Несмотря на то, что специалисты по охране труда создают безопасные условия работы на объектах, несчастные случаи всё равно происходят. По данным Ростехнадзора, человеческий фактор — причина 60% аварий и травм на производстве. Эксперт в оценке персонала и директор по развитию HT Lab Елена Воскресенская рассказала, что влияет на аварийное поведение и как выявить потенциальных нарушителей среди сотрудников и кандидатов.
В результате многолетнего опыта разработки тестов и изучения психологических компонентов безопасного поведения, мы вывели четыре основных фактора, влияющих на это поведение:
Внешние условия труда — состояние технического оборудования, наличие разметки опасных зон, средства индивидуальной защиты;
Функциональное состояние человека — физическое самочувствие и эмоциональное состояние в момент выхода на работу;
Обученность работников — профессиональный опыт, знание инструкций и нормативов охраны труда и промышленной безопасности (ОТ и ПБ);
Психологические особенности — личностные склонности, черты характера и способности.
Первые три фактора понятны и ложатся в логику соблюдения правил охраны труда, четвёртый фактор появился опытным путём. Мы искали ответ на три вопроса: Есть ли связь между психологическими особенностями и безопасным поведением? Если есть, то какая? Можно ли измерять эти особенности и как данные измерений использовать для сокращения рисков?
Команда HT Lab провела масштабное исследование, в котором участвовали 7 000 рабочих и инженерно-технических специалистов нефтехимической отрасли, электроэнергетики и металлургии. Результаты психологического тестирования были сопоставлены с производственными показателями аварийности и данными о нарушениях техники безопасности участников оценки.
Таким образом мы выявили статистически достоверную связь между безопасным поведением работников и их личностными чертами: интеллектуальными способностями, склонностью к риску и стрессоустойчивостью.
Способности и склонность к риску напрямую связаны с небезопасным поведением, а стрессоустойчивость определяет стиль поведения человека во время опасности.
В результате мы выделили четыре классические группы работников — A, B, C, D — по двум шкалам: «Интеллектуальные способности» и «Склонность к риску».
Выделенные группы работников по итогам исследования
Группа А — самая безопасная группа сотрудников: они имеют высокие интеллектуальные способности и не склонны к риску. Это умные, рассудительные люди, готовые выполнять непростые задачи на производстве, например, диспетчеры и инженерно-технические специалисты.
Группа B — работники с невысокими способностями и не склонные к риску. Это не самая опасная группа, но именно для таких людей крайне важна стрессоустойчивость.
Не склонные к риску работники с низкими показателями стрессоустойчивости легко впадают в панику в любой внештатной ситуации и совершают импульсивные действия. Для них рекомендована спокойная, однообразная работа, без потрясений.
Группа С — работники, склонные к риску, с высокими интеллектуальными способностями. Это самая интересная и неоднозначная группа. На первый взгляд кажется, что эти сотрудники становятся головной болью на опасных производственных объектах, создавая экстремальные ситуации. На деле — они действительно готовы рисковать, но делают это обдуманно, предугадывая последствия своих действий, и не идут на неоправданный риск.
Такие люди необходимы там, где требуются смелость, решительность и хладнокровие. С подобными показателями рекомендовано брать сотрудников на должности, например, монтажников-высотников или взрывников.
При этом отметим, что для работников группы С показатель стрессоустойчивости должен быть низкий. Высокая стрессоустойчивость может обернуться чрезмерной уверенностью в себе и стать причиной трагедии.
Группа D — работники с низкими способностями и выраженной склонностью к риску. Это наиболее опасная группа, — трудно спрогнозировать когда и зачем представители этой группы поведут себя не по инструкции. По возможности, лучше отсеивать таких кандидатов при отборе. Если отсев невозможен, или высокорисковый сотрудник уже работает в компании, — комплектуйте бригады с балансом групп А и D. Низкая склонность к риску и высокий интеллект группы А будут сглаживать тягу к необдуманным действиям группы D. Таким образом можно сократить опасность возникновения аварийной ситуации на объекте.
Проведённое исследование показало, что тестирование — эффективный инструмент для оценки и построения прогноза небезопасного поведения сотрудников и кандидатов. А чтобы с результатами оценки было удобно работать, мы их представили в виде светофора, где: красный — неблагоприятный прогноз; жёлтый — условно благоприятный; зелёный — благоприятный прогноз.
Продолжая работу, мы сравнили людей с разным уровнем склонности к небезопасному поведению с показателями аварийности, зафиксированными за этими сотрудниками.
Оказалось, что 94,5% из тех, кто попали в красную зону по тесту, действительно были нарушителями, и 67% тех, кто попали в зеленую зону, не нарушали правил ОТ и ПБ. Это подвело нас к закономерному выводу: психологические тесты лучше работают на отсев заведомо непригодных, чем на отбор лучших работников.
Если резюмировать всё сказанное, то шкала-светофор полезна в задачах:
Так благодаря описанному опыту была разработана первая версия теста SafetyProfile, цель которого — автоматизировать оценку риска аварийного поведения работников.
В 2022 году мы обновили методику и вдвое сократили время прохождения теста. В новом SafetyProfile «светофор» прогноза безопасного поведения формируется на основе комплексной оценки:
С 1995 года HT Lab занимается оценкой персонала на предприятиях с повышенным уровнем опасности. И опыт подсказывает, что оценка только личностного фактора не может составить достоверный прогноз небезопасного поведения. Именно поэтому мы выбираем комплексный подход в оценке персонала.
Детальная оценка психологических компонентов помогает:
Результаты тестирования выводятся в отчёты для специалиста и для респондента. Отчёт для специалиста предназначен для HR, линейных руководителей и специалистов по охране труда.
Пример из отчёта для специалиста
Для оперативного принятия решения по кандидату достаточно краткой сводки в формате светофора. Но если тестирование проводится для формирования программ обучения и развития сотрудников — используйте шкальный профиль с текстовым описанием из этого же отчёта.
Пример шкального профиля с расшифровкой из отчёта для специалиста
Отчёт для респондента (участника оценки) разработан для передачи результатов оцениваемому после тестирования. Он написан с использованием простой терминологии, с развивающей обратной связью.
Пример из отчёта для респондента
Групповой отчёт может пригодиться, когда нужно составить единую картину по всей рабочей команде: как много «красных» сотрудников в штате или, наоборот, персонал больше склонен к безопасному поведению.
Пример группового отчёта
Также групповой отчёт поможет упростить отбор сотрудников в программы обучения. Для этого можно объединить работников в кластеры по прогнозу небезопасного поведения: красный, жёлтый, зелёный. Приведём пример.
Для горно-обогатительного комбината мы составляли иерархический кластерный анализ. У исследования было две цели:
Частоты выведения индикаторов риска в каждом кластере. Пример из группового отчёта с иерархическим кластерным анализом
В результате мы выделили пять кластеров из 131 участника исследования:
Эксперты описали основные риски и характерные черты для каждого кластера, и дали список рекомендаций по работе с каждой группой сотрудников.
Пример анализа психологических особенностей одного из пяти кластеров. Пример из группового отчёта с иерархическим кластерным анализом
Оценка небезопасного поведения в организации даёт три основных преимущества:
Давайте вместе сократим печальную статистику аварийных ситуаций и травм в нефтегазовых, электроэнергетических, строительных и производственных компаниях, чтобы безопасность и здоровые сотрудники стали нашей общей реальностью.
В вашей почте раз в неделю. А еще: новости, акции и мероприятия для HR.