Мы занимаемся разработкой тестов оценки персонала и клиенты обращаются к нам, чтобы решить свои HR-задачи. Одна из таких задач — распознать сотрудников, которые могут навредить бизнесу изнутри. Таких работников называют «токсичными».
Токсичные сотрудники в коллективе — серьёзная помеха для развития правильной корпоративной культуры. Они любят внимание к себе, подрывают авторитет начальства, саботируют рабочий процесс и демотивируют коллег. Но правда в том, что всё зависит от сферы деятельности. На одной работе сотрудник может считаться токсичным, а на другой — эффективным и нужным.
В статье поговорим о пяти типах токсичных сотрудников, о способе их выявить и как обратить их вредные качества в полезные для компании.
Если нет времени читать всю статью — в самом конце собраны основные мысли.
Характерные черты:
Как распознать. В общении с людьми для нарцисса характерна независимость и ориентация на собственные интересы. Он готов быть вежливым и поддерживать хорошие отношения только с теми, кто тактичен и доброжелателен к нему. Он не даст себя в обиду, готов вступить в конфликт и может реагировать агрессивно, если другой человек переходит границы. Он не станет уступать и подстраиваться под коллектив, склонен настаивать на своём и работать только на выгодных для себя условиях. Может проявлять нетерпимость по отношению к коллегам и клиентам, грубо реагировать на их просьбы. Не воспринимает никакую критику, даже конструктивную.
Нарцисс — не клиентоориентированный человек. Он не станет тратить время на понимание желаний и потребностей клиента, не будет стараться помочь решить проблему или сделать клиенту удобно. Если клиент попадёт на менеджера-нарцисса — он вряд ли обратится в компанию ещё раз.
Для примера рассмотрим случай из банковской сферы. Клиент заказал у банка услугу эквайринга, чтобы принимать безналичную оплату от покупателей. Сотрудники банка установили терминал, но он работает с перебоями, нужна замена аппарата. Клиент звонит в банк. Так может выглядеть примерный диалог клиента с менеджером-нарциссом:
— Здравствуйте! Мне недавно привезли терминал эквайринга, но он плохо работает, нужно его поменять.
— А что не так? — Терминал считывает карту только после перезагрузки. Мои покупатели нервничают, что приходится долго ждать, пока пройдёт оплата.
— У нас отличные терминалы и у всех остальных клиентов они работают прекрасно и только у вас проблема! Если вы его чем-то облили или уронили, то, как понимаете, проблема не в терминале.
— Почему вы мне грубите?! Знаете что, я лучше в другой банк обращусь, где не хамят клиентам! Ваше право.
Результат: потеря клиента.
Характерные черты:
Как распознать. Импровизатор не знаком с дисциплиной. Ему не свойственно планировать дела и чётко следовать указаниям, он действует по ситуации, руководствуясь вдохновением и собственными оценками целесообразности. Часто доделывает работу в последний момент и не всегда соблюдает оговорённые сроки. Ему сложно заставить себя заниматься чем-то полезным для компании, но неприятным и неинтересным для себя самого.
С импровизатором сложно работать: на него нельзя положиться и трудно спрогнозировать его поведение. Это особенно ощутимо в командной работе, когда каждый член коллектива отвечает как за свою часть, так и за проект в целом. Обычно команде приходится доделывать работу импровизатора, так как в процессе у него пропадает вдохновение или случается очередной форс-мажор.
Рассмотрим на примере рекламного агентства. Команде поручили сделать презентацию с анализом рекламной активности клиента и его конкурентов. Импровизатору доверили оформление презентации, но он не сделал задание в срок. У сотрудников происходит такой диалог:
— Олег, где дизайн презентации? Нам сегодня её клиенту отправлять.
— Ой, из головы вылетело, я тут другим проектом начал заниматься.
— А нам что делать? Клиент сегодня ждёт презентацию. Мы не можем её отправить в черновом виде!
— Ну, скажите клиенту, что завтра пришлём, что у нас форс-мажор. К завтрашнему дню я всё сделаю.
— Олег, ты как всегда...
Результат: испорченные отношения импровизатора Олега с командой и срыв сроков сдачи презентации клиенту.
Характерные черты:
Как распознать. В некомфортных для работы условиях продуктивность такого сотрудника резко снижается, ему сложно выдерживать повышенные физические и психологические нагрузки. В стрессовой ситуации он быстро истощается, реагирует эмоционально, теряет уверенность и оптимизм при возникновении проблем и неудач. Потерпевший выходит из себя по разным поводам, его негативные эмоции всегда на виду у окружающих.
Главный минус такого сотрудника — подрыв командного духа. Когда у команды плотная рабочая загрузка, все устали и держатся за остатки оптимизма, потерпевший делает их пребывание на работе просто невыносимым.
Для примера возьмём случай в офисе операторов поддержки одной из служб такси. Потерпевший пришёл на работу в два часа дня с угрюмым видом и не торопится приступать к работе. Напарник начинает диалог:
— Слушай, у нас сегодня аврал, народ как с цепи сорвался. Может поможешь?
— Мне бы кто помог. Ты даже не спросил, почему я так поздно пришёл.
— А что случилось?
— У меня жутко заболела спина и всё из-за этой сидячей работы. Утром с кровати встать не мог. Вот, еле доковылял. А работодателю наплевать, лишь бы мы хорошо работали и на больничный не ходили.
— Ну, может тебе работу сменить на более подвижную?
— А кто за ипотеку будет платить, пока я работу ищу? Жена не работает, мама болеет, всё на мне, а никто не ценит. Тебе-то хорошо, у тебя квартира своя, а мне ещё столько лет выплачивать.
— ...
Результат: потерпевший сам не работает и снижает продуктивность напарника, — испортил настроение и заставил чувствовать себя виноватым. Теперь напарнику нужно время, чтобы выкинуть из головы этот диалог и вернуться в работу. Вместо этого эпизода, он мог бы продолжать эффективно помогать клиентам службы такси.
Характерные черты:
Как распознать. Экстремал – смелый и решительный человек, вплоть до безрассудства. Ему нравится чувствовать адреналин, преодолевать страх и доказывать себе и другим, что он может со всем справиться. Он часто недооценивает рискованность ситуации, может пренебрегать мерами предосторожности, попадая в неприятности и создавая аварийные ситуации.
Экстремал особенно опасен в профессиях, где нужно быть аккуратным и взвешивать каждый шаг, например: диспетчер, производственник, медработник, водитель, рабочий на железной дороге или в аэропорту.
Для примера рассмотрим случай на складе стройматериалов. Экстремал и его напарник — водители вилочных погрузчиков. Экстремалу нужно достать со складского стеллажа паллет с краской и аккуратно вывезти его в зону разгрузки. Происходит диалог экстремала и напарника:
—Эй, Серёг, смотри как могу. Сейчас полицейский разворот на погрузчике сделаю.
— Сань, не надо с грузом, убьёшься.
— Да всё нормально будет! Смотри.
Экстремал совершает резкий поворот, краска падает с погрузчика и разливается по полу. Погрузчик чудом не переворачивается.
— Сань, да ты совсем с ума сошёл! Жить надоело?
— Да я был уверен, что получится. В интернете видел, там у одного получилось.
— Вроде взрослый мужик, а как дитё малое. Странно ещё, что погрузчик не перевернулся и ты остался цел!
— Да уж… За краску теперь от начальства прилетит...
Результат: принесение ущерба компании из-за излишней уверенности сотрудника.
Характерные черты:
Как распознать. Непоседа очень любит перемены. Если всё стабильно и однообразно — он быстро начинает скучать, чувствовать раздражение и искать возможности, чтобы как-то развлечься. Такому сотруднику не подходит работа, где изо дня в день приходится сидеть на одном месте и делать одно и то же. В лучшем случае он зачахнет и сменит работу, в худшем — начнёт несерьёзно относиться к работе, потеряет бдительность и допустит ошибку.
Рассмотрим на примере работы администраторов на ресепшен в бизнес-центре. В их обязанности входит получение корреспонденции, регистрация посетителей и выдача пропусков в офисы компаний. Администратор приходит на работу и видит, что её напарница всё поменяла: пропуска лежат в другой стороне, корреспонденция куда-то убрана, аппарат для сканирования документов гостей теперь стоит не на привычном месте. Происходит диалог:
— Свет, что случилось? Почему всё переставлено?
— Слушай, у нас довольно скучная работа. Хоть так решила внести разнообразия.
— Ну и зачем? Вот где теперь пропуска, сканеры неудобно стоят, вообще всё не так!
— Да давай попробуем денёк, а там, если что, вернём обратно.
— Вот тебе неймётся!
Результат: все рабочие инструменты лежат не там, где обычно, администраторы путаются, начинается суета, тратится больше времени на регистрацию гостей. Из-за этого у посетителей может сложиться впечатление, что за стойкой ресепшен либо новички, либо некомпетентные сотрудники.
Любой из описанных типов «вредителей» может быть полезен, если подобрать для него правильное место. Например, нарциссу подойдёт индивидуальная работа, за которую он несёт всю ответственность и не ориентируется на коллег. А если его периодически хвалить и отмечать заслуги, ему будет приятнее работать на благо бизнеса. Для импровизаторов важен интерес к процессу, — если он увлечён работой, то будет готов прикладывать больше усилий. Для потерпевших лучше подобрать спокойную работу с предсказуемым результатом, — ту, где меньше причин для стресса. Экстремалы хороши в профессиях с повышенным уровнем риска: пожарные, спасатели, военные. Для непосед подойдёт активная работа с разными задачами, командировками и новыми впечатлениями.
Чтобы быстро выяснить, к какому типу относятся сотрудники или кандидаты, к чему склонны, а что для них нехарактерно, — используйте экспресс-тест «Большая Пятёрка Компетенций». За 25 минут тест оценит потенциал сотрудника или кандидата к пяти базовым компетенциям:
Отчёт по тесту опишет результат по основным компетенциям и их субфакторам.
Разделение компетенции на субфакторы даёт детализированную оценку потенциала, позволяет понять, из каких аспектов складывается балл работника по компетенции; что мешает, а что наоборот способствует проявлению компетенции.
Оценка кандидатов и сотрудников по пяти базовым компетенциям — это превентивная мера финансовых, временных, эмоциональных потерь компании и работающих в ней людей. Так можно быстро определить подходит ли кандидат на вакансию или получить сигнал о том, что работающий сотрудник находится не на своём месте, и что некоторые его особенности могут навредить бизнесу и команде.
Тестовая оценка компетенций персонала — это не аттестация. Увольнять сотрудников по результатам теста нельзя, такое увольнение может быть признано незаконным (см. ст. 81 и ст. 394 ТК РФ). После оценки рекомендуется встретиться с сотрудником, дать обратную связь по результатам теста и вместе с ним подумать, как улучшить ситуацию.
Токсичные сотрудники есть в каждой компании, но это не приговор и не диагноз для отдельно взятого человека. Часто бывает так, что сотрудник проявляет «ядовитость» потому, что находится не на своём месте, зато в подходящих для себя условиях он может быть эффективен и полезен компании.
Существует 5 типов токсичных сотрудников:
Есть пять базовых компетенций персонала: клиентоориентированность, стрессоустойчивость, дисциплинированность, стремление к риску и терпимость к однообразию. Оценка персонала по этим компетенциям поможет работодателю вовремя выявить у сотрудника или кандидата потенциал к проявлению токсичного поведения, чтобы направить эти качества на ту работу, где они не только не навредят, но и принесут пользу бизнесу. Зная о склонностях и особенностях персонала, можно сократить ошибки сотрудников в работе, сохранить клиентов и деловую репутацию за счёт правильного распределения рабочих ресурсов внутри компании.
В вашей почте раз в неделю. А еще: новости, акции и мероприятия для HR.