Т. В. Бендас, Центр дистанционного образования "Elitarium".
Данная статья проводит последовательное разграничение четырех моделей лидерства, сопровождая их внушительными списками психологических индикаторов - без подробных пояснений, но с очевидным стремлением как можно более полно и многоаспектно представить соответствующие стили руководства. Тем не менее, приходится с сожалением констатировать наличие огромного количества неточностей и методологически необоснованных смешений понятий - индивидных характеристик с личностными, а их, в свою очередь - с мотивационными и интеллектуальными.
Подобная чересполосица выглядит неприменимой для организационного контекста, а "конкурентная" и "кооперативная" стратегии получаются не вполне подлежащими оценке. В нашем универсальном психодиагностическом комплексе "Бизнес-профиль" прогноз по стилям лидерства реализован, напротив, как математическая проекция результатов по базовым первичным шкалам на вторичные. Также в арсенале Лаборатории имеется более специализированная методика ИДС, направленная на изучение профпригодности руководителей.
Редакция HT.RU
Существуют две основные модели поведения лидера (конкурентная и кооперативная), которые в свою очередь подразделяются на маскулинные и фемининные лидерские модели. Каждая из них различается способами достижения статуса лидера, значимости отдельных личностных характеристик, привилегиями и полномочиями в группе. Каждая из них также содержит ключи к достижению желаемого статуса и полномочий. В первом случае способ достижения лидерства конкурентный, во втором — это добровольный выбор членов группы.
Существуют две основные модели поведения лидера (конкурентная и кооперативная), которым соответствуют различные личностные характеристики.
1. Конкурентная лидерская модель имеет филогенетические корни, поэтому особенности поведения лидера и определенные личностные черты в некоторой степени сходны с поведением и характеристиками вожака в сообществе животных. Им становится, как правило, крупный, зрелый по возрасту и агрессивный самец с повышенной сексуальностью (правда, порой и здесь бывают исключения — крупная и старая самка или самка в состоянии полового покоя); роль вожака непременно сопровождается различными привилегиями — в пище, месте нахождения в сообществе, в выборе активности и т. п. Поэтому лидер, соответствующий этой модели, демонстрирует определенные черты своей личности и социального поведения.
Основные проявления этой модели следующие:
1. Способ достижения статуса лидера, соответствующего этой модели, как правило, конкурентный (это захват власти с использованием различных средств принуждения — физического, психологического, манипулирования и пр.)
2. Обязательно наличие разнообразных привилегий у лидера (чем они больше, тем сильнее конкуренция за лидерство).
3. Модель отличается
значимостью для лидера индивидных характеристик:
пола (преимущество — у мужчины);
возраста (преимущество — у представителя старшего возраста, но не пожилого);
сексуальной привлекательности (она должна быть у претендента на лидерство достаточно высокой).
4. Высокие показатели «конкурентных» личностных характеристик лидера:
конкурентности;
доминантности;
агрессивности;
половой идентификации (это должен быть маскулинный мужчина, а не фемининный или андрогинный);
уверенности в себе;
эгоцентризма и непременной заботы о себе, своих привилегиях и благополучии (доминирующей над заботой об окружающих);
коммуникативных характеристик (направленности на общение, альтруизма, экстраверсии, мотивации аффилиации);
социального интеллекта;
успешности по социоэмоциональным критериям (лидер не придает значения человеческим отношениям, а нацелен лишь на дело);
благополучия в личной жизни (индивид с конкурентными характеристиками, на наш взгляд, будет и в семье создавать конкурентную среду, возможно, подавлять окружающих, поэтому, скорее всего, и члены его семьи, а в конце концов и он сам, вследствие этого будут несчастливы);
эгалитарности взглядов на женское и мужское лидерство.
2. Кооперативной модели свойственны:
1. Способ достижения статуса лидера — без принудительного захвата власти. Это добровольный выбор членов группы; борьба за лидерство не ведется, лидером становится наиболее пригодный для выполнения групповой задачи член группы.
2. Выполнение лидерской роли не приносит претенденту никаких материальных или иных привилегий, а сулит ему лишь психологические преимущества — в виде уважения и любви окружающих.
3. Незначимость для лидера индивидных характеристик (пола, возраста, сексуальной привлекательности — иначе говоря, лидером может быть и мужчина, и женщина, и молодой, и пожилой, и зрелого возраста, и не обязательно сексуально привлекательный).
коммуникативных характеристик (направленности на общение, альтруизма, экстраверсии, мотивации аффилиации);
лидерского потенциала;
интеллекта (скорее здесь важен социальный интеллект: это позволяет лидеру ладить с окружающими, не претендуя на всю полноту власти);
успешности по социоэмоциональным критериям;
социоэмоционального лидерского стиля (т. е. направленного на подлинное сотрудничество с членами группы, — не ради манипулирования ими, а ради них самих, ради достижения совместных целей);
кооперативности среды в детстве;
благополучия в личной жизни;
эгалитарности взглядов на женское и мужское лидерство (т. е. мужчина и женщина имеют равные права и способности быть лидером).
половой идентификации (здесь возможны варианты: андрогинный или фемининный мужчина либо андрогинная или маскулинная женщина);
уверенности в себе (это слабое место лидера такого типа: он много времени посвящает взаимоотношениям с окружающими, психологическому климату, он стремится никого не обидеть; главным образом, речь идет об отсутствии самоуверенности); эгоцентризма;
стереотипности взглядов на женское и мужское лидерство (вернее, отсутствие таких взглядов, поскольку они — эгалитарные).
3. Маскулинная и фемининная модели являются разновидностями конкурентной модели.
Маскулинная лидерская модель:
1. Подчинена принципу долженствования — поэтому претендент на лидерскую роль непременно борется за нее практически в любой ситуации, даже если не обладает соответствующими характеристиками для успешного исполнения этой роли.
2. В присутствии женщин конкуренция мужчин за лидерство обостряется: статус лидера повышает его сексуальную привлекательность, которая повышает его шансы стать лидером.
3. Лидер непременно имеет ряд привилегий, материальных и нематериальных.
4. Имеют важное значение индивидные характеристики:
мужской пол (это должен быть маскулинный мужчина, хотя таким лидером может быть и женщина с маскулинными характеристиками. В глазах окружающих это воспринимается как отклонение от нормы. Женщины-лидеры, демонстрирующие такую модель поведения, подражают и мужскому лидерскому стилю — доминантному, ассертивному и агрессивному. Однако их сексуальная привлекательность при этом не повышается, как у мужчин, а снижается;
зрелый (или просто старший) возраст.
5. Высокие показатели:
конкурентности;
маскулинности;
сексуальности;
доминантности;
агрессивности.
Фемининная лидерская модель — другая разновидность конкурентной модели:
1. Подчинена принципу комплиментарности, дополнительности, вакуума. Лидерская роль принимается только при условии наличия вакуума лидерства, когда нет претендента, «пригодного» для лидерской роли, т. е. обладающего маскулинными чертами и отвечающего характеристикам маскулинной модели. Как правило, женщины — претенденты на лидерство — испытывают страх, что выполнение ими этой роли уменьшит их сексуальную привлекательность или даже приведет их к утере своей гендерной идентичности — женственности.
2. Важны индивидные характеристики:
женский пол (или мужской с фемининными характеристиками);
молодой возраст.
3. Высокие показатели фемининности и подчиненности (при сочетании с низкой доминантностью).
4. Низкие показатели конкурентности, агрессивности и сексуальности.
Таблица 1. Характеристики моделей
Модель
Характеристики
Конкурентная
Значимость индивидных характеристик (возраста, сексуальности, маскулинности и фемининности), высокие показатели конкурентности, доминантности, агрессивности, эгоцентризма, мотивации власти и достижения, макиавеллизма, деловой успешности, эмоциональной устойчивости и уверенности в себе, стереотипность взглядов на женское и мужское лидерство, наличие конкурентной среды в детстве и низкие значения показателей кооперативной модели
Кооперативная
Высокие значения кооперативности, мотивации, аффилиации, экстраверсии, лидерского потенциала, социального интеллекта, социоэмоциональной успешности, благополучие в личной жизни, а также эгалитарность взглядов на женское и мужское лидерство, наличие кооперативной среды в детстве и низкие показатели конкурентной модели
Маскулинная
Высокие значения возраста, сексуальных характеристик, доминантности, агрессивности, конкурентности
Фемининная
Низкие показатели возраста, сексуальных характеристик, доминантности, агрессивности, конкурентности, а также неодобрение окружающими лидерства испытуемого
0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте
Комментариев пока нет, будьте первым
a:0:{}
Хотите подобрать тест для оценки?
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!