23.06.2025 Время чтения: 10 минут
Дарья Портнова
Дарья Портнова
Эксперт в сфере оценки и развития персонала, разработчик инструментов оценки
Статьи автора

Что влияет на креативность: исследования, факторы, примеры

Что влияет на креативность: исследования, факторы, примеры

Содержание:


Можно ли развить креативность? Или это что-то, что либо есть, либо нет — как рост или музыкальный слух? Современная наука отвечает: можно. Но для этого нужно понимать, из чего она складывается. 

В статье — разбор факторов, подтверждённых мета-анализами и эмпирическими исследованиями. Да, здесь будет и про мотивацию, и про интеллект, и даже про игры.

Что такое креативность

Сейчас креативность чаще всего определяется как способность генерировать новые и потенциально полезные идеи и решения. В рабочих контекстах она тесно связана с инновационностью — если креативность это «придумать», то инновационность — «претворить в жизнь». Похожий по смыслу термин — дивергентное мышление. Именно его чаще всего измеряют в исследованиях: это способность находить множество разных решений для одной и той же задачи.

Важно, что сейчас всё большее количество исследователей сходятся во мнении, что креативность можно рассматривать в качестве компетенции по решению комплексных проблем, а значит, и оценивать релевантными способами — это уже мнение практиков.

Сложная природа креативности обязывает нас рассматривать максимальное количество факторов и характеристик, которые идут — или могут идти — с ней рука об руку. На схеме представлены все факторы креативности, обнаруженные нами в литературе. При этом не каждый из перечисленных факторов связан с ней однозначно и устойчиво. Те же факторы, изучению которых посвящено не менее 5 научных статей, подробно описаны ниже.

Концептуальная схема креативности: все факторы

Топ-10 общих факторов креативности

1. Самооценка креативности

У многих из нас присутствует осознание себя как людей креативных или некреативных — и это понимание положительно связано с измерением креативности. Кроме того, восприятие себя как креативного человека (обладающего creative self-concept) тесно связано с креативной эффективностью (creative self-efficacy, то есть способностью создать креативный продукт).

Вывод: нужно верить в себя и свою креативность.

2. Открытость новому опыту

Люди с высокой открытостью новому опыту склонны к расширению собственных горизонтов, заинтересованы в получении новой информации, восприимчивы к обратной связи, в целом готовы к изменению и внутреннему обогащению себя. Если говорить более общо, то это ещё и открытость к фундаментальным вопросам существования, неготовность бездумно подчиняться правилам, схемам и авторитетам. Люди с низкими показателями открытости более консервативны, предпочитают уже знакомые и привычные способы поведения и менее склонны экспериментировать. Это базовая личностная черта, которая входит в «Большую пятёрку».

Вывод: креативность можно, пусть и косвенно, но легко измерить с помощью классических личностных опросников.

3. Внутренняя и внешняя мотивация

Если вы хоть раз говорили себе: «Так, надо срочно придумать что-то гениальное, иначе премии не видать», — то это про внешнюю мотивацию. Она может сработать, но в целом работает значительно хуже внутренней. Исследования показывают, что именно внутренняя мотивация — интерес, удовольствие от процесса, ощущение смысла — стабильно связана с креативностью. Люди творят лучше, когда делают это не ради внешней оценки или награды, а потому что просто «не могут не делать».

Вывод: чем интереснее задача для нас, тем выше шанс, что её решение получится креативным.

4. Эмоции и настроение

Креативность любит позитивный настрой — и это не метафора, а сухие данные. Исследования показывают, что позитивные эмоции повышают гибкость и дивергентность мышления. Это не значит, что в грусти человек не может творить — очень даже может. Но чаще именно хорошее настроение делает нас более открытыми к новому, а значит — более креативными.

Вывод: раз даже кратковременный всплеск эмоций (например, удивление) может стимулировать нестандартные решения, важно обеспечивать себе постоянный приток позитивных эмоций.

5. Эмоциональный интеллект

Если вы умеете распознавать и понимать эмоции других, а также управлять собственными эмоциями — вы не только успешно работаете в команде и решаете конфликты, но и становитесь креативнее. Эмоциональный интеллект помогает создавать условия для собственного творческого мышления и регулировать внутренние барьеры — например, страх критики и негативной оценки.

Вывод: работа по развитию эмоционального интеллекта будет иметь дополнительные бонусы в виде развития креативности.

Оценить уровень эмоционального интеллекта поможет тест «EmIQ Комплексный».

6. Экстраверсия

Может ли быть креативным человек, который избегает общения — или вовсе не любит людей? Конечно. В среднем экстраверсия (как активность, открытость к общению и поиску новых стимулов) положительно связана с креативностью — вероятно, по причине того, что экстраверты чаще попадают в ситуации обмена идеями и легче пробуют новое. 

Впрочем, это не значит, что интроверты не могут быть креативными. Им для проявления креативности просто может потребоваться иная среда — с меньшим числом стимулов и большей возможностью для фокусировки.

Вывод: для проявления креативности нужно найти такие условия, которые будут идеальными именно для нас.

7. Навыки решения проблем

Креативность — это не только про вдохновение, но и про структурное мышление, умение разобраться в задаче и выбрать лучший путь. Исследования показывают, что развитые навыки анализа и решения проблем усиливают эффект креативности: идея — это одно, а путь к её реализации — другое.

Пример: сценарист, умеющий сам структурировать сценарий, может не только придумать сильную идею, но и довести её до работающего продукта.

8. Травматический опыт

Тема неоднозначная, но интересная. Некоторые исследования показывают, что пережитые травмы могут быть ценным источником для креативности. Люди используют творчество как способ переосмысления своего индивидуального опыта, восстановления и самовыражения. Но только при наличии ресурса — поддержки близких, осмысленности усилий, достаточного времени.

Вывод: боль не стоит романтизировать, однако личная сложность может стать источником глубины — если есть возможность её творчески переработать.

9. Исполнительные функции: рабочая память и торможение

Иногда креативность ассоциируется с хаосом, но когнитивные исследования показывают: чтобы быть креативным, нужно одновременно уметь удерживать идеи в голове (рабочая память) и отсекать лишнее (торможение). Эти две функции мозга помогают не потеряться в потоке ассоциаций и выбрать самые сильные идеи.

Вывод: вот почему в мозговых штурмах мы генерируем по 30 более или менее безумных идей, а потом выбираем рабочие 3-5 — потому что используем нужные когнитивные процессы.

10. Рабочая среда

И, наконец, среда. Можно быть очень талантливым, но проявиться в токсичной атмосфере, при наличии оценки на каждом шагу и микроменеджмента будет сложно. Исследования показывают, что креативность имеет больше шансов «прорасти» в условиях:

  • психологической безопасности — можно говорить, не боясь быть осмеянным;
  • разрешённой неоднозначности — не всё понятно, и это нормально, с этим можно жить;
  • поддержки идей и экспериментов — под лозунгом «пробуй, ошибайся, улучшай».

Вывод: на ошибках не только учатся, но и становятся более креативными.

Мы не говорим о поле, возрасте, уровне интеллекта, сознательности, доброжелательности, юморе и мистицизме. Хотя и существуют исследования, которые подтверждают их связь с креативностью, однако они не дают возможности сделать об этом однозначные выводы.

Вместо заключения

Креативность — это не волшебная искра, а сложная система, в которой сплетаются воедино интеллект, мотивация, текущее эмоциональное состояние, память, опыт, среда и даже история личных неудач. Это не набор магических черт, а скорее режим работы психики, который можно включать, поддерживать и развивать — при желании и с опорой на данные.

Важно и другое: никакой единый «рецепт» креативности не работает одинаково для всех. Кому-то поможет свобода и хаос, кому-то — чёткая структура и фокус. Кому-то — команда, кому-то — тишина и одиночество. Поэтому задача не столько в том, чтобы «повысить креативность», сколько в том, чтобы понять, как она работает именно у вас или в вашей команде, и какие факторы этому мешают, а какие — дают правильные ростки.

Такой подход помогает уйти от обобщений вроде «нанимаем только лучших» или «сделаем open space для генерации идей» — и перейти к точным настройкам среды и процессов, в которых творчество не просто случается, а становится частью устойчивой системы. И, конечно, к тонкой рефлексии себя и своих индивидуальных особенностей.

Если мы хотим больше идей, способных менять реальность, пора перестать воспринимать креативность как подарок судьбы. И начать относиться к ней как к компетенции — весьма сложной, обусловленной контекстом, но вполне управляемой.


Примечание. Данная статья подготовлена с использованием материалов Ирины Брун — с её письменного согласия и по мотивам совместного исследовательского проекта 2020 г.

Источники

  1. Amabile, T. M. (1979). Effects of external evaluation on artistic creativity. Journal of personality and Social Psychology, 37(2), 221.
  2. Amabile, T. M. (1996). Creativity and innovation in organizations.
  3. Baas, M., De Dreu, C. K., & Nijstad, B. A. (2008). A meta-analysis of 25 years of mood-creativity research: Hedonic tone, activation, or regulatory focus?Psychological bulletin, 134(6), 779.
  4. Baer, J., & Kaufman, J. C. (2008). Gender differences in creativity. The Journal of Creative Behavior, 42(2), 75-105.
  5. Baer, J. (2014). Creativity and divergent thinking: A task-specific approach. Psychology Press.
  6. Benedek, M., Jauk, E., Sommer, M., Arendasy, M., & Neubauer, A. C. (2014). Intelligence, creativity, and cognitive control: The common and differential involvement of executive functions in intelligence and creativity. Intelligence, 46, 73-83.
  7. Couturier, L. C., Mansfield, R. S., & Gallagher, J. M. (1981). Relationships between humor, formal operational ability, and creativity in eighth graders. The Journal of Genetic Psychology, 139(2), 221-226.
  8. Da Costa, S., Páez, D., Sánchez, F., Garaigordobil, M., & Gondim, S. (2015). Personal factors of creativity: A second order meta-analysis. Revista de Psicología del Trabajo y de las Organizaciones, 31(3), 165-173.
  9. Feist, G. J. (1998). A meta-analysis of personality in scientific and artistic creativity. Personality and social psychology review, 2(4), 290-309.
  10. Hammond, M. M., Neff, N. L., Farr, J. L., Schwall, A. R., & Zhao, X. (2011). Predictors of individual-level innovation at work: A meta-analysis. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 5(1), 90.
  11. Hennessey, B. A., & Amabile, T. M. (1998). Reality, intrinsic motivation, and creativity.
  12. Hsen-Hsing Ma (2009) The Effect Size of Variables Associated With Creativity: A Meta-Analysis, Creativity Research Journal, 21:1, 30-42.
  13. Hunter, S. T., Bedell, K. E., & Mumford, M. D. (2007). Climate for creativity: A quantitative review. Creativity research journal, 19(1), 69-90.
  14. Hülsheger, U. R., Anderson, N., & Salgado, J. F. (2009). Team-level predictors of innovation at work: a comprehensive meta-analysis spanning three decades of research. Journal of Applied psychology, 94(5), 1128.
  15. Karwowski, M. (2016). The Dynamics of Creative Self-Concept: Changes and Reciprocal Relations Between Creative Self-Efficacy and Creative Personal Identity. Creativity Research Journal, 28(1), 99–104.
  16. Khalil, R., Godde, B., & Karim, A. A. (2019). The link between creativity, cognition, and creative drives and underlying neural mechanisms. Frontiers in neural circuits, 13, 18.
  17. Kim, K. H. (2006). Can we trust creativity tests? A review of the Torrance Tests of Creative Thinking (TTCT). Creativity research journal, 18(1), 3-14.
  18. Lucas, B., G. Claxton and E. Spencer (2013), “Progression in Student Creativity in School: First Steps Towards New Forms of Formative Assessments”, OECD Education Working Papers, No. 86, OECD Publishing.
  19. Martindale, C. (2007). Creativity, primordial cognition, and personality. Personality and Individual Differences, 43(7), 1777-1785.
  20. Richard, F. D., Bond Jr, C. F., & Stokes-Zoota, J. J. (2003). One hundred years of social psychology quantitatively described. Review of General Psychology, 7(4), 331-363.
  21. Sarooghi, H., Libaers, D., & Burkemper, A. (2015). Examining the relationship between creativity and innovation: A meta-analysis of organizational, cultural, and environmental factors. Journal of business venturing, 30(5), 714-731.
  22. Simonton, D. K. (2012). Creativity, Problem Solving, and Solution Set Sightedness: Radically Reformulating BVSR. The Journal of Creative Behavior, 46(1), 48–65.
  23. Stoltzfus, G., Nibbelink, B. L., Vredenburg, D., & Hyrum, E. (2011). Gender, gender role, and creativity. Social Behavior and Personality: an international journal, 39(3), 425-432.
  24. Unsworth, K. (2001). Unpacking creativity. Academy of management review, 26(2), 289-297.
  25. World Economic Forum. (2015). New vision for education: Unlocking the potential of technology. Vancouver, BC: British Columbia Teachers' Federation.
0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

Войти с помощью:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Продолжая, вы даёте согласие на обработку персональных данных
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?

В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

Перейти в каталог тестов