Связь между взаимными оценками и эмоциональными отношениями в малой группе

7 Октября 2009


Аннотация к дипломной работе, Татьяна Преснова
04 мая, 2004

 

Эта дипломная работа выполнена в 2004 году под руководством доктора психологических наук, профессора А.Г.Шмелева (факультет психологии МГУ, кафедра социальной психологии), научный консультант - доктор психологических наук Базаров Т.Ю.
Целью данной работы является установление степени подверженности результатов межличностного оценивания влиянию фактора эмоциональных отношений. Это знание позволит прояснить степень субъективности результатов использования таких процедур сбора данных, которые предполагают оценки членами производственного коллектива друг друга (например, методика взаимных оценок, техника "360 градусов").
Сформулирована рабочая гипотеза исследования: оценка другого человека подвержена влиянию "встречных оценок", то есть, тех, которые этот другой, в свою очередь, дает субъекту оценивания. Проверка данной гипотезы осуществлялась с помощью методики перекрестных взаимных оценок (ПВО), механизм которой может быть реализован в рамках сервиса "Интернет-шкалирование" он-лайн проекта "Личный кабинет HRM" на сайте www.ht.ru.
Теоретическая основа исследования
Точность и адекватность оценки одним человеком другого является одной из центральных проблем, изучаемых социальной психологией в области социального познания.
Широко известен факт влияния эмоциональных отношений субъекта на процесс познания (K. Dion, Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов, А. А. Бодалев, В. С. Магун, Л. Я. Гозман, А. М. Эткинд и др.).
Как показали исследования в рамках школы психосемантики, организация субъективного семантического поля подвержена действию сил эмоционального происхождения (Е. Ю. Артемьева, А. Г. Шмелев, Б. А. Еремеев и др.). В русле данных исследований выявилась особая устойчивость эмоциональных признаков, их обязательная представленность в оценочных системах.
Известен также феномен эмоциональной взаимности в расположении людей друг к другу, изучаемый социальными психологами. Расположение одного человека к другому обычно вызывает ответное расположение; когда людей информируют о том, что ими кто-то восхищается, они, как правило, начинают испытывать подобные чувства в ответ (Kenny & Nasby, Berscheid & Walster, Л. Я. Гозман и др.).
Все вышесказанное заставляет предположить, что и оценки людей друг друга, обусловленные в некоторой степени эмоциональными отношениями, будут частично "зеркальны", но, видимо, не в каждой ситуации взаимодействия и не для каждого субъекта социального познания.
Особое значение в современном мире бизнеса проблема социального познания обретает в русле организационной психологии и, в частности, в рамках практики отбора персонала.
Поле для исследования вмешательства в процесс оценки эмоциональных отношений между коллегами представляет собой методика перекрестных взаимных оценок (ПВО), в которой каждый сотрудник оценивает каждого, что позволяет выявить или опровергнуть наличие связи между взаимными оценками. Иногда к ПВО относят термин "360 градусов", но в общем случае это некорректно, так как в случае "360 градусов" принципиальное ограничение "множество оценщиков тождественно множеству оцениваемых" не действует.
Объект исследования
Субъективные оценки, выносимые друг другу членами малой группы по различным критериям, включая когнитивные и эмоционально-межличностные.
Предмет исследования
Взаимосвязь субъективных оценок, обусловленная влиянием эмоционального компонента, выраженном в виде фактора "взаимности".
Процедура исследования
Методика ПВО была проведена в двух группах тренинга (не-руководители и руководители среднего звена) численностью 28 и 31 человек соответственно и была нацелена на исследование лидерского потенциала сотрудников.
Для оценки лидерского потенциала были сформулированы 9 критериев, сгруппированных нами в три подгруппы:
Подгруппа 1 "Межличностные качества" (Эмоциональный компонент)
1) Авторитетность;
2) Проницательность;
3) Теплое отношение;
Подгруппа 2 "Интеллектуальные качества" (Когнитивный компонент)
4) Системность мышления;
5) Динамичность мышления;
6) Креативность;
Подгруппа 3 "Деловые качества" (Поведенческий компонент)
7) Кооперативность;
8) Дисциплина и контроль;
9) Умение организовать работу группы.
С помощью процедуры нормирования и подсчета корреляций были получены коэффициенты "взаимности", средние показатели "взаимности" по обеим группам. Произведен расчет согласованности экспертов и факторный анализ критериев оценки в обеих группах.
Выводы:
  • Феномен "взаимности" проявляется в оценках людьми друг друга. Обнаружены индивидуальные и групповые особенности в проявлении данного феномена.
  • Показатель "взаимности" различается в оценках людьми друг друга по критериям эмоционального, интеллектуального и поведенческого блока.
  • Методики сбора оценок, которые выносят члены производственного коллектива друг другу (ПВО, техника "360 градусов") будут давать более адекватные результаты при использовании их в среде руководителей среднего и высшего звена.

С вопросами обращайтесь к автору по адресу tatiana@ht.ru.

Лаборатория Гуманитарные Технологии Контакты:
Адрес: Кутузовский проспект, дом 36, строение 3 121170 Москва,
Телефон:+7 495 514-31-15, Электронная почта: test@ht.ru