Мужчины против Женщин, или Еще раз об Эмоциональном интеллекте

29 Мая 2007

В данный момент тематика эмоционального интеллекта очень популярна. Его ставят во главу угла, когда пытаются прогнозировать успешность человека на руководящем посту, в продажах и т.д. Ведь насколько человек умеет понимать, распознавать и, главное, управлять эмоциями (и собственными, и эмоциями окружающих) - настолько он сможет преуспеть в сфере, предполагающей постоянное общение с людьми. Тематика действительно важная, и, если наряду с этой оценкой не забывать о диагностике интеллекта (традиционного), характера человека и сферы его мотивации, то существование методики оценки эмоционального интеллекта было бы очень полезным для HR-ов и психологов.

Такими соображениями руководствовалась HR-Лаборатория еще в 2004г., создавая первую версию теста "Эмоциональный интеллект". Можно сказать, что до этого момента в России не было теста для оценки ЭИ, адекватного нашей русскоязычной выборке. В процессе создания теста автор первоначальной версии, Е. А. Орёл, опиралась на факторы опросника EQ с сайта Queendom.com (аналогичной опроснику Н. Холла). На базе собранных в пилотажном исследовании протоколов был проведен факторный анализ, который определил существующую на данный момент факторную структуру методики.

Тест включает 6 факторных шкал:

  • Общий балл (суммарный балл по всем шкалам)
  • Самоанализ и самозащита (шкала отражает способность респондента трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои эмоции, умение выстраивать определенную «психологическую защиту» от неприятностей)
  • Самоконтроль (шкала отражает наличие у респондента внутренней мотивации, самодисциплины, настойчивости в достижении поставленных целей)
  • Выражение эмоций (шкала отражает способность респондента адекватно выражать и контролировать свои эмоции и должным образом реагировать на проявления эмоций у других людей)
  • Социальная чуткость (шкала отражает способность респондента правильно понять и оценить мотивы, стоящие за поведением окружающих его людей и адекватно на них реагировать, на основе этого понимания)
  • Самооценка чуткости (шкала отражает оценку респондентом собственных качеств: чуткости, проницательности, понимания мотивов поведения окружающих)

Сегодня мы работаем уже с сокращенной (по количеству вопросов в тесте), второй версией методики (автор - В. В. Одинцова), стандартизированной на русскоязычной выборке. В состав выборки вошли преимущественно жители крупных городов РФ.

И сейчас, встречая многочисленные статьи и книги по этой тематике, видя неугасающий интерес к ней, мы решили еще раз проверить наш тест.

Например, по данным Орме (2003), различия между полами в сфере эмоционального интеллекта проявляются, прежде всего, в преобладании у женщин его межличностных, а у мужчин - внутриличностных показателей.

Схожие результаты получены в исследованиях И. Андреевой (2004): "у девушек преобладают компоненты эмоционального интеллекта, обусловливающие понимание эмоций - распознавание эмоций других людей и эмпатия.

Мы решили проверить, действительно ли есть различия между результатами по нашему тесту у мужчин и женщин.

Итак, для проверки различий между полами мы располагали базой результатов по тесту: "свежей" Интернет-выборкой добровольцев, которую очистили от недостоверных и повторных результатов тестирования. В итоге мы получили результаты 424 человек (321 женщин и 103 мужчин).

Для проверки предположения о том, что пол имеет свое влияние на показатели эмоционального интеллекта, мы использовали t -критерий для независимых групп (таким образом, мы проверяли гипотезу о значимых различиях между результатами теста мужчин и женщин). Исходные данные при этом представлены в стенах (стандартизированных баллах), т.е. требование параметрического критерия о нормальном распределении было соблюдено.

Данные были представлены в программе STATISTICA 6.0 в следующем виде:

Результаты применения t-критерия для независимых групп представлены ниже:

Красным шрифтом выделены те данные (в нашем случае - шкалы теста), для которых выявлены значимые различия по критерию "Пол". Их (шкал) оказалось две: "Самоанализ и самозащита" и "Социальная чуткость".

При этом, если посмотреть на значение средних (Mean 1 и Mean 2), то можно увидеть, "в чью пользу" сыграли различия.

Для шкалы "Самоанализ и самозащита" среднее значение больше для мужчин (Mean1), а для шкалы "Социальная чуткость" - больше у женщин (Mean 2).

Иными словами, как и было указано у Орме, мужчины лучше разбираются в себе (в своих эмоциях, лучше справляются с неудачами), а женщины - в эмоциях других людей (являются при этом более чуткими и проницательными). Задумайтесь, и Вы наверняка вспомните массу подтверждений тому из личного опыта.

Далее мы посмотрели различия в результатах по тесту в зависимости от возраста. И вот результат:

Название шкалы Коэф.корр.
Общий балл 0,141636
Самоанализ и самозащита 0,290641
Волевая саморегуляция 0,254754
Эмоциональная открытость -0,38016
Социальная чуткость 0,392869
Самооценка чуткости -0,22097

Это данные линейной корреляции между показателями шкал и возрастом испытуемых. Полученные данные говорят о том, что, чем взрослее человек - тем лучше он разбирается в своих эмоциях, тем лучше у него получается управлять ими, проявлять волю, и, особенно - вместе с годами и накопленным опытом у него развивается способность к чуткости и проницательности. Вместе с тем, с возрастом снижается показатель эмоциональной открытости (человек все реже и реже откровенно и непосредственно проявляет свои чувства) и самооценки чуткости (возможно, завышенной в молодости). Все полученные результаты соответствуют имеющимся в литературе данным, да и, если говорить о возрасте, просто здравому смыслу. Для нас же этот факт является лишним подтверждением валидности созданного нами инструмента. Отметим, однако, что сбор данных происходил добровольно, и влияние фактора социальной желательности было исключено. В наших планах на будущее - добавление в тест механизма контроля социальной желательности для наилучшего использования методики в ситуации экспертизы.

Используемая литература:

  • ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 7-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 10-11 декабря 2004 г., г. Минск. - Минск, 2004. - С. 282-285.
  • Орме Г.(2003) Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. - М: "КСП+"

В вашей почте раз в неделю. А еще: новости, акции и мероприятия для HR.

 

Лаборатория Гуманитарные Технологии Контакты:
Адрес: Кутузовский проспект, дом 36, строение 3 121170 Москва,
Телефон:+7 495 514-31-15, Электронная почта: test@ht.ru