24.07.2025 Время чтения: 15 минут
Екатерина Белоуско
Екатерина Белоуско
Специалист отдела исследований и разработок
Статьи автора

Что знает научное сообщество о проактивности. Обзор исследований

Что знает научное сообщество о проактивности. Обзор исследований

Содержание:


В 1993 году в журнале «Journal of Organizational Behavior» Bateman и Crant публикуют статью под названием «The Proactive Component of Organizational Behаvior: A Measure and Correlates», в которой описывают конструкт и шкалу оценки проактивной личности. С этого момента начинается активный рост публикаций на эту тему, который продолжается по сей день.

В статье разберём подходы к пониманию проактивности, классификации проактивного поведения, а также рассмотрим взаимосвязь проактивности с другими конструктами.

Что такое проактивность

В научной литературе отсутствует единая концепция проактивности. Вместе с тем можно выделить общие её атрибуты:

Субъектность Ориентация на изменение среды Направленность на будущее
Инициирование действий самим человеком без внешних указаний и давления Фокус не на адаптацию к среде, а на её преобразование Предвидение возможностей и потенциальных проблем

Диспозициональная теория проактивности

В рамках диспозициональной теории проактивность рассматривается как черта личности. К ней относятся конструкты «Проактивная личность» (Proactive Personality) и «Личная инициатива» (Personal Initiative).

Проактивная личность (Proactive Personality)

Конструкт предложен Bateman & Crant, согласно которым проактивность проявляется в склонности индивида к инициативному действию. За основу авторы взяли модель А. Бандуры, в которой личность, окружающая среда и поведение постоянно влияют друг на друга. Проявление проактивного поведения, в свою очередь, позволяет удовлетворить потребность человека в контроле и изменении окружающей среды.

К признакам проактивной личности авторы относят:

  • Проявление инициативы — действует без внешних стимулов и прямых указаний.
  • Предвосхищение возможностей — способность замечать возможности для изменения ситуации.
  • Устойчивость к препятствиям — проявляет настойчивость при трудностях или неудачах.
  • Активное влияние на окружение — выступает как агент изменений в своей среде.


Люди со слабо развитой чертой проактивности демонстрируют противоположные модели поведения: приспосабливаются к ситуации, мало проявляют инициативу, не могут выявить возможности, полагаются на других.

Авторы предложили шкалу самооценки из 17 утверждений, которая позволяет измерить склонность к проактивности. Эта шкала чаще других встречается в исследованиях проактивности за счёт простоты и удобства проведения.

Личная инициатива (Personal Initiative)

По мнению авторов конструкта Frese M., Fay D., личная инициатива представляет совокупность поведенческих реакций у людей с определёнными особенностями: целеустремлённость, инициативность, ориентация на будущее, настойчивость.

Как и авторы предыдущей модели, Frese M. и коллеги предполагают, что люди активны по своей природе. Ключевым дополнением является рассмотрение проактивного поведения в качестве упреждающего, то есть направленного на будущее.

В структуру конструкта вошли три аспекта:

  • Инициативность — действия без указаний извне, т.е. поведение должно быть инициировано самим человеком и не должно регламентироваться формальными документами или неформальными поручениями.
  • Проактивность — долгосрочная направленность и учёт будущих событий, возможностей, повторяющихся или потенциальных проблем.
  • Настойчивость — способность человека преодолевать барьеры.


Frese M. и коллеги считают, что проактивное поведение представляет последовательность действий: разработка цели, сбор информации, прогноз, разработка и выполнение плана, мониторинг его выполнения и обратная связь. В рамках каждого действия предполагается реализация трёх аспектов личной инициативы: они должны быть инициированы самим человеком без каких-либо внешних стимулов, ориентированными на будущее и устойчивыми к трудностям и препятствиям.

Авторы концепции предлагают оценивать проактивность с помощью интервью, в рамках которого респондент приводит примеры своего проактивного поведения в прошлом.

В метаанализе Tornau K. и Frese M. показали взаимосвязь между конструктами «Проактивная личность» и «Личная инициатива» и предложили их считать эквивалентными.

Поведенческая теория проактивности

Поведенческий подход фокусируется на выявлении всевозможных проявлений упреждающего поведения. В рамках этого подхода исследователи не отрицают наличие личностной черты, способствующей проявлению проактивности, однако предпочитают делать акцент на конкретных проявлениях проактивного поведения и мотивации.

Проактивное поведение

В дальнейшем исследователей интересовала не столько склонность к проактивному поведению, сколько проявление проактивности в конкретных действиях. В попытке систематизировать имеющиеся наработки по этой теме были выделены три уровня проактивного поведения:

  • Индивидуальный уровень, ориентированный на себя, — охватывает поведение, связанное с инициированием сотрудником изменений способа выполнения собственных трудовых обязательств, пересмотром рабочих ролей или саморазвитием: принятие ответственности, запрос обратной связи, новаторское поведение.
  • Командный, ориентированный на коллег, — предполагает направленность поведения сотрудника на изменение работы команды или коллег: улучшение коммуникаций, повышение производительности.
  • Организационный, ориентированный на компанию, — подразумевает индивидуальные усилия сотрудника, ведущие к улучшению эффективности на уровне организации в целом: стратегическое сканирование, информирование о нарушениях, продвижение важности проблем.

Теория проактивной мотивации

Позже проактивность стала рассматриваться не только как изолированное действие, а как процесс, направленный на достижение определённых целей. При этом цели каждого человека иерархичны и могут быть распределены в две системы. Первая система включает планирование человеком желаемого образа будущего. Вторая система отражает непосредственное стремление к достижению этой проактивной цели.

Проактивное построение целей включает в себя восприятие текущей или будущей проблемы/возможности, формирование картины желаемого будущего, а также планирование конкретных действий для её достижения. При этом реализовать задуманное можно с помощью изменения себя и ситуации.

Parker и её коллеги выделили три направленности проактивных целей:

  • Рабочее поведение (proactive work behavior) — цели по улучшению внутренней организационной среды.
  • Стратегическое поведение (proactive strategic behavior) — цели, направленные на повышение соответствия организации внешней среде.
  • Поведение «проактивная личность — окружающая среда» (proactive person-environment fit behavior) — цели по достижению лучшего соответствия между собственными характеристиками и характеристиками внутренней рабочей среды. 


Цели достигаются благодаря проактивному стремлению, то есть поведенческим и психологическим механизмам. Поведенческий механизм предполагает непосредственные действия для достижения желаемого будущего. 

К психологическим механизмам можно отнести способность человека к саморегуляции, настойчивость и осмысление происходящего. Умение анализировать успешность или ошибочность действий позволяет быть гибким и при необходимости менять фокус приложения собственных усилий.

Parker и её коллеги отмечают, что люди демонстрируют проактивное поведение не для всех целей. Это показывает недостаточность личностных особенностей в объяснении механизмов проявления такого поведения. В связи с этим эксперты предложили теорию проактивной мотивации. Под этим они понимают состояние, которое является посредником между личностными особенностями, рабочим контекстом и проактивным поведением. 

Они выделили 3 проактивных мотивационных состояния:

  • «Могу сделать» (Can Do) — субъективная оценка вероятности своего успеха, уверенность в своих силах, самоэффективность и чувство контроля над ситуацией. 
  • «Причина» (Reason To) — ценность цели для человека: внутренняя мотивация и связь целей с личными ценностями.
  • «Горячие эмоциональные состояния» (Hot Emotional States) — положительные эмоциональные состояния как фактор, повышающий вероятность постановки проактивных целей и стремления к их достижению.

Влияние среды на проявление проактивности

Как выяснили выше, проактивное поведение — результат сочетания личностной черты и мотивации. Казалось бы, этого достаточно для того, чтобы сотрудники были инициативными и меняли среду вокруг себя, однако это не так. Люди с высокой склонностью и мотивацией к проактивному поведению могут не проявлять проактивность, если для этого отсутствуют условия. В то время как при правильной поддержке и наличии ресурсов люди с низкой склонностью и мотивацией к проактивности могут проявлять её в поведении.

В своей статье Parker и её коллеги проанализировали исследования и систематизировали факторы, усиливающие и ослабляющие проявление проактивности на работе. Они отмечают, что помимо личностных аспектов на проактивность влияет среда и то, как личность с ней взаимодействует. Они выделили три группы факторов.

Фактор Личностные аспекты Ситуационные аспекты
Факторы, связанные с конкретной задачей и стратегическим контекстом Качества и навыки, которые позволяют человеку ориентироваться в задаче и стратегических целях компании: политические навыки, глубина профессиональных знаний и опыт в своей области. Характеристики рабочей среды, которые способствуют проактивности: автономия в работе, степень регламентированности рабочих задач и другие характеристики дизайна работы.
Факторы, связанные с социальным окружением Навыки межличностного взаимодействия, просоциальная мотивация (в противовес корыстным целям), способность человека влиять на мнение окружающих. Отношение рабочего окружения к проактивному поведению, открытость руководства и команды к проактивным предложениям.
Факторы, относящиеся к саморегуляции Позитивная и устойчивая самооценка, низкая зависимость от внешней оценки, стремление к достижению, инициативность, осмысленность работы, умение учиться на своём опыте. Наличие стрессоров на работе (которые могут истощать личностные ресурсы) и, наоборот, наличие факторов, которые способствуют их восполнению.


Таким образом, проактивное поведение наиболее эффективно при его соответствии рабочим задачам и стратегическим целям компании и команды, социальной направленности и поддержке со стороны окружения, наличии личностных ресурсов для его осуществления.

В широком смысле можно выделить рабочие и личностные ресурсы, которые способствуют или препятствуют проявлению проактивного поведения.

Взаимосвязь проактивности как черты личности и различных переменных

Спустя 20 лет Crant обобщил результаты метаанализов, в которых исследовался конструкт «проактивная личность». Он сообщает, что в исследованиях отсутствуют значимые закономерности относительно проактивной личности и возраста. Только в некоторых из них отмечается, что молодые сотрудники, как правило, более проактивны, чем пожилые.

Проактивная личность и личностные черты. Проактивная личность имеет положительные корреляции с большинством факторов «Большой пятёрки»: открытость новому опыту (0,31-0,38), добросовестность (0,34-0,40), экстраверсия (0,37-0,42), эмоциональная стабильность (0,12-0,31), кроме доброжелательности (-0,03-0,07). Также проактивные люди, как правило, имеют более устойчивую самооценку (0,37), более высокий уровень самоконтроля (0,25) и внутренний локус контроля (0,13-0,29).

Проактивная личность, установки и отношение. Проактивная личность имеет более высокие показатели по критериям: удовлетворённость работой (0,23-0,30), организационная приверженность (0,22-0,26), вовлечённость в работу (0,44). Кроме того, такие люди сообщают о более низком эмоциональном истощении (-0,23) и более низкой деперсонализации (-0,25), что потенциально может свидетельствовать о том, что склонность к проактивному поведению позволяет снизить подверженность эмоциональному выгоранию.

Проактивная личность и производительность труда. Проактивные сотрудники имеют более высокие показатели успешности в работе (0,24-0,38) и эффективности выполнения задач (0,19-0,24).

Проактивная личность и карьера. Проактивные сотрудники чаще сообщают о карьерных достижениях (0,29-0,41), имеют более высокую удовлетворённость карьерой (0,31-0,38) и уровень заработной платы (0,11-0,14), быстрее продвигаются по карьерной лестнице (0,11-0,16).

По результатам исследования 2025 года мы обнаружили, что проактивность положительно коррелирует с уровнем занимаемой должности. Полученные данные позволяют рекомендовать этот конструкт как один из предикторов карьерного роста.

Проактивность можно оценить с помощью теста «Лидерская Пятёрка Компетенций». Тест разработан экспертами HT Lab.

Резюмируем

  • Существует два подхода к пониманию проактивности: как личностная черта и как поведение.
  • К ключевым характеристикам проактивности относится: субъектность, ориентация на изменения, направленность на будущее.
  • Проактивное поведение следует рассматривать как результат сочетания склонности к проактивному поведению, проактивной мотивации, личностных и рабочих ресурсов.
  • Проактивное поведение наиболее эффективно при его соответствии рабочим задачам, стратегическим целям компании и команды, при его социальной направленности и поддержке со стороны окружения, при наличии личностных ресурсов для его осуществления.
  • Проактивное поведение может охватывать несколько уровней изменений: индивидуальный, командный и организационный. Целями такого поведения могут быть: улучшение внутренней организационной среды, повышение соответствия организации внешней среде, достижение лучшего соответствия между собственными характеристиками и характеристиками внутренней рабочей среды.
  • Склонность к проактивному поведению имеет значимые положительные связи с производительностью труда, карьерными достижениями, вовлечённостью, удовлетворённостью работой, организационной приверженностью, факторами большой пятерки: открытость новому опыту, экстраверсия, добросовестность, эмоциональная стабильность, внутренним локусом контроля, устойчивой самооценкой и способностью к самоконтролю.
  • Проактивность имеет отрицательные связи с компонентами выгорания.

Источники

  • Ильина, О. Н., Лепёхин, Н. Н., Маничев, С. А. Проактивное рабочее поведение: концепции и направления исследований // Организационная психология . – 2022. – № 1.

  • Самостоятельность и проактивное поведение: 2 том доклада «Глобальный ланд-шафт исследований и перспективных разработок в области укрепления челове-ка» / науч. ред. П. С. Сорокин. – М.: НИУ ВШЭ, 2022.

  • Bateman, T. S., & Crant, J. M. The proactive component of organizational behаvior: A measure and correlates // Journal of Organizational Behavior . – 1993. – Vol. 14, № 2. – P. 103–118.

  • Crant, J. M. The proactive personality scale as a predictor of entrepreneurial inten-tions // Journal of Small Business Management . – 1995. – Vol. 33, № 4. – P. 57–64.

  • Crant, J. M., Hu, J., & Jiang, K. Proactive Personality: A twenty-year review // Journal of Management. – 2017. – Vol. 43, № 3. – P. 633–653.

  • Frese, M., Fay, D., Hilburger, T., Leng, K., Tag, A. The concept of personal initiative: Operationalization, reliability and validity in two German samples // Journal of Oc-cupational and Organizational Psychology . – 1997. – Vol. 70, № 2. – P. 139–161.

  • Parker, S. K., & Collins, C. G. Taking stock: Integrating and differentiating multiple proactive behaviors // Journal of Management . – 2010. – Vol. 36, № 3. – P. 633–662.

  • Parker, S. K., Bindl, U. K., & Strauss, K. Making things happen: A model of proactive motivation // Journal of Management . – 2010. – Vol. 36, № 4. – P. 827–856.

  • Parker, Sharon & Wang, Ying (Lena) & Liao, Jenny When Is Proactivity Wise? A Re-view of Factors That Influence the Individual Outcomes of Proactive Behavior // An-nual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior . – 2019. – Vol. 6. – P. 221–248.

  • Tornau, K., & Frese, M. Construct clean-up in proactivity research: A meta-analysis on the nomological net of work-related proactivity concepts and their incremental validities // Applied Psychology: An International Review . – 2013. – Vol. 62, № 1. – P. 44–96.
0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

Войти с помощью:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Продолжая, вы даёте согласие на обработку персональных данных
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?

В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

Перейти в каталог тестов