Интерактивные технологии: Образовательные и психологические тесты on-line

7 Октября 2009


www.ht.ru, А.Г.Шмелев, А.И.Бельцер
HR-Лаборатория Human Technologies

14 ноября, 1998

 

В современном Интернете до сих пор преобладают неинтерактивные формы преподнесения информации. Это в основном текстовые сообщения рекламного содержания, в большей или меньшей мере снабженные графическими иллюстрациями. Даже если эти иллюстрации анимированы или озвучены, даже если тексты снабжены гиперссылками, все равно, хотя в этом случае пользователь и волен в выборе маршрутов навигации, мы вряд ли можем говорить здесь о полноценной интерактивности.
Что же такое "полноценная интерактивность"? - С нашей точки зрения, это коммуникация, в ходе которой либо меняется содержание самого сайта, либо изменяется (пусть это не покажется парадоксальным) сам пользователь Интернета. Во втором случае, конечно, имеются в виду изменения не физического состояния пользователя (шуточки про "радиоактивное облучение", исходящее с определенных сайтов, оставим для легковерных), а содержания его сознания, его представлений о мире и...о себе самом.
Примеры интерактивных технологий, в ходе которой изменяется содержание сайта, достаточно хорошо известны: это онлайновые телеконференции, это интерактивные базы данных (например, базы служб трудоустройства, базы служб знакомства и т.п.), это сайты, на которых производится "виртуальное голосование" (например, www.zerkalo.ru). Последние, видимо, заслуживают особого разговора в контексте проблем политологии и социологии, нам же, как представителям психологии, представляется важным поднять разговор о технологиях, ориентированных на изменение пользователя. Примером такой технологии являются прежде всего тесты.
Важно подчеркнуть этот момент, чтобы он стал понятен нашим читателям - пользователям Интернет: тесты - один из самых сильных персонально ориентированных инструментов воздействия на них, на их представления о себе, на самооценку, на предпочтения, ожидания, установки, модели поведения, наконец, просто настроение. От этого понимания выстраиваются важные следствия, смысл которых Вы узнаете из данной статьи.
Когда мы говорим здесь о тестах, то имеются в виду тесты, ориентированные на пользователя, а не на его компьютер, то есть, имеются в виду не технические тестовые программы, диагностирующие работоспособность определенных комплектующих, а диалоговые программы. Каждый тест содержит некоторое количество вопросов, ответив на которые, вы сразу же получите результат тестирования. И вам не придется утруждать себя подсчетом каких-либо баллов, как это бывает с тестами, которые публикуются в журналах и книгах.
Когда Вы выполняете тесты в режиме IP-подключения каждый тестовый вопрос появляется в отдельном окне (менее корректен вариант, когда все вопросы следуют друг за другом на одной страничке), а варианты ответа располагаются под условием, как правило, с использованием таких известных диалоговых объектов как "селекторные кнопки" (radio-buttons) и "контрольные позиции" (check-points). В первом случае предполагается строгий выбор только одной альтернативы из предложенных, во втором случае - по каждой выносится отдельное решение. Мы практически не встречали в Интернете пока тестовых вопросов со свободным ответом - с использованием строки ввода ("input lines"). Подсчет тестового балла по ключу сводится к суммированию выборов, соответствующих тем, которые должен сделать "идеальный испытуемый" - тот тестирующийся, который должен получить максимальный балл по тесту. Легкость "заимствования" подобных в общем-то несложных диалоговых процедур, написанных на Java-script, обусловила лавинообразное распространение в Интернете тестов подобного рода. На сегодня известный поисковый сервер Рамблер обнаруживает в русском Интернете почти 1500 уникальных ссылок на слово "тест". За последний год количество таких ссылок выросло почти на два порядка!
Пользователю Интернета полезно знать, что тесты, ориентированные на пользователя, в тестологии принято (хотя и довольно условно) делить на развлекательные, образовательные, профессиональные и психологические.
Пока на русскоязычных Интернет-серверах, как впрочем и в мировом Интернете, преобладают он-лайн-тесты развлекательного характера. Ответив всего на один или два десятка вопросов, вы тут же узнаете о том, насколько вы "хороший руководитель", "хорошая домохозяйка" и т. п. Такие тесты, как и в обычных развлекательных журналах, выполняют рекламно-зазывательную функцию: чем больше людей заинтересуется данным тестом, тем больше будет посетителей данного сайта, тем более заманчивым он может показаться рекламодателям. Приведем здесь же ссылки на соответствующие сайты: doktor.ru/phone/tests/populus.htm и www.recruiter.spb.ru/topfram_test.htm. В явно шуточной форме приводится так называемый "тест нердности" на сайте: http://www.mplik.ru:8081/~sg/nerdtest.shtml.
На нашем сайте www.ht.ru Вы найдете шуточный ТЮФ - "Тест Юмористических Фраз", по которому выдается не только оперативная диагностика пользователям, но и собирается банк данных. Этот ТЮФ прошли уже более полутысячи пользователей и он одарил нас, как разработчиков этого теста, таким, например, неожиданным открытием: оказалось, что сексуальная озабоченность у женщин - в среднем выше, чем у мужчин (вопреки расхожему представлению о том, что мужчина, призванный выполнять сексуально-активную роль, имеет более высокий уровень сексуального драйва, или иными словами "напряжения неудовлетворенной потребности"). На сайте www.friend.ru Вы найдете шуточный тест "Идеальный союз" - на измерение совместимости представлений об идеальном браке.
Некоторые авторы тестов являются по-совместительству авторами собственных персональных страниц, и тесты размещенные на них служат дополнительной формой самовыражения. Например, на домашней странице /win.aha.ru/~ireneh/ptests/ Вы найдете русскоязычный on-line-тест из 14 вопросов о том, насколько Вы являетесь "независимой женщиной" (автор, конечно, женщина).
Что такое развлекательные тесты, понимают все здравомыслящие люди с минимально-развитым чувством юмора: результаты таких тестов не следует воспринимать серьезно, это не более, чем шутка, в которой в лучшем случае содержится намек на ваши действительные особенности.
Наиболее ярко образовательное направление в тестировании представлено тестами на знание английского языка. В этом, очевидно, сказывается влияние наиболее развитой (в силу традиционной популярности метода тестирования в системе американской системе образования) англо-американской тестовой культуры. Многим в мире известен, например, популярный тест TOEFL (тест по английскому языку для иностранцев - Test Of English as a Foreign Language), разработанный в американской фирме ETS (www.ets.org).
Англо-лингистические тесты в русском Интернете вы найдете, например, на сайте www.study.ru или на сайте www.english.language.ru. В последнем случае после прохождения небольшого грамматического теста из 30-ти вопросов вам будет показано не только то, сколько у вас правильных ответов, но и то, на какие именно вопросы вы дали ошибочные ответы. Кроме того на основании результатов вы получаете рекомендацию о том, в каком учебном заведении и на каком уровне вам надлежит продолжить изучение иностранного языка.
Из тестов, любопытных в познавательном отношении, отметим тест на знание персоналий, известных в мире науки и культуры с одного из таких сайтов. В нем предлагается отвечать на вопросы о том, кем был тот или иной известный в мире человек. Например: "Был ли Фарадей физиком или композитором?". В результате ответов на несколько десятков подобных вопросов вы получаете не лишенный смысла тестовый балл, который говорит об уровне вашей эрудированности. Сейчас на этом сайте представлены и другие образовательные тесты (по физике и другим наукам). Понятно, что при использовании тестов типа "Персоналии" легко применить так называемый "фасеточный" принцип автоматической генерации тестовых заданий: в определенный "шаблон вопроса" диалоговая программа может подставлять различные текстовые переменные - имена различных людей.
Конечно, серьезные образовательные тесты в отличие от развлекательных и чисто языковых (которые можно выполнять на чисто языковой интуиции) требуют времени на раздумье над каждой задачкой. Поэтому разработчики таких тестов идут по пути экономии денежных средств пользователей, имеющих платный доступ к Интернету. Например, на сайте www.ht.ru он-лайновые тесты являются чисто демонстрационными, а более подробные тренировочные тесты по предметам пользователям предлагается буксировать на свои компьютеры и запускать в режиме офф-лайн, после чего направлять полученный протокол по указанному адресу электронной почты на обработку. Здесь же (по адресу www.ht.ru) можно найти подробное описание технологии так называемого "Телетестинга" и правила участия в одноименных олимпиадах для старшеклассников. (Об этих олимпиадах уже неоднократно писал журнал "Мир Интернет", являющийся их официальным информационным спонсором).
Примером русского сайта, на котором можно найти типичный профессиональный тест (тест на специальные профессиональные знания), может служить сайт http://www.microinform.ru/tstart.htm. Здесь размещены тесты на знание программных продуктов, разработанные фирмой Микроинформ. Например, если кто-то из читателей считает, что он уже достаточно хорошо освоил всем известный редактор MS Word, может быстро убедиться, что многого он еще совсем не знает, если пройдет совсем короткий специальный тест на знание возможностей этого редактора.
Специального комментария требует для читателей журнала вопрос о различиях между развлекательными и психологическими тестами. Тем более, что на некоторых сайтах, в том числе уже процитированных выше, сами их разработчики никакого разграничения между развлекательными и психологическими тестами не проводят. Уж слишком похожими кажутся для людей, далеких от научной психологии, сами вопросы в тех и других тестах, да и выводы выглядят похоже - ведь психологи формулируют для клиентов свои заключения в смягченной, обтекаемой форме, используя образные сравнения и дипломатические конструкции по типу "да...но". На самом деле, у психологов, озабоченых моральной ответственностью за последствия тестирования, это обусловлено стремлением смягчить нежелательный эффект "приговора": когда некоторые впечатлительные люди могут воспринять результат слишком драматично.
В связи с этим мы считаем своим профессиональным долгом предупредить читателей о том возможном нежелательном воздействии, которое может произвести психологическое самотестирование. Многие из нас даже и не подозревают, в какой момент наши скрытые от собственного сознания депрессивные тенденции могут резко обостриться из-за того, что вдруг какое-то заключение по психологическому тесту может привести к катастрофическому падению самооценки (или к подтверждению подозрений о наличии определенных "неискоренимых недостатков"). Пользователи Интернета должны знать, что этический кодекс психологов-профессионалов предписывает осторожное применение тестов - только в присутствии специалиста, способного оказать помощь в правильном понимании результатов теста конкретным человеком. С этой точки зрения, любое заочное тестирование и самотестирование в Интернете является фактическим нарушением профессионально-этических норм.
Но свобода, с которой развивается Интернет, приводит к тому, что в нем появляется все больше психологических тестов, претендующих на серьезные выводы о человеке. Эта свобода требует от пользователя умения строить собственные "психологические защиты". Если уж Вас, например, разбирает любопытство протестировать себя, например, по тесту на IQ (см. например, американский сайт www.iqtest.com) или на определение психологических типов Юнга (в различных вариантах это тесты типа теста MBTI Майерc-Бриггс, теста Кейрси, "соционического теста" - www.rozmisel.irk.ru), то следует отнестись к результату обязательно с изрядной долей здорового скептицизма.
Человек, мало-мальски сведущий в теории измерений и математической статистике, конечно, понимает, что с помощью десяти вопросов, дающих каждый погрешность измерения, достигающую 30-40 процентов от разнообразия результатов, фактически невозможно надежно измерить какое-либо свойство. Для этого число вопросов (отдельных тестовых заданий) должно быть никак не меньше 30-50. Но и в этом случае, если все задания относятся к какому-то одному свойству человека (например, к аккуратности), то, как правило, сам тестирующийся понимает, про какое свойство идет речь, и серьезно искажает результаты в соответствии с собственной самооценкой и субъективными представлениями о норме, а не со своим реальным поведением.
К тому же следует учесть и такую элементарную коммерческую логику поведения самих разработчиков тестов: в открытом доступе слишком накладно публиковать тест, в который вложено много реального иследовательского труда. Ведь настоящий психологический тест базируется на солидной статистике - нужно предварительно (до всяких ответственных заключений) протестировать сотни и тысячи людей, проверить ключи с помощью корреляционного анализа, построить нормы и только тогда индивидуальный балл говорит о чем-то серьезном. Если тест просто был переведен с английского на русский без подобной работы (без статистической адаптации) - то это лишь игрушка и не более того. То, что доступно в Интернете из тестов, можно сравнить с "бета-версиями" программных продуктов - ответственность за ошибки несет сам пользователь, а не разработчик.
Чтобы Вы смогли убедиться в том, что диагноз по открытым в Интернете "бета-тестам" выглядят нередко "весьма странным", Вы можете сами протестировать себя и ваших знакомых, посетив, например, сайт http://www.stress.ru/psy_test/main.asp. Здесь расположен тест Спилбергера-Ханина, выяволяющий уровень тревожности. Поясним: определенный уровень тревожности - обязательная черта каждого нормального человека, но значительные отклонения от оптимального уровня могут говорить о наличии психологических проблем. Здесь же находится также шкала депрессии (тест адаптирован Т.И. Балашовой). Опросник позволяет определить, находитесь ли вы в состоянии депрессии. Для того, чтобы больше узнать об этом расстройстве, прочитайте статью на этом же сайте в разделе "Информация для вас" . Характерологический опросник (опросник К. Леонгарда) предназначен для выявления так называемых "акцентуаций", то есть определенных выраженный особенностей характера. Мы не знаем ни одной научной публикации в России о корректной статистической адаптации этого теста. Но поясним от себя: акцентуированные личности не являются патологическими, наличие той или иной акцентуации говорит лишь о наличии яркой черты характера. Но при длительных неблагоприятных условиях акцентуация может привести к определенному нарушению. Например, если человек обладает так называемой "ригидностью" (инертностью нервно-психических процессов), а хаотический мир вокруг него требуют непрерывной смены стратегии поведения, то это может привести "ригидного" человека к истощению быстрее, чем человека гибкого, готового к быстрым перестройкам. Опросник травматического стресса (автор И.О.Котен) предназначен для диагностики состояний, которые являются последствием тяжелой психологической травмы и выявления посттравматических стрессовых расстройств (подобные часто возникают о военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, особенно в условиях беспорядочных партизанских налетов и межэтнических столкновений, при которых страдает мирное население и насилие осуществляется с особой жестокостью). Здесь же дается методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Тест предназначен для оценки преобладающего типа отношения к окружающим. Пройдя его, вы сможете узнать о своих склонностях к руководству или подчинению, дружелюбию или враждебности. Предупреждаем: по западным и отечественным научным данным опросник Лири очень сильно подвержен искажением в зависимости от уровня развития вербального интеллекта (грубо говоря, зависит от запаса слов и начитанности).
В русском Интернете уже появились не только "бета-версии", но и тесты, прошедшие солидную статистическую адаптацию. Например, автору данной статьи недавно пришлось рецензировать сообщение для журнала "Вопросы психологии", подготовленное Д.Сатиным (сайт http://www-personal.rtsnet.ru/~dsatin/links.html) В.Ромеком (http://www.openweb.ru/ru/romek/st_auto.htm), в котором показано,
что банк данных, собранный по выставленным в Интернет характорологическому опроснику Г.Айзенка ("экстраверсия-интроверсия", "нейротизм-стабильность"), а также опроснику "самооценкм уверенности в себе", подтверждает надежность ключей и представительность норм, полученных для этих опросников при обычном тестировании в режиме офф-лайн.
Авторы статьи, как видите, не утаивают наличие в Интернете подобных сайтов, хотя и придерживаются кардинально иной позиции по вопросу о том, следует ли поощрять пользователей Интернета на неограниченное самотестирование по психологическим тестам. Мы считаем этически более правильным выставлять в Интернет демонстрационно-развлекательные версии психологических тестов, а реальные профессиональные инструменты распространять для тестирования в режиме офф-лайн. Что это дает? - Пользователь может прислать нам на обработку свой протокол и вступает с нами (психологами) в персональную переписку, если его мучает серьезная проблема, он не остается в этот случае один на один с этой проблемой. Он может сообщить нам о ней, мы можем скорректировать сообщение о результатах теста, мы можем обеспечить его связь с психологами, которые в состоянии оказать ему психологическую помощь даже в тех случаях, если он живет вдалеке от Москвы и Питера, так как мы по каналам Российского Психологического Общества имеем контакты с психологами-консультантами во многих городах страны.
Вот почему именно на нашем сайте www.ht.ru Вы найдете признаки реальной заботы о пользователях, имеющих психологические проблемы. Это выразилось, в частности, в наличии на этом сайте специальной рубрики "Интернет-консалтинг", на которой размещен особый опросник на выявление уровня остроты запроса в психологической помощи. Протокол по этому опроснику вместе с обратным адресом электронной почты немедленно переадресуется на наш узел электронной почты. Подчеркнем, речь идет именно о "психологической" помощи, а не медико-психиатрической. Об этом приходится говорить специально именно потому, что очень многие весьма интеллектуально-развитые наши пользователи просто не осведомлены до сих пор, чем принципы работы психолога с клиентами отличаются от принципов работы психиатров с пациентами. Грубо говоря, психологи - это те, кто принципиально защищает людей от риска "сесть на иглу" лекарственных препаратов (транквилизаторов, седативных, антидепрессантов и т.п.), так как просто стремятся использовать все возможности нелекарственной помощи.

 

Лаборатория Гуманитарные Технологии Контакты:
Адрес: Кутузовский проспект, дом 36, строение 3 121170 Москва,
Телефон:+7 495 514-31-15, Электронная почта: test@ht.ru