В поисках честного человека. Как нанять менеджера, который не берет откатов?

7 Октября 2009


Ведомости, Федор Сваровский
20 февраля, 2002

 

Воровство — застарелая болезнь российского бизнеса. Некоторые руководители, устав бороться, закладывают в бюджет потери от краж или откатов. Однако есть собственники, которые предпочитают нанимать честных людей. Специалисты по управлению персоналом и безопасности выработали специальные технологии проверки честности людей.
Слабые духом
Типичные схемы менеджерского воровства выглядят примерно следующим образом. Человек в ранге вице-президента, который отвечает, допустим, за связи с общественностью, усердно «осваивает» выделенный ему бюджет. Большую часть средств, отпущенных на создание паблисити, он кладет себе в карман и отчитывается перед руководством за несовершенные акции и сделки. Другой распространенный вариант: руководитель, например, отдела маркетинга берет у партнеров-рекламщиков откаты. Допустим, зарплата такого менеджера 3000–5000 долл., а бюджет отдела 1–2 млн. долл. Удержаться от «освоения» корпоративных денег под силу не каждому. По мнению специалистов по безопасности, количество слабых духом маркетологов, пиарщиков, рекламных менеджеров на рынке труда превышает 50%.
«Один из наших клиентов в прошлом году обратился к нам с просьбой о подборе директора по рекламе как раз по такой причине — работающий менеджер подозревался в пристрастной работе с конкретным рекламным агентством», — рассказал Игорь Шехтерман, партнер компании по подбору топ-менеджеров «Росэксперт».
Рекрутеры и хедхантеры не занимаются проверкой репутации кандидатов. Хотя они могут собрать рекомендации от прежних работодателей. Однако ни для кого не секрет, что человек, от которого компания хочет избавиться, часто получает отличные рекомендации. Кроме того, солидные фирмы предпочитают не выносить сор из избы и не признаются, что уволившийся менеджер обворовывал компанию.
Партнер московского отделения хедхантингового агентства Amrop Hever Group Екатерина Кимпеляйнен считает, что кое-что узнать о моральном облике кандидата можно при помощи обычного разговора. Например, стоит обсудить с ним какой-нибудь известный в деловом мире скандал и посмотреть, какую позицию выберет кандидат. Но никаких гарантий такие мягкие методы проверки не дают, поэтому в особо важных случаях работодатели прибегают к помощи специалистов по безопасности.
Подозрительные факты биографии
Взявшись за дело, служба безопасности компании или наемное агентство начинают собирать информацию о кандидате. По словам заместителя директора частного охранного предприятия «СБ Конус» Виталия Кочеткова, сразу имеет смысл выяснить, сколько человек получал денег на прежнем месте, и сравнить с тем, сколько он тратит на квартиру, машину и развлечения. Если при зарплате 3000 долл. человек купил себе 5-комнатную квартиру в дорогом районе и ездит на новом автомобиле стоимостью не менее 100 000 долл., впору и насторожиться.
Также, по словам Кочеткова, важно выяснить, с какими компаниями человек ранее контактировал. Возможно, в бизнес-среде они зарекомендовали себя как «откатолюбивые». И сотрудничество с ними (особенно не единичное) - показатель ненадежности менеджера. Стоит обратить особое внимание на долгосрочные контракты, которые кандидат заключал с поставщиками на прежнем месте работы. Именно долгосрочные контракты часто становятся поводами для крупных взяток. Если контракт заключен с малоизвестным на рынке поставщиком, но в нем оговорены цены на уровне тех, что платят лидерам рынка, то вполне можно подозревать неладное.
Стоимость такой проверки кандидата может колебаться от 200 (в легких случаях) до нескольких тысяч долларов. Особенно дорого это обходится в том случае, если необходимо проверять какие-то данные о кандидате за границей. На проверку в среднем уходит от 2–3 дней до недели.
Для того чтобы облегчить проверку, по мнению специалистов по безопасности, стоит ввести для кандидатов подробные анкеты с вопросами о размере прежней зарплаты и других важных фактах трудовой биографии. Однако, как отметил президент охранно-сыскной корпорации «Инекс» Александр Мейтин, с введением нового трудового законодательства сбор данных о кандидатах становится весьма затруднительным. «Теперь согласно ст. 86, п. 3, мы не имеем права проверять анкетные данные без письменного согласия человека, — говорит Мейтин. — И это, конечно, затрудняет работу». Требовать от топ-менеджера или солидного специалиста разрешение на проверку порой просто невозможно. Человек обидится. Кроме того, кандидат-взяточник будет таким образом заранее предупрежден и может затруднить сбор информации.
По мнению Мейтина, если невозможно на законных основаниях собрать и проверить информацию о кандидате, компания может воспользоваться полиграфом (детектором лжи). «Ст. 57 в новом трудовом законодательстве говорит, что работодатель может сам определять содержание трудового договора, — объясняет Мейтин. — Поэтому в договор можно вставить пункт о поверке на полиграфе. И тогда достоверность анкетных данных можно проверить при помощи полиграфа».
По словам Мейтина, проверка на полиграфе не раз позволяла выявлять взяточников среди менеджмента компаний. Стоимость одной подобной проверки в среднем 180–200 долл. Однако необходимо учесть, что широкое использование полиграфа для проверки сотрудников может создавать демотивирующую атмосферу в компании. Да это и не панацея. «Дело в том, — говорит Алла Гридасова, директор по управлению человеческими ресурсами московского представительства компании Motorola, — что данные исследования на полиграфе юридически не могут служить основанием для отказа в приеме на работу или для увольнения».
Если уже нанятый человек вызывает серьезные подозрения, некоторые работодатели заказывают детективным агентствам его проверку при помощи провокации взятки. Но это абсолютно незаконный способ проверки.
Мягкие методы
Существуют и более мягкие способы выявления нечестных людей. «Основной психологический критерий для оценки [правдивости] человека — рассогласование между вербальным и невербальным поведением человека, — говорит заместитель директора компании Occupational psychologists Дмитрий Хренов. — Существуют определенные визуальные критерии, которые позволяют определить точки зажима, темы, которые заставляют человека испытывать напряжение и, возможно, лгать». Чтобы солгать, человек должен нечто в себе преодолеть, и это усилие выражается в его поведении, в жестах. Такое наблюдение за рассогласованием поведения можно проводить прямо во время интервью с кандидатом. Сначала специалист задает человеку вопросы, на которые тот ответит обязательно правдиво, и устанавливает его нормальный «фон». Далее следуют провокационные вопросы.
Иногда достаточно лишь наблюдения за человеком, чтобы уличить его. Например, как рассказал Дмитрий Хренов, как-то во время интервью кандидат заявил, что его работа приведет фирму в будущем к «глубокому подъему». И при этом человек не поднял руку вверх, а, наоборот, опустил ее. Несогласованность слов и жестов — свидетельство лукавства. Когда человек лжет, он обычно делает более долгие паузы между словами, покашливает, в его речи много лингвистических проявлений типа «э-э-э», «м-м-м» и т. п. Речь становится менее конкретной. Если человек говорит уверенно, раскованно жестикулирует, но при этом, например, сидя на крутящемся кресле, постоянно вертится — это тоже плохой знак.
С помощью подобных признаков специалист может определить подозрительного человека. Однако, по словам Дмитрия Хренова, на 100% определить, лжет человек или нет, невозможно.
По мнению старшего консультанта компании SHL Елены Шиковой, клинический тест Люшера также позволяет выявить склонность человека ко лжи. Правда, и этот тест не дает 100%-ной гарантии.
По мнению директора по развитию охранного объединения «Баярд» Александра Куранова, контроль за людьми менее эффективен, чем регулярная проверка результатов работы менеджера. Полезно публичное обсуждение результатов. Увольнение уличенного в нечестности менеджера обычно производит впечатление на его преемника.
«Сама культура компании определяет то, как себя ведут менеджеры, — говорит Екатерина Кимпеляйнен. — Попадая в корпоративную среду, они очень хорошо чувствуют, что допустимо, а что нет. Культура одной компании позволяет вести себя нечестно. А в другой это невозможно. И менеджер играет по установленным в компании правилам».

 

Лаборатория Гуманитарные Технологии Контакты:
Адрес: Кутузовский проспект, дом 36, строение 3 121170 Москва,
Телефон:+7 495 514-31-15, Электронная почта: test@ht.ru