23.04.2012 Время чтения: 4 минуты

Записки психиатра

Борис Херсонский, LiveJournal, 22 апреля 2012

Комментарий редакции HT.ru:

Сейчас уже мало кому может прийти в голову, что психологические тесты у нас в стране длительное время находились под запретом. Тем не менее, именно так оно и было. Мы публикуем любопытные воспоминания Бориса Херсонского об Инессе Гильяшевой, одной из пионеров применения психологических тестов в бывшем СССР.
Мы попросили члена Экспертного сообщества психологов Людмилу Николаевну Собчик откликнуться на эту публикацию и поделиться с читателями своими воспоминаниями о времени первых попыток применения тестов в СССР. Надеемся, что Людмила Николаевна откликнется на нашу просьбу здесь или у себя на блоге.

Редакция HT.ru

Эту историю я рассказываю со слов покойной Инессы Николаевны Гильяшевой, прекрасной женщины, одной из пионеров применения психологических тестов в бывшем СССР. Она работала в Бехтеревском институте и нас связывало многолетнее сотрудничество (есть несколько совместных работ) и дружба, основанная на полном взаимопонимании. Как мы увидим ниже, именно Инесса с чисто женской храбростью, граничащей с безрассудностью, фактически ликвидировала Постановление ЦК КПСС 1936 года, запрещающее применение тестов.

Дело было в самом начале семидесятых. Ни о каких "тестах" в СССР речи не было. Ведущие психологи опирались на запрет партии и пытались теоретически обосновать, почему нельзя использовать тесты на территории победившего социализма. Тут вам и научный вариант "стокгольмского синдрома" - идентификация с агрессором, тут вам и элементарный страх и здоровый советский прагматизм. Всякий "нарушитель" рисковал получить титул "агента империалистической науки" в стройных рядах советских психологов (я не шучу! Это цитата из какой-то статьи, прочитанной мною в юности).

Всегда говорил, что настоящей причиной запрета психологических тестов был страх номенклатурщиков, что кто-то их сосчитает, т.е. измерит их интеллект.

Но начало семидесятых - эхо оттепели, гайки еще не закручены, продолжаются контакты с зарубежными коллегами, истончаются перегородки между учеными. И вот в НИИ им. Бехтерева приезжает американский профессор Н. Ему все показывают, рассказывают. Он попадает и в психологическую лабораторию. И задает вопрос - а есть у вас тесты? Воцаряется молчание, как будто женщине в присутствии мужа и детей задают вопрос: а есть у Вас любовник?

Но в данном случае - полная невинность: никакого любовника (тестов) в лаборатории нет.

Нет у нас тестов - признается Инесса.
- А хотите? - спрашивает Н.
-Хотим - отвечает Инесса.
Все хотят! Но отвечает только она. Это был неправильный ответ. Правильный был бы: Не хотим! Мы, советские психологи, с презрением отвергаем тесты и не признаем их научной ценности. Но Инесса не боялась дать неверный ответ.
Хорошо, - говорит Н., в следующий раз я привезу Вам комплект в подарок от нашего
Университета Вашей лаборатории. Но мне нужно официальное письмо от института.
????
- Официальное письмо. подписанное директором или его заместителем, что Вы просите наш
Университет предоставить вам базовый набор психологических тестов.
- Хорошо - отвечает Инесса.

Хотя чего тут хорошего!

Инесса идет к директору института, не рассчитывая на согласие. И впрямь - следует отказ. Но не тот отказ, который мог остановить женщину. После напряженной дискуссии стороны договариваются на том, что письмо будет написано, но директор его подписывать не будет. Подпишет его Инесса, именем директора, но так, чтобы сразу было видно, что подпись подделана. Так что в случае чего ( о, этот "случай чего", на нашем жаргоне случай Ч.!)

Через полгода Н. приезжает в Питер опять и привозит чемоданчик с тестом Векслера, а также папочки с тестом Роршаха и ТАТ.

Лед тронулся, господа присяжные! Начался процесс пиратского бесконтрольного копирования тестов и продажа их (этим занимался фотограф института, он, кстати, и самиздат распространял) студентам, вернее, курсантам, повышающим квалификацию в Бехтеревке. Одним из которых и был в 1976 году ваш покорный слуга...

А через восемь лет я уже и сам преподавал на этих курсах, приезжая на месяц из Одессы, где ни о какой преподавательской работе для меня и речи не было.

В истоках применения тестов на территории бывшего СССР лежит фальсификация подписи и пиратское копирование. Не будем забывать об этом!

Еще - забавная деталь. В тесте Векслера есть субтест - недостающие детали. В смысле, нужно определить какой детали недостает на рисунке. Ручки на двери. Хвостика у свиньи. Аляски на карте США. Адаптируя тест для нашей культуры (если ее можно так назвать) карту Америки заменили на карту СССР без... Курильских островов. Это было политически недопустимо! Последовал вызов на допрос и разъяснительная беседа. Из карты можно было изъять любую территорию кроме той, которая является "предметом политических спекуляций японского милитаризма" (армии у Японии не было, как известно, а милитаризм - был). В конце концов СССР лишился Камчатки. Зато советский флаг с серпом и молотом, на котором от молота осталась только рукоятка никаких возражений у органов не вызвал.

Вот думаю - а существует ли украинская адаптация теста Векслера? Есть ли там карта Украины без Крыма и трезуб без одного зуба? И если есть, то куда смотрит СБУ (это у нас такое ФСБ).

0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

Войти с помощью:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?

В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

Перейти в каталог тестов