13.10.2013

Всегда ли полезен эмоциональный интеллект?

Всегда ли полезен эмоциональный интеллект?

В данном обзоре исследования убедительно оспаривается универсальность эмоционального интеллекта как компетенции. Оказывается, что эффективность деятельности не связана напрямую с тем, насколько легко человек распознает чужие эмоции и выражает свои. И все зависит от структуры данной деятельности - от того, насколько она насыщена коммуникацией и необходимостью руководить другими.

Мы разделяем подобный дифференцированный подход к компетенциям и предлагаем для его реализации инновационный диагностический сервис "КОНКОМ-онлайн". Также интересной выглядит интерпретация результатов исследования с позиции теории активации черт.

Редакция HT Lab
Редакция HT Lab

Андрей Ловаков, «Дайджест психологических исследований».

Эмоциональный интеллект – это способность правильно понимать эмоции других людей и проявлять свои собственные эмоции. Умение хорошо распознавать эмоции – это хороший навык, позволяющий продуктивнее взаимодействовать с людьми, адекватно реагировать на ситуации и, в конечном счёте, эффективнее работать. Однако всегда ли он полезен? Исследование Кристал Фэр и её коллег показало, что высокий эмоциональный интеллект полезен не всегда.

Исследовав 212 молодых специалистов и их руководителей Фэр с коллегами обнаружили, что эмоциональный интеллект положительно связан с высокой эффективностью деятельности только тогда, когда работа предполагает решение управленческих задач высокого уровня. При этом, когда работа предполагает минимальный объём управленческих функций, эмоциональный интеллект оказался связанным с эффективностью даже отрицательно.

Исследователи объясняют данные результаты с позиции теории активации черт (trait activation theory), которая утверждает, что определённая связь между личностными чертами и эффективностью работника возникает тогда, когда организационная среда сама сигнализирует, что какие-то конкретные черты здесь ценятся. Другими словами, если сознательность оказывается связаной с высокой эффективностью определенного вида работы, то, скорее всего, это происходит в организации, в которой последовательно ценится, что сотрудники должны быть осторожным и организованным.

В управленческой деятельности ценятся навыки межличностного общения, способность эффективно взаимодействовать с людьми, и эмоциональный интеллект здесь является ключевым. Если же работа не связана с выполнением управленческих обязанностей, то и навыки взаимодействия ценятся не так высоко. Работники с высоким эмоциональным интеллектом просто переоценивают важность проявления и распознавания эмоций и реагируют на эмоции, которые не были предназначены для этого (они выступают здесь своего рода дистракторами). Таким образом, можно заключить, что эмоциональный интеллект не является общей для всех специалистов компетенцией, определяющей эффективность деятельности. Он важен и критичен только в случае выполнения эмоционально насыщенной работы.

Источник: Farh, C. I. C. C., Seo, M. G., & Tesluk, P. E. (2012). Emotional Intelligence, Teamwork Effectiveness, and Job Performance: The Moderating Role of Job Context. Journal of Applied Psychology, 97(4), 890–900. doi: 10.1037/a0027377

0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

Войти с помощью:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?

В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

Перейти в каталог тестов