Почему люди меняют профессию

7 Октября 2009


Ведомости, Анатолий Чернов
21 февраля, 2003

 

Работает, работает человек и вдруг понимает, что занимается не своим делом. В результате бухгалтер становится дизайнером, а офицер - фотографом. Спрос на специалистов, помогающих разобраться в себе и выбрать новую профессию вполне взрослым и состоявшимся людям, растет. Однако некоторым удается найти свое настоящее призвание самостоятельно.
Анастасия Олейникова с детства умела шить и рисовать. Шить учила бабушка с мамой, а рисовать - отец. Когда пришла пора самостоятельно зарабатывать на жизнь, особых раздумий не было - она организовала мастерскую по производству головных уборов, где была и дизайнером и швеей. Но однажды она усомнилась в своем выборе. И в конце концов поняла, что шитье шляпок не приносит ей удовольствия. "Я выросла в многодетной семье, и с детства в моей жизни было много общения. И именно этого я была лишена. Мне, например, больше нравилось шить шляпы на заказ, долго разговаривать с клиентом, выяснять, что же ему на самом деле хочется. Но это не было выгодно. Бизнес требовал массового производства", - объясняет Олейникова.
Она решила не предпринимать кардинальных мер и, не бросая компанию, пошла учиться на психфак МГУ. "По мере того как мой бизнес без присмотра начал угасать, я все больше понимала, что психология - это мое призвание", - говорит Анастасия. Сейчас она частнопрактикующий психолог и менеджер по персоналу компании "Фотобум". Как профессиональный психолог, она теперь может объяснить, что причиной "неправильной" профессии очень часто становится воля родителей - они настаивают, чтобы ребенок пошел учиться на экономиста, хотя на самом деле он склонен к живописи.
Когда в 1996 г. сотрудники психфака МГУ открывали центр тестирования "Гуманитарные технологии", они в основном рассчитывали на абитуриентов, желающих точнее определиться с выбором вуза, и дали рекламу в соответствующие издания. Однако, к удивлению директора центра Алексея Серебрякова, каждый десятый откликнувшийся был уже далеко не школьного возраста. Два года назад в "Гуманитарных технологиях" вовсе решили переориентироваться на взрослых. Сейчас в центр еженедельно приходит около 20 человек в возрасте от 25 до 40 лет.
В России только при Министерстве образования аккредитовано более 100 специализированных центров, занимающихся профориентацией. Однако не всегда к ним приходит только молодежь.
Алексей Серебряков за время работы его центра разделил всех взрослых клиентов на три группы, Самую многочисленную группу составляют те, кто, несмотря на наличие диплома, продолжает искать свое призвание. "Сюда входят и молодые выпускники вузов, и люди старшего возраста. Всех их объединяет один фактор - они ищут работу, которая позволит им самореализоваться или повысить социальную значимость", - говорит Алексей Серебряков.
Настольная профориентация.
Основоположник отечественной теории профориентации - Евгений Климов. Его метод использовался в СССР с 1970-х гг. , а в начале 1990-х гг. был усовершенствован профессором МГУ Николаем Пряжниковым. Система Пряжникова достаточна проста, но, как считают психологи, ее вполне можно использовать, чтобы определиться с профессией самостоятельно, без помощи специалистов.
Вам понадобятся карточки, составляющие пять групп, по девять карточек в каждой. Карточки легко изготовить самостоятельно.
1. Цели труда.
Оценивать, проверять, контролировать.
Исследовать что-либо, делать открытия.
Перемещать, транспортировать что-либо.
Преобразовывать исходные материалы, монтаж, сборка.
Преобразовывать человеческое сознание (обучение, воспитание).
Творить, создавать новое.
Организовывать людей.
Обслуживать что-либо или кого-либо.
Постоянно работать над собой, быть в форме (тренировки, репетиции, самообразование).
2. Предмет труда.
Техника.
Знаковые системы (тексты, показания приборов, информация).
Общественные, экономические, социально-политические системы.
Художественный образ (мир искусства, чувства, переживания).
Система идей, наука.
Живая природа (звери, птицы, рыбы, насекомые, растения).
Взрослые люди.
Дети (дошкольники и школьники).
Детали, материалы; сырье, подлежащее обработке.
3. Средства труда.
Ручные (простые приспособления и приборы).
Механические (станки, машины).
Автоматические (работающие по заданной программе).
Компьютерная техника.
Знания, способы мышления, память.
Выразительные движения, мимика (умение вызывать доверие и уважение, быть обаятельным).
Творческое мышление (способность к нестандартным действиям, к собственному взгляду на вещи).
Возможности организма и органов чувств (хорошее зрение, слух).
Голос (владение тембром и т. д.).
4. Условия и организация труда.
Бытовой микроклимат (контора-офис, отдел, кабинет).
Помещения с людьми (торговый зал, театр, учебная аудитория).
Разъезды, частые командировки.
Относительная самостоятельность (самому за все отвечать).
Открытый воздух.
Экстремальные условия (в шахте, космосе, на войне и т. п.).
Особые условия (цех, лаборатория, транспортное средство).
Изысканные отношения, престижные знакомства.
Высокая официальная зарплата, льготы (часто связаны с тяжестью работы, нервными и моральными затратами).
5. Особенности работы.
Минимальный риск судимости.
Минимальная профессиональная вредность ( "здоровая профессия").
Возможность выпивать и ругаться на работе.
Повышенная ответственность.
Приключения, риск, азарт.
Чаевые, подарки.
Тихая, спокойная работа.
Работа преимущественно сидя.
Работа в постоянном движении.
Возьмите первую группу карточек ("цели труда") и разложите их в ряд по мере убывания привлекательности целей. Карточки с целями, реализовать которые в настоящий момент сложно (по любым причинам) , переверните. Проделайте то же самое с другими группами карточек. На столе, таким образом, получается пять рядов по девять карточек в каждом.
Следующий этап - выявление противоречий в разложенных карточках и по возможности корректировка этих противоречий. Например, если среди целей вы выбрали "организовывать людей", а среди особенностей работы - "минимальный риск" и "тихая спокойная работа", то здесь явно что-то не так. Возможно, некоторые перевернутые карточки вам придется вернуть в "игру".
Постепенно сокращая число карточек, нужно в конце выбрать шесть, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка. Теперь можно приступать к составлению списка профессий, которые максимально отвечают всем шести качествам.

 

Лаборатория Гуманитарные Технологии Контакты:
Адрес: Кутузовский проспект, дом 36, строение 3 121170 Москва,
Телефон:+7 495 514-31-15, Электронная почта: test@ht.ru