Тесты для настоящих мужчин

7 Октября 2009


Московский Комсомолец, Александр Шмелев, HR-Лаборатория Human Technologies
06 марта, 2003

 

Многие родители панически боятся нововведения, пришедшего в наши школы, - тестирования. Правда, что тесты уступают по глубине проверки знаний контрольной работе? Как подготовить ребенка к новой для него форме испытаний? На все эти вопросы "МК" попросил ответить главного "тестировщика" России, доктора психологических наук, профессора МГУ Александра Георгиевича ШМЕЛЕВА.
- Экзамены сами по себе сильный стресс, но когда приходится столкнуться еще и с незнакомой их формой... Как же все-таки правильно подготовить ребенка к тестированию?
- Рецепт прост. Как научиться плавать? Надо плавать! Сейчас проводится масса различных региональных и федеральных мероприятий, основанных на тестировании: репетиционные туры, олимпиады, в которых тесты даются и на бланках, и прямо на экранах компьютеров. Надо просто выполнять больше тестов - и уверенность придет с опытом. Можете посмотреть полномасштабные демо-версии в Интернете - на сайте www.ege.ru.
- На этом сайте есть данные, что даже отличники решают правильно только 70-80 процентов заданий...
- Надо сравнивать тест не с планкой для прыжков в высоту, а с рулеткой для измерения прыжка в длину. Кто прыгает до дальнего края ямы - на всю длину рулетки в 10 метров? Да никто! Даже рекордсмену мира это не удается. Яма так устроена, чтобы все недопрыгивали. Это просто надо объяснять. И тогда не будет никакого стресса. Если вы решили 90 процентов заданий трудного теста, по которому средний балл - 50, то будьте уверены: вы оказались лучшим из нескольких сотен учащихся, и вам по силам поступить в любой вуз!
- Я попробовал пройти тесты ЕГЭ по истории, особо, как сейчас школьники выражаются, "не парясь" над ответами, - и получил количество баллов, равное четверке. На мой субъективный взгляд, пройти подобное тестирование гораздо проще, нежели написать небольшое эссе и самостоятельно вспомнить даты и события...
- Вы, наверное, выполняли сокращенную, чисто демонстрационную версию теста Единого экзамена. Здесь случайно можно угадать 5-6 правильных ответов, так как все 10 заданий - это простейшие задания на выбор. В полной версии по истории - в 6 раз больше заданий. Там есть задания со свободным ответом (когда нужно дать развернутое объяснение), и методом случайного тыка решить половину заданий правильно практически невозможно. Рассмотрим такую задачу на аналогии: Петр I находился в таких же отношениях с Меншиковым, как и И.В.Сталин с... 1) Лениным; 2) Бухариным; 3) Берией; 4) Жуковым. Для того чтобы решить это задание, не имеющее, строго говоря, единственного правильного ответа, но имеющее "предпочтительный ответ", надо сопоставить немало фактов из биографии сразу семи исторических личностей России и СССР. Необходимо знать, что Жуков (в отличие от Берии) попадал в опалу при жизни Сталина, как и Меншиков - при жизни Петра. Не забыть о том, что Меншиков больше прославился успехами на фронтах и не руководил, как Берия, тайной полицией. - Обидно, что наши школьники получают мало баллов при прохождении одних и тех же тестов в сравнении с ровесниками из других стран (в частности, я говорю о результатах проекта PISA, проведенного комиссией ОБСЕ три года назад)... - В тестах PISA было как раз немало тестовых заданий открытого типа, при решении которых надо было больше проявлять не абстрактное знание как таковое, а умение применять знания в определенных не вполне стандартных ситуациях. В нашей школе давно наметился крен в сторону абстрактных знаний и стандартных навыков. Но делается мало усилий по формированию обобщенных и гибких умений - так называемых компетенций. Конечно, это мое суждение относится к нашей массовой российской школе, а не к элитным профильным школам. У нас имеется резкий контраст между высочайшим уровнем тех школ, которые воспитывают победителей международных олимпиад, и очень средним уровнем массовой школы, который по среднеевропейским меркам уже становится ниже среднего. Слов много, но за ними нередко стоит только зубрежка, а не понимание, как на основе этих слов можно действовать. Стимулировать развитие обобщенных умений как раз и призваны оригинальные тестовые задания.
- А кто сочиняет тесты?
- Последние 5 лет мы каждый год проводим всероссийские конкурсы, выявляем лучших авторов, но до сих пор в федеральном банке тестовых заданий преобладают умозрительные и стандартные задания.
- Получается, самостоятельным и контрольным работам теперь место на свалке истории образования?
- Я не сторонник замены традиционных методов тестами, я - за введение тестов при сохранении традиционных методов. То есть за принцип "и-и", а не за "или-или".

 

Лаборатория Гуманитарные Технологии Контакты:
Адрес: Кутузовский проспект, дом 36, строение 3 121170 Москва,
Телефон:+7 495 514-31-15, Электронная почта: test@ht.ru