Как оценка линейных специалистов переросла в масштабное HR-исследование
- Сфера: металлопрокат, металлообработка
- Сервисно-производственная компания по оказанию услуг металлотрейдинга
- 16 офисов, 10 складских комплексов в 4 федеральных округах страны
- 30 лет на рынке металлоторговли
- В штате 600 сотрудников
- Задача: разработать модель компетенций для сотрудников отдела продаж, сформировать программу обучения и развития на основе оценки персонала
- Участники оценки: 100 сотрудников и руководителей отдела продаж, специалисты коммерческого департамента, управленческий состав и топ-менеджеры
- Качественно улучшен подход к подбору и адаптации кандидатов
- Выстроена база для создания программ обучения и развития сотрудников
- Создана модель ключевых компетенций
- Сформирован кадровый резерв из числа сильных респондентов
- Разработаны индивидуальные планы развития для линейных руководителей
- Дана обратная связь топ-менеджерам в виде коучинговых сессий
Используемые решения
Бизнес-Профиль — универсальный психодиагностический комплекс, который состоит из личностного, мотивационного, интеллектуального тестов. Бизнес-Профиль оценивает все сферы личности человека и помогает делать дополнительные прогнозы на основе комбинации результатов по отдельным факторам.
Тест-Ассессмент — технология комплексной оценки персонала, которая определяет потенциал сотрудника и его текущие навыки. Технология включает два метода оценки: комплексное психологическое тестирование и интервью по компетенциям. Тест-Ассессмент является альтернативой ассессмент-центру (центру оценки).
Ситуация
Клиент HT Lab — ТФД «Брок-Инвест-Сервис и К», крупнейшая российская компания, которая в круглосуточном режиме оказывает комплексные услуги по поставке металлопроката, обработке и хранению металла.
От персонала продаж компании зависит основной бизнес-процесс: привлечение и удержание клиентов и, соответственно, заказов. В связи с этим уровень квалификации сотрудников должен превосходить требования рынка и находиться в едином стандарте во всех профильных подразделениях.
Задача № 1. Создать идеальный профиль сотрудника отдела продаж для более качественного подбора кандидатов
Решение
Для создания идеального профиля при помощи теста «Бизнес-Профиль» оценили 100 специалистов отдела продаж и провели интервью с 7 успешными сотрудниками.
Определены ключевые компетенции «продажников»:
- клиентоориентированность — способен выстраивать долгосрочные отношения с клиентом;
- внутренняя деловая коммуникация — способен выстраивать открытые отношения с коллегами, направленные на сотрудничество;
- командность — способен работать в команде на общий результат;
- ориентация на результат — способен добиваться результата в отдалённой перспективе, включённость в работу;
- обучаемость — способен быстро осваивать новые знания и навыки;
- работа в условиях многозадачности — способен работать в условиях большого потока информации и разноплановых задач, повышенной стрессовой нагрузки;
- ответственность — способен брать на себя ответственность за результаты своей работы.
Теперь эта модель компетенций помогает HR-специалистам компании нанимать кандидатов, наиболее подходящих для позиции.
Задача № 2. Оценить руководителей отделов продаж для определения зон роста
Решение
Высокая ротация персонала в департаменте продаж потребовала оценки линейных руководителей. Управленцы среднего звена прошли тестирование методикой «Бизнес-Профиль». Комплектование администраторского состава проводили за счёт повышения в должности успешных специалистов, поэтому у HR-менеджеров возникли сомнения в правильности кадровых назначений.
Результаты теста показали, что все респонденты хорошо ориентируются в сфере продаж, но у некоторых заметно снижен потенциал в принятии решений и уровень командности.
Финальный отчёт по специально разработанной модели компетенций выглядел так:
Кроме того, у нескольких руководителей тестирование выявило признаки профессионального выгорания. Это стало тревожным сигналом для менеджмента, и в настоящий момент в компании разрабатывается комплекс мер для нивелирования данного фактора.
Финальный отчёт по блоку мотивации:
Задача № 3. Оценить обучаемость сотрудников и определить направление их развития
Решение
Результаты тестирования 100 специалистов департамента продаж показали, что специфика личностных характеристик и компетенций сотрудников продаж в массе своей такова, что с формированием кадрового резерва будут сложности.
Амбиции даже успешных менеджеров не распространяются на планы руководства.
Таким образом стало понятно, что для руководящих позиций нужно и организовывать специальный подбор (отличающийся от идеального профиля) и разрабатывать индивидуальные планы по развитию для потенциально способных к руководству сотрудников.
Чтобы образовательные программы принесли эффект, HR-специалисты детально остановились на изучении фактора обучаемости респондентов. Тесты помогли не только определить круг участников проектов развития, но и подсказали наиболее подходящий образовательный формат — практические занятия.
Задача № 4. Выявить причины разобщённости управленческой команды
Решение
Для оценки топ-менеджмента компании использовали методику Тест-Ассессмент. Результаты тестирования и коучинговых сессий продемонстрировали, что филиалы и головной офис возглавляют сильные руководители, но взаимодействие между ними в настоящий момент выстроено недостаточно эффективно, и поэтому мероприятия в области командообразования, страт-сессий и т.д. необходимы для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей компании.
Общий результат
Комплексная оценка помогла выявить сразу ряд кадровых проблем и наметить по каждой из них пути решения:
- Более детализированно проводить отбор кандидатов на вакансии;
- Доработать и специализировать процесс адаптации новых сотрудников;
- Перестроить программы обучения на основе личностных особенностей и уровней профессиональных компетенций сотрудников;
- Укрепить внутренние коммуникации между подразделениями посредством общих мероприятий и активностей;
- Запустить проекты по профилактике профессионального выгорания;
- Разработать планы по формированию кадрового резерва;
- Пересмотреть управление региональной сетью: наладить бизнес-процессы, выработать чёткие правила и выстроить единую систему ценностей.
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!