильные и слабые стороны личности, разработать индивидуальный план развития сотрудника.
Зная склонности и особенности персонала, можно сократить ошибки сотрудников в работе, а также правильно распределить рабочие ресурсы внутри компании.
Проводить тестирование полезно для обеих сторон процесса: компания не потратит деньги и время на неподходящего человека, а соискателю подберут по результатам оценки должность, где он будет наиболее продуктивен.
Тесты HT Lab можно использовать дистанционно или проводить на компьютерах в офисе компании. Результаты оценки формируются автоматически, сразу после тестирования. Таким образом HR-специалист получает данные о способностях кандидатов, и может быстро отсеять заведомо непригодных при отборе.
Адаптация помогает новичку познакомиться с коллективом, войти в курс дела, понять требования и минимизировать ошибки. Почему компании выгодно быстрее адаптировать нового сотрудника:
Результативность компании базируется на стабильной и профессиональной команде. Важно при подборе кандидатов учитывать, для какой вакансии подходит соискатель. Когда сотрудник занимает соответствующую его компетенциям и способностям должность, больше шансов, что он будет дальше развиваться в компании и не уволится в поисках лучшего варианта. Правильная расстановка в данном случае очень важна. Для предприятия выгоднее растить специалистов, которые уже лояльны компании, заинтересованы в росте и разделяют корпоративную культуру и ценности.
В вашей почте раз в неделю. А еще: новости, акции и мероприятия для HR.