Методология

МЕТОДОЛОГИЯ - Система осознанных принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. М - учение о методах, форма научной рефлексии опыта деятельности. В психодиагностике М – это совокупность принципов и методов конструирования и использования психодиагностических методик. Понятие М используется с разными оттенками по отношению к различном видам и уровням деятельности исследователей (разработчиков методик) и практиков (пользователей методик).. Функция М двояка, она и описывает, и предписывает: позволяет описать и оценить деятельность с точки зрения внутренней организации, а также в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила – те нормы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности.
В психодиагностических исследованиях методология различных направлений сопряжена с их мировоззренческой направленностью. Так, методология бихевиоризма тесно связана с рационалистическим и формально-поверхностным описанием поведения индивида, его внешних реакций и сознательным пренебрежением к внутреннему миру. Во фрейдизме изучение личности обусловлено следующими мировоззренческими ориентациями: противопоставление личностного смысла и общественного смысла поступков и отношений, переоценкой роли сексуальности и агрессивности в природе человека.
Область методологии включает в себя обширный комплекс конкретно-научных МЕТОДОВ исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, тестирование, которые, в свою очередь, реализуются во множестве специальных процедур – МЕТОДИКАХ получения научных данных. Различные уровни методологии – философский, общенаучный и специально-научный – взаимосвязаны и должны рассматриваться системно. Совершенствование методологии теснейшим образом связано с прогрессом различных форм деятельности. В области прикладной психодиагностики в последние годы преобладает тенденция к развитию нестрого оформленной в академичной текстах, но практичной «методологии эклектизма», оправдывающий взаимодополнительное использование методов, предложенных в разных методологических школах.
М