02.06.2016

Лаборатория на E-learning Elements 2016


Лаборатория на E-learning Elements 2016 25-26 мая 2016г.
Лаборатория на E-learning Elements 2016 г. Москва, отель "Аэростар"

ЧАСТЬ 1. ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Хотим поделиться с вами впечатлениями от участия в конференции E-learning Elements в качестве официального партнера мероприятия. Конференция отличается большим количеством дискуссионных форматов заседаний, что держит участников в тонусе: постоянно кто-то задает вопросы, обращается к аудитории, просит подумать над своим отношением к инновациям в электронном обучении. Такой формат мероприятия пришелся нам очень по душе.

Лаборатория на E-learning Elements 2016

Первый день начался со вкусного завтрака (организаторы явно рано просыпались в эти дни, ведь начало было аж в 8.30)! На завтрак пришло не мало народу: участники могли пообщаться с коллегами и уже завести интересные профессиональные знакомства. Организация конференции была на высоте, регламенты выступлений соблюдались, аудитории быстро преображались для каждой следующей секции. Много полезной информации, быстрый темп – все в главных трендах E-learning!

Лаборатория на E-learning Elements 2016


Общие мысли и идеи конференции

В ходе конференции обсуждалось огромное количество актуальных вопросов в сфере обучения. Часто вопросы носили специализированный характер, приближенный к опыту конкретных компаний, однако, есть общие тенденции, о которых задумывались абсолютно все:
  1. Меняется ли наш мозг? И какие навыки нам нужны? Согласно исследованию, опубликованному на Всемирном экономическом форуме в Давосе, есть 10 профессиональных навыков, которые будут актуальны в 2020 году:
    • Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving)
    • Критическое мышление (Critical thinking)
    • Креативность в широком смысле (Creativity)
    • Гибкость ума (Cognitive flexibility)
    • Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making)
    • Умение управлять людьми (People management)
    • Взаимодействие с людьми (Coordinating with others)
    • Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence)
    • Клиентоориентированность (Service orientation)
    • Умение вести переговоры (Negotiation)
    Надо сказать, что первые пять пунктов – скорее навыки когнитивные, а вторые пять – коммуникативные компетенции. Случайно ли это? Согласны ли вы с таким прогнозом?
  2. Обучение в наше время – не событие, а процесс (новые форматы позволяют превратить его в процесс).
  3. Надо ли фильтровать обучение? Будут ли сотрудники сами ориентироваться в курсах?
  4. Тенденция: люди сами берут знания. Нужно формирование потребности в том, чтобы обратиться к обучению.
  5. Опасение: будут ли оставаться знания в головах в нужном объеме при такой скорости подачи информации?
  6. Наконец, как проверить получаемые знания? На этот вопрос участники конференции получили ответ на Мастер-классе Арсения Белорусца.
Экспертиза Лаборатории на конференции E-learning

Лаборатория в этом году стала официальным партнером конференции,  эксперт Лаборатории, руководитель направления «профессиональные тесты знаний»  Арсений Белорусец провел Мастер-класс «ТОП-10 ошибок в создании тестов знаний». Организаторы интересно подошли к оформлению самих ошибок в материалах конференции – каждый пункт сопровождало насекомое, от ошибки к ошибке имеющее разное количество лапок, крыльев, усов и др. Надо сказать, что интерес к проблеме разработки качественных инструментов оценки знаний возрос, что не может не радовать наш «оценивающий» глаз. На Мастер-классе звучало много вопросов, закручивались целые дискуссии. Всех интересующихся разработкой тестов приглашаем на однодневный открытый семинар Лаборатории "Конструирование тестов знаний". Ведущий - Арсений Белорусец.

Лаборатория на E-learning Elements 2016


Стихнув на пару часов, они с утроенной силой возобновились на секции со звучным названием «Самая животрепещущая тема в e-learning или как оценивать знания».  Опытный и компетентный модератор Алексей Корольков подхлестывал аудиторию каверзными вопросами, например, о том, на каком основании следует устанавливать порог проходного балла. Участникам обсуждения было, что на них ответить. Дискуссия носила предметный характер и действительно была похожа на обмен лучшими практиками. Отрадно было видеть, что культура тестирования, усердно прививаемая нашей компанией, начала приживаться и уже дала свои плоды. Особо хочется отметить выступление Галины Троян (Объединенная металлургическая компания). Она рассказала о разработанной ею панели критериев, по которым качество заданий для тестов могут оценить сами авторы.  О своем опыте выстраивания системы тестовой оценки знаний рассказали также Елена Денисова (ОАО «РЖД») и Елена Зверева (X5 Retail group). Нюансами поделились представители компаний МТС и Северсталь.   Арсений Белорусец, подводя итоги дискуссии, даже предложил  в следующем году посвятить тестовой оценке знаний полноценную секцию. И, судя по огромному интересу к этой теме, эта идея приживется!

ЧАСТЬ 2. ОБУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА В ДЕЙСТВИИ. ЧТО ЕСТЬ УЖЕ СЕЙЧАС? ЧТО МЫ МОЖЕМ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ?

Примеры успешной реализации E-learning в компаниях:

Лаборатория на E-learning Elements 2016
  • Ростелеком (Никита Черкасов)
    Обучение встроено в деятельность модулями по 15 секунд. Усиленное информирование о возможностях пройти обучение, даже в лифте!
Лаборатория на E-learning Elements 2016
  • МТС (Оксана Кухарчук)
    Обучение небизнесовое (20%), разные темы под разные запросы: от курса про спортивные машины до психологии детского возраста. Цель – продать формат, затем представлять профессиональное обучение.
Лаборатория на E-learning Elements 2016
  • Сбербанк (Наталья Серегина)
    Корпоративное TV (обучение как мода). Кейс коллег из Турции, банк DenizBank (Сбербанк): люди приходят начинающими специалистами, проходят обучение, которое признано на рынке и на выходе могут претендовать на должности выше в других компаниях.
Лаборатория на E-learning Elements 2016
  • Северсталь (Елена Погодина)
    Успешный опыт создания Экспертной сети (социальной сети для заинтересованных сотрудников).

Заказчики и Подрядчики: война или совместная работа?

В завершении всей конференции на злобу дня были устроены дебаты между Заказчиками услуг электронного обучения, софта и тестов, и Подрядчиками, которые разрабатывают все эти продукты.

Задумывались ли вы над теми вещами, которые мешают эффективному взаимодействию двух сторон? Участников конференции интересовали в первую очередь следующие вопросы:
  • Вопрос проведения тендерной процедуры – как понять друг друга? И на что обращать внимание и тем, и другим?
  • Как понять действительные потребности друг друга?
  • Часто провайдеры выставляют очень разные цены за аналогичные продукты. Как понять, в чем разница и стоит ли экономить?
  • Когда провайдер делает макет проекта для заказчика, включать ли это в оплату?
  • Есть ли право у заказчика просить о доработках уже сданного проекта?
Ответы на многие из этих опросов были получены на Мастер-классе Елены Погодиной (Северсталь). Елена осветила несколько отличное видение взаимодействия провайдеров и клиентов от стандартного представления и даже развенчала некоторые типичные мифы о тендерной борьбе.

Лаборатория на E-learning Elements 2016

Так в чем же будущее E-learning?
  • Адаптивность обучения во времени;
  • Возможность использования любых устройств для обучения или оценки знаний, для корпоративной оценки;
  • Использование всех возможностей устройств (камера, 3D-изображения, объемный звук, геолокация и т.д.);
  • Тренировки в дополненной реальности.
МЕЧТА специалистов: контент, подстраивающийся под все аспекты: нахождение сотрудника, его роль, должность, период года, особенности цикла бизнеса и т.д. Т.е. обучение или оценка, встроенные в процесс работы.

ЧАСТЬ 3. МИКРОФОРМАТ, МОБИЛЬНОСТЬ И ГЕЙМИФИКАЦИЯ

Мобильное обучение

Если брать во внимание постоянное ускорение темпа нашей жизни, мы скоро вынуждены будем делать все на бегу, в том числе и работать… Но мы надеемся, что к этому времени человечество успеет изобрести какой-нибудь гаджет для «успевания делать все», и тогда мы продолжим ускорять темп своей жизни.

А пока мы сталкиваемся с такой реальностью, которая требует от нас ускоренного обучения, быстрого схватывания новой информации и оперирования ею. Похоже, что последним тенденциям в бизнес-обучении, перечисленным ниже, соответствует именно формат микрообучения:
  1. Обращение к анализу BigData.
  2. Большое внимание к аналитике мобильных приложений.
  3. Адаптивные траектории в обучении.
  4. Геолокационная привязка. Уже существует немало приложений, с помощью которых мы можем находить интересных людей рядом с собой, в основном геолокацию используют приложения знакомств. А кто сказал, что нельзя эту функцию использовать в поиске экспертов, которые вам необходимы в данный момент?
  5. Становится очень важным совместимость форматов обучения со всеми девайсами, чтобы обучение стало действительно мобильным (BYOD или принеси свой собственный девайс).
  6. Возможность привязки к социальным сетям.
  7. Микроформат (bite-sized).
  8. Адаптивный дизайн (хорошая работа на любом девайсе).
  9. Переход от Flash к html5.
  10. Геймификация в обучении.
  11. Skill-based (меньше воды и теории в обучении).
  12. Обучение с помощью мессенджеров.
Вот, что специалисты теперь говорят о времени, которое будет тратится на мобильное обучение:
  • С целью освежить знания – 2 минуты (например, информация об обновлениях может подаваться в таком формате);
  • Интерактивные мини-игры, видео, геймифицированные проверочные задания – 5 минут;
  • Youtube, Wiki, внешние ресурсы, social learning – 10 минут.
Лаборатория на E-learning Elements 2016

Александр Беляшин
рассказал о положительном опыте использования мобильных технологий в оценке 360 градусов на примере компании Росатом.

Удобства, которые оценили участники оценки (1300 директоров предприятий):
  • Отсутствие авторизации!
  • Данные сохраняются в момент оценки, что минимизирует риски потери данных;
  • Возможность поменять оценки до конца процедуры.
В мобильном формате оценку прошли 60% участников, что не удивительно, ведь директора предприятий – люди занятые и очень дорожат своим временем. Оценку удалось провести силами двух специалистов в течение месяца!

Главным вопросом для аудитории остался вопрос, готов ли рынок к мобильному обучению? Сами же и ответили, что технически – да, но контент – скорее нет. Поэтому специалистам стоит серьезно подумать над содержанием того обучения, которое они хотят давать своим сотрудникам, а главное – осознать, подойдет ли формат мобильного обучения под задачи обучения.

Мисс Геймификация

Всем известный тренд последних лет, обсуждаемый на всех мероприятиях, связанных с обучением и оценкой. Зная современные тренды, геймификация прекрасно вписывается в потребности бизнеса: мы имеем технические возможности сделать курсы и оценочные инструменты не только красивыми и запоминающимися, но и захватывающими дух, с сюжетом, даже со своей отдельной историей или модой.

Помимо развлекающей функции, геймификация еще до начала прохождении курса может замотивировать обучающегося пройти его до конца. Геймификация способна изменить отношение людей с позиции «не хочу, но надо» на позицию «вау, круто, хочу, сделаю!».

Однако, не стоит забывать о главной задаче любого обучения – эффективности усвоения знаний, а в случае с оценкой – о валидности получаемых результатов.

Лаборатория на E-learning Elements 2016

В этом ключе обязательно надо упомянуть о степенях геймификации контента: вы можете выбрать:
  • хард-уровень (присутствует и сюжет, есть герои, декорации, все задачи переложены на сюжет);
  • мидл-уровень (могут присутствовать различные элементы геймификации, но сами задачи остаются в терминологии бизнеса);
  • софт-уровень (геймификация выступает как оформление).
На что обращают внимание специалисты: геймификация может выступать нематериальной мотивацией для сотрудников, поэтому ненужно рейтингов по прохождению обучения, это может демотивировать.

Микрообучение

2 стороны одной медали?
+ -
Затраченное время
Слишком частые напоминания об обучении
(люди перестают реагировать на рассылку)
Четкая структура материала и лаконичность Глубина погружения не подходит для сложного содержательного контента
Доступно всегда и везде Иллюзия простоты
Возможность выбирать, что брать, а что нет Переключение с профессиональной задачи на обучение может плохо влиять на результат (мелкодробность, отвлекает внимание)
Короткое решение
Четкое таргетирование обучения – инструкции в производстве!
Практический кейс положительного использования микрообучения - ПАО Группа "Черкизово"

Лаборатория на E-learning Elements 2016
  • ОПЫТ Wrigley (Евгения Катаева):
    Микрокурсы, тренинги продаж.
    1. Ряд небольших видеороликов
    2. Геймифицированное видео (аналог шоу Comedy Club: высмеянные ошибки в работе по продажам). 100% людей в компании посмотрели!
  • #IMAGE_13#
  • ОПЫТ Johnson & Johnson
    Разделили громоздкий курс на микрочасти (для врачей офтальмологов). Прирост завершивших курс составил 740%!
  • #IMAGE_14#
  • ДАННЫЕ Deloitte
    • 88000 ссылок в Google по запросу «Микрообучение»
    • 90 секунд – максимальное удержание внимания Миллениалов (поколение Z)
    • 70% пользователей посещают youtube.com чаще 1 раза в месяц
    • 65% - хотят проходить курсы до 10 минут
    • 94% - говорят про избыток информации и хотят сократить информацию в курсах

  • ОБСУЖДЕНИЕ
    • Многие проводят аналогию между современным обучением и словарем (Google – тот же принцип словаря),
    • Микрообучение нужно для вспоминания уже имеющейся информации,
    • Важен принцип Agility (гибкости),
    • Микрообучение дает ощущение законченности, что повышает вовлеченность (мобильное обучение обычно заканчивают),
    • Микрообучение дает точные статистические данные
    • Развивается самостоятельность,
    • Появляется возможность создавать гибкие адаптивные программы.
    • Считать ли обучением микрообучение, если нет контроля итогов? Может это не обучение, а информирование? Где грань?
    ВЫВОДЫ
    1. Микрообучение должно отвечать на вопрос «Как?», а не «Почему?». Тогда оно будет эффективно.
    2. Микрообучение должно быть элементом обучения и иметь практикум.
    3. В микрообучении важно правильно содержательно делить курс, иначе вы рискуете превратить его в разрозненные куски информации.
    И по одному вопросу, коллеги так и не смогли договориться: стоит ли использовать микрообучение в адаптационных курсах. Противники такой практики утверждали, что информация о компании на первых порах работы очень важна и нельзя так разрозненно подавать ее. Другие говорили о том, что адаптационный курс в виде микрообучения – это идеальный формат, поскольку информацию о компании, ее ценностях и правилах можно подавать именно в те моменты, когда она лучше всего пригодится новому работнику, а, соответственно, и усвоится такая информация лучше.

    Александра Болонкина,
    Департамент R&D Лаборатории "Гуманитарные Технологии"