Юмор - это не главное

7 Октября 2009


Психологическая газета, Александр Шмелев, HR-Лаборатория Human Technologies
06 апреля, 1998

 

Полезная вещь -- компьютерные сети: можно взять интервью у люб ого психолога, живущего в любом конце страны! Сегодня мы предлагаем В ашему вниманию блиц-интервью с автором теста юмористических фраз (диагн остика мотивационной сферы личности), доктором психол. наук, профессором МГУ Александром Георгиевичем Шмелевым.
"ПГ": Как родилась идея использовать юмористические фразы в качестве ст имульного материала к методике?
А. Ш.: Ох, и задаете Вы мне задачки. В конце 70-х годов на факультете психологии МГУ сложилась группа молодых ученых-энтузиастов, которые занялись разр аботкой нового для нашей отечественной психологии подхода к исследова нию того, что называлось нами тогда "взаимодействием когнитивных и моти вационных структур личности". В группу вошли кандидаты наук, ныне более известные как доктора и профессора В. В. Столин, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев , Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская, а также их ближайшие коллеги, аспиранты, с туденты. Очень близко к этой группе располагались научные интересы ныне покойной Е. Ю. Артемьевой, первой защитившей докторскую диссертацию по п сихосемантике и выпустившей под своим руководством несколько десятков кандидатских диссертаций. Среди практически всех представителей этой группы наблюдалась тенденция интенсивного (а лучше сказать, и "экстенси вного" вширь) поиска такого материала, на котором с помощью различных процедур субъективного шкалирования и категоризации можно было бы "по ймать" симптомы личностной проекции. В. Ф. Петренко, например, много работ ал со сказочными персонажами, пословицами, невербальным материалом (кар тины Чюрлениса). Мне пришло в голову взять материал многозначных юморист ических фраз. Впрочем, я тогда по психологии юмора ничего почти не знал. Мо жет быть, пару книжек А. Н. Лук "О чувстве юморе и остроумии", З. Фрейд "Пс ихопатология обыденной жизни" и... больше и не помню.
"ПГ": Какова теоретическая, концептуальная основа методики? Как свя заны "тип" чувcтва юмора и структура мотивации, система ценностей?
В ТЮФе задача выяснения того, насколько шутка кажется смешной, всегда бы ла на втором плане. На первом задача категоризации двусмысленного смы слового материала (которым, по определению, является всякая настоящая ос трота, предполагающая, как минимум, два способа интерпретации поверхн остный и глубинный). То, какой глубинный смысл вычитывает для себя испыту емый в шутке, оказалось вовсе не константой, а переменной величиной (имее тся в виду шкала качественных признаков), резко меняющейся от одного чел овека к другому в случае наиболее многозначных острот. Например, разл ичия в прямом баллировании ("смешно или несмешно оцените по пятибалль ной шкале") оказались не столь выражены, как различия в категориальном о тнесении шутки т. е. люди наиболее разнообразно отвечают на вопрос "а ч то же, собственно, смешно".
Было проделано немало подготовительных и чисто исследовательских эксп ериментов. Их выполняла студентка, проработавшая под моим руководством над этим материалом, Вика Болдырева (позже Виктория Сергеевна Бабина, сейчас живет и работает в Германии), в соавторстве с которой выходили все мои публикации по методике ТЮФ. Классическая методика свободной сортир овки (Дж. Миллер) применялась по отношению к разным перечням шуток, общей ч исленностью переваливавших за 200, чтобы выявить наиболее устойчивые и ча сто повторяющиеся тематические классы. В качестве критерия валидности использовался классический ТАТ, личностный опросник (16РФ), групповая оце нка личности и т. п. Оказалось, что темы, по которым испытуемые классифицир уют шутки, можно без труда проинтерпретировать в классическом "мюрреев ском" смысле как те личностные проблемы, которые вызывают напряжение в силу столкновения потребности и преграды (см. классическую интерпрета цию к ТАТ). А переживание смешного в этом смысле это и есть эмоциональн о положительная реакция облегчения в результате символического (субли мационного) преодоления преграды, непреодолимой в практической жизни. П утем сбора параллельной и независимой информации мы стали все больше уб еждаться в том, что люди неслучайно усматривают во многих шутках определ енную тему например, "деньги". Это происходит чаще именно тогда, когда есть актуальная проблема нехватки денег. Кстати, в этом у нас советские л юди никогда не стеснялись признаваться бедность у нас и до сих пор не с лывет пороком, поэтому с валидизацией этой мотивационной переменной вс егда было просто, была получена значимая корреляция даже с таким поверхн остным внешним критерием как ГОЛ "групповая оценка личности включен ными наблюдателями". Сексуально-депривированные подростки и юноши (ког да физиологический "драйв" в этом направлении силен, а социальные возмо жности минимальны), слегка расслабляясь в контакте с доброжелательным п сихологом-консультантом, во многих шутках усматривали тему "секс". Депр ессивный (мрачный, на грани с суицидальными мыслями) фон настроения пров оцирует "черный юмор" с тематикой "насилия" и "смерти" и т. п. Какие-то темы человек, однако, упорно может "не видеть" в шутках. В те времена неред ко политическая тематика просто выходила в "провал" на профиле. Сильная внешняя цензура приводила к тому, что в мотивационном профиле возникал с имптоматический "анти-пик": тема значима, но подвергается вытеснению по механизму репрессивной психологической защиты. Короче, с ТЮФом я прослы л среди ближайших коллег этаким вольнодумцем-психоаналитиком. Ибо инте рпретацию иную, нежели психоаналитическая, придумать тут было весьма тр удно. Хотя я себя ни тогда, ни сейчас к психоаналитикам (в классическом смы сле слова) не относил и не отношу.
"ПГ": Многие фразы методики со временем морально устарели, перестал и быть смешными. Можете ли Вы привести несколько фраз, в наибольшей степе ни "утративших свежесть"?
А. Ш.: А знаете, как подбирались тогда фразы? Это же были времена достато чно строгой со-ветской цензуры. Мы могли брать только то, что было уже "зал итовано", то есть, опубликовано в советской прессе. Это сейчас кто угодно гонит по любому каналу СМИ совершенно подзаборные "остроты". А ведь с то чки зрения психодинамической теории юмор рождается только благодаря с опротивлению "цензуры" (или другой преграды) и умирает, когда "цензура" пол-ностью отбрасывается! Настоящий юмор это всегда лишь намек, или да же полунамек, в за-висимости от уровня интеллектуального опосредования, доступного личности, но не "голая на-тура" сама по себе, растиражированн ая в миллионах экземплярах...
Я был беспартийный и невыездной, поэтому мог себе позволи ть посмеяться кое над чем. Од-нако, чтобы остаться в МГУ (а то ведь можно был о вылететь и из университета тоже) следовало пользоваться "залитованны м" материалом. Поэтому большинство острот (всего в методике 100 фраз) было в зято с 16-й полосы "Литературной газеты", и, естественно, до сих пор они несу т все признаки официально разрешенного советского юмора начала 80-х годо в.
Иногда не хватало все-таки каких-то фраз, в которых бы присут ствовало сцепление определенных мотивационных тем. Поэтому мы маскиро вали под опубикованные афоризмы некоторые "псевдошутки" собственного производства. Например, фразу "Роден не случайно изваял мыслителя нагим " (абсолютно несмешную, хотя и глубокомысленную по виду) я изобрел для тог о, чтобы спровоцировать возможное отнесение ее сразу к трем темам (она по том, как показали эксперименты, стала рекордсменом по многозначности в и нтерпретации) СЕКС, БЕЗДАРНОСТЬ, ГЛУПОСТЬ. Кое-кто усматривал тут даже намек на МОДУ, САДИЗМ (бог его знает, может есть такая извращенная комбина ция "мазохизм + эксгибиционизм") и СОЦИАЛЬНЫЕ НЕУРЯДИЦЫ (видимо, опять же в том печально известном и уже упомянутом смысле, что интеллигенции у нас мало платят...).
А вот примеры фраз, которые теперь явно устарели и "не работают" так, как раньше.
Крик моды приятнее всего на чужом языке.
Отечественных "модных" товаров теперь почти не осталось, а зар убежного "хлама", наоборот, завались. Тогда же эта шутка отражала острей шую проблему отсутствия у многих доступа к "заветным" модным импортн ым тряпкам и полнейший анахронизм ширпотреба советского производства.
Не хлебом единым жив человек! сказал мясник.
Совсем плохо было с мясом, особенно за пределами столиц и номерн ых городков со спецобслуживанием.
Призвание хорошо, а звание лучше.
От званий сейчас в меньшей степени зависит благополучие, чем во времена неофеодального воспевания заслуженных людей с титулами.
Нашел место в жизни найди жене.
Сейчас, когда миллионы предприятий состоят из "мужа-директора" и "жены-бухгалтера" (или наоборот неважно), в этом уже нет никакого "смелого вск рытия" истинного уровня семейственности в кадровой политике советских учреждений и предприятий.
Защита диссертации пойдет успешнее, если банкет по этому поводу про вести за 2 3 часа до ее начала.
Во времена борьбы "с пьянством и алкоголизмом" банкеты нельзя было проводить даже ПОСЛЕ (!). А теперь мне самому довелось побывать на реа льных защитах, где, если не ДО, то по крайней мере В ПЕРЕРЫВЕ все уже были "о ткушамши" не утерпели, пока ждали кворума.
У меня ничего не осталось, кроме тебя, признался он ей... за три дн я до зарплаты.
Теперь зарплату не платят вообще годами, так что пылкость и пред анность возросли многократно.
Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.
Теперь такие юбки в России "спецодежда" для молодых деловых женщин. И не смешно, и непонятно...
"ПГ": Первая модификация теста юмористических фраз появилась лишь в начале 90-х. Петербургский психодиагност Е. В. Павленко сделал более станд артизированной процедуру диагностики, уменьшил время тестирования и п опутно произвел "первичный отсев" устаревших фраз. Этот вариант методи ки, состоящий из 43 фраз, предлагает сегодня ИМАТОН. Не знаем, насколько ста ло жить лучше да веселее за четыре года с момента выпуска модификации те ста. Неизменными, пожалуй, остались лишь дефицит профессиональных метод ик диагностики мотивационной сферы личности и... "вечно живые" фразы ТЮФ:
Дурак, совершенствуясь, становится круглым (стандартная фраза те мы "Человеческая глупость").
Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карь ерист (стандартная фраза темы "Карьера").
И, наконец: "Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни з а какие деньги". Количество людей, относящих эту фразу к теме "Ден ьги", тоже не изменилось. Грустно...

 

Лаборатория Гуманитарные Технологии Контакты:
Адрес: Кутузовский проспект, дом 36, строение 3 121170 Москва,
Телефон:+7 495 514-31-15, Электронная почта: test@ht.ru