Психометрическое тестирование. Описание метода

7 Октября 2009


www.e-xecutive.ru, Алексей Гостев на основе интервью с Александром Шмелевым и Алексеем Серебряковым, руководителями HR-Лаборатории Human Technologies
09 сентября, 2004

 

Как быть, если необходимо заранее спрогнозировать будущую эффективность работы нового сотрудника? Ни внимательный анализ резюме, ни самое искусное собеседование в этом случае не превращают HR-менеджмент в точную науку. Не удивительно, что специалисты в этом случае стараются использовать количественные измерительные методы общественных дисциплин (social sciences). Например, психологии. Психологические тесты используются как статистическое «сито», через которое просеиваются потенциальные сотрудники. При этом очень часто российские компании используют неадаптированные западные тесты. Недостаток таких тестов в том, что в этом случае измерение осуществляется на основе некой «универсальной», а на самом деле обычно американской или, реже, европейской шкалы, в основе которой лежит, опять же, европейский или американский среднестатистический индивид.
Как известно, психологические тесты подразделяются на авторские и психометрические. В авторских тестах выставление тестовых баллов осуществляется для каждого испытуемого независимо от других, а шкала измерений создается автором (поэтому они так называются) и не учитывает статистику ответов. В отличие от них, в психометрических тестах результаты каждого испытуемого высчитываются не на абсолютной шкале, созданной автором исходя из каких-либо умозрительных соображений, а на относительной, основанной на усредненной статистике ответов всех испытуемых. Казалось бы, первая методика дает более универсальные, а, значит, возможно, и более точные результаты. Между тем, психологические тесты – как раз тот случай, когда точность измерительного инструмента прямо зависит от его гибкости. Дело в том, что шкалы измерений в психологических тестах обычно относительны. Эти тесты похожи на линейку для измерения роста, в которой вместо сантиметров и миллиметров отметки на шкале будут называться «Высокий рост», «Средний рост», «Маленький рост». Легко себе представить, что произойдет, если антрополог попытается при помощи линейки, изобретенной, например, в Америке, провести массовый замер роста где-нибудь в Южном Китае или среди низкорослых пигмеев Центральной Африки. Если в Америке или в России описание человека выше 180 см как «высокого» будет иметь смысл и позволит разбить население на группы «высоких», «низких» и людей «среднего роста», то в Южном Китае, вероятно, все измеряемые попадут в категорию «низких» без всякой дифференциации. Иными словами, само измерение станет бессмысленным. Использование неадаптированных авторских психологических тестов иногда напоминает именно такое «измерение без сравнения». Хотя его результаты могут дать какую-то информацию о России в целом, их практическая ценность для компаний, заинтересованных в отборе сотрудников, невелика. Примеры неадаптированных авторских тестов на сайте e-xecutive.ru: тест Кейрси, тест на мотивацию к успеху, опросник Басса-Дарки.
Проблема не только в том, что русская культура и условия жизни формируют людей с особым психологическим типом. Помимо этого, многие качества, которые на Западе социально приемлемы и даже желательны (например, «карьеризм»), в России до сих пор считаются едва ли не аморальными. Соответственно, в отношении этих качеств включается «фактор нечестности», когда испытуемые сознательно или подсознательно скрывают реальные особенности своего поведения. Западные тесты, естественно, не вносят поправок в расчете на этот фактор. Психометрические тесты призваны устранить все эти неточности. В отличие от авторских тестов, в которых шкала измерений неподвижна, в психометрических тестах при интерпретации учитывается статистика ответов всех испытуемых. В нашем примере с измерением роста, в психометрическом тесте в аналогичном случае замеры будут проводиться на основе реальной статистики, и группы «высоких», «средних» и «низких» будут зависеть от усредненных показателей. Разумеется, в психометрических тестах используются и более сложные методы статистического анализа. Такие тесты удобно использовать для отбора сотрудников, когда, естественно, имеет значение выбор из конкретного, локализованного «человеческого материала». Именно поэтому психометрические тесты уже почти 100 лет используются в большинстве западных компаний (начиная с тэйлоровской школы индустриальной психологии). В разделе "Тесты" на сайте ht.ru вы можете познакомиться с психометрическими тестами, созданными HR-Лабораторией Human Technologies.

 

Лаборатория Гуманитарные Технологии Контакты:
Адрес: Кутузовский проспект, дом 36, строение 3 121170 Москва,
Телефон:+7 495 514-31-15, Электронная почта: test@ht.ru