08.10.2009 Время чтения: 7 минут

Тесты IQ при оценке персонала

Содержание

Кадровик.ру, Наталья Зленко
06 апреля, 2009

 

#IMAGE_0# Наталья Зленко, специалист по оценке персонала, лесопромышленная компания, г. Братск
Сегодня тестирование интеллекта кандидата при приеме на работу стало модным. Многие профили компетенций включают высокие требования – системность и динамичность мышления, аналитические способности, обучаемость и т. п. В связи с этим возникают закономерные вопросы: можно ли строить полноценные прогнозы и принимать решения, основываясь на итогах тестов?

Актуальная оценка

Тестирование – наиболее распространенная форма оценки интеллектуального потенциала человека. Психодиагностические методики помогают выявить различные компоненты мышления, но ни в коем случае не поставить диагноз «умный – не умный». А. Анастази, классик психологической науки, отмечает, что «тесты интеллекта, как и другие тесты, следует использовать не для навешивания ярлыков на людей, а для их лучшего понимания». Хорошо, если такие методики в компании применяет психолог-профессионал, много времени посвятивший изучению тонкостей психодиагностики.
Тесты интеллекта принято использовать очень осторожно. Ведь установлено и научно обосновано, что на текущую деятельность человека помимо прочего воздействует его эмоциональное состояние, а значит, оно влияет и на результаты тестирования. Применяя ту или иную методику, менеджер по персоналу должен знать о ее погрешностях и помнить, что отвечает за интерпретацию результатов перед кандидатом и работодателем.

Некоторые считают тесты обязательным инструментом оценки, а кто-то категорически против их использования. В последнем случае нужно честно ответить себе на вопросы:
  • какими другими надежными, достоверными, валидными методами можно оценить интеллектуальные способности кандидата?
  • подпишете ли вы итоговое заключение о работнике после его оценки «своим» способом?
  • как объясните свой вывод сотруднику, заказчику?
  • будете ли применять «свой» метод для групповой оценки?
  • Пожалуй, только имея на эти вопросы убедительные, аргументированные ответы, можно полностью отказаться от применения тестов.

    Что и зачем исследуем?

    На этот вопрос Л. Собчик, эксперт в области психодиагностики, отвечает так: тестируем под задачу. Для начала нужно выбрать для оценки наиболее значимые качества успешного кандидата, определить, что важнее в должности, – динамика и оперативность или дальновидность и точный расчет, аналитический или практический склад ума, эрудированность или глубокие знания в одной области, творчество или критичность, гибкость или последовательность.
    В зависимости от задачи можно использовать разные психодиагностические методики.

    КОТ (краткий ориентировочный тест) – выявляет способность к обучению, динамику мыслительных процессов, интеллектуальную продуктивность. Однако с помощью этой методики нельзя «заглянуть» в глубокие слои интеллекта, например, оценить системность мышления. Человек может качественно выполнить задания теста, но стратегические задачи ему окажутся не по плечу. Интерпретация результатов данного теста может быть, например, такой: низкая динамичность означает, что кандидат думает медленно, последовательно; большое число пропущенных заданий – думает избирательно, гибко; невысокая результативность – ориентирован на ко личество и скорость.

    Тест Амтхауэра. Есть разные варианты этой методики. Наиболее распространен тот, который состоит из четырех вербальных субтестов (в классической методике Амтхауэра есть еще числовые и пространственные задачи). С их помощью оцениваются 4 свойства мышления: общая осведомленность, умение классифицировать, мыслить по аналогии, обобщать.

    Если тестируемый показал высокие общие итоги и результаты выполнения каждого отдельного субтеста, то можно сделать следующие выводы:
  • «общая осведомленность» – человек хорошо эрудирован, умеет быстро ориентироваться в разных сферах;
  • «классификация» – способен выделять главное и второстепенное, «разгребать завалы информации»;
  • «аналогия» – хорошо обучаем, умеет переносить примеры на практику;
  • «обобщение» – у человека системное мышление (для решения задач теста необходимо «подняться выше, чтобы понять»).
  • Однако нужно учитывать, что тест вербальный: он показывает, как человек оперирует речевым компонентом мышления. На основании его результатов трудно сделать прогноз успешности, например, кассира. Кроме того, методика была разработана за рубежом, и чтобы использовать ее в нашей стране, нужен адаптированный и апробированный российскими психологами вариант.

    Тесты Айзенка. Самые распространенные и доступные, но малонадежные. Широкая известность методики обычно приводит к тому, что ею пользуются непрофессионалы и падает достоверность результатов. В практике использования теста замечено, что, поняв однажды смысл задания, легко сделать многочисленные варианты теста. Иногда он показывает просто догадливость человека, что однако не позволяет выяснить сильные и слабые стороны его мыслительной деятельности и понять его способы решения рабочих задач. Более того, как отмечают некоторые диагносты-практики (Р. С. Немов), чтобы сделать вывод об интеллектуальном развитии человека, необходимо использовать все 8 вариантов теста и только после этого подсчитывать IQ.

    Оргтест. Один из самых трудоемких и для кандидата, и для менеджера по персоналу. Применяется в Центре оценке, выявляет наиболее сложные «интеллектуальные образования»: системность мышления, прогнозирование, динамику, гибкость – самые значимые при выборе кандидата на высокую должность.

    Тест Равена. Основу теста составляют задания на наглядно-образное и нагляднодейственное мышление (посмотрел – представил, посмотрел – сделал). Большинство людей по этому тесту демонстрируют высокие результаты, поэтому средние и низкие показатели будут свидетельствовать о том, что у человека во время тестирования было неподходящее для этого состояние, или базовые компоненты мышления дают сбои, а значит, могут быть трудности при решении сложных задач.

    Культурно-свободный тест Кеттела. Давно установлен факт влияния уровня образования и особенностей культуры на успешность выполнения интеллектуальных тестов, поэтому Р. Кеттелл предложил тест, позволяющий измерять интеллект – «базу» для разных форм мышления. Тест – «без слов» и состоит из 4 субтестов: дополнение, матрица, классификация, топология. В каждом из них используются абстрактные фигуры, между которыми нужно найти определенные взаимосвязи. Однако, как и тест Амтхауэра, он разработан не в российских условиях.

    Другие методики. Их много, и они выявляют различные свойства интеллекта. В любом случае, прежде чем применять их на практике, следует собрать всю необходимую информацию: что измеряет, кем разработана, где апробирована и кем адаптирована, ключ, инструкция, на каких группах были выведены нормы и т. п.

    Норма – не норма

    Понятие нормы пришло из статистики, где оно означает, что 68 % людей, прошедших то или иное исследование, имеют примерно одинаковый результат. Поэтому обычное понимание слова «нормальный» как «правильный» и «хороший» – некорректно. Кроме того, нормы в разных культурных группах неодинаковы, как в известной пословице: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Следовательно, для каждой отдельной общности людей нужно определять свою норму для достижения большей объективности.

    Например, групповое тестирование в нашей компании показало, что в рамки установленной ранее нормы попали около 35 % сотрудников (хотя должно быть, как указано выше, около 70 %). Была проведена проверка на корректность процедур оценки, а затем с помощью методов статистического анализа определены границы результатов конкретно для этой группы: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Например, общепринятая норма по КОТ – 21 правильный ответ из 50, а в данной группе получилась 18.
    Норма для данной группы сдвинулась. На границы нормы влияют самые разные показатели. Даже технология, которая используется на производстве, может отразиться на результатах: чем она проще, тем больше вероятность, что показатель будет невысоким, т. к. от человека не требуется каждодневного интеллектуального напряжения, и, наоборот, чем сложнее технология, тем выше результаты у людей.

    Можно использовать и другой способ выделения границ нормы, при котором получится три варианта: низкий, средний, высокий.
    Выполняя простые арифметические расчеты с использованием программы Excel, можно получить нормы для конкретной группы:
    1. Высчитать средние показатели по результатам каждого субтеста (в табл. 2 это графы 1, 2, 3, 4).
    2. По каждому показателю вычислить стандартное отклонение (в программе Excel, в разделе «статистические функции»).
    3. Стандартное отклонение не должно превышать 30 % от среднего значения. Если оно больше, значит, распределение неравномерное, и границы нормы размыты.
    4. Определить нижнюю и верхнюю границы нормы путем вычитания и сложения среднего значения с показателем стандартного отклонения.
    5. Кандидаты, попавшие в группу с высокими результатами (выше верхней границы нормы), будут более интеллектуально продуктивны в данном коллективе.

    Обратная связь для тестируемого

    Для предоставления обратной связи необходимо:
  • знать все нюансы методики, интерпретацию полученных показателей (баллов, графиков, профилей) и уметь четко отвечать на вопросы относительно каждого из них;
  • быть способным давать обратную связь психологически грамотно: так, чтобы «звезды» не «зарвались», а те, кто попал в группу с низкими результатами, не впали в апатию или агрессию.
  • В любом случае, независимо от результатов, при предоставлении обратной связи полезно сделать акцент на том, что показатели тестирования не определяют степени успешности в решении рабочих задач. Кроме того, нужно обратить внимание на факторы, которые помогли или, наоборот, помешали кандидату справиться с тестом. У тех, кто показал низкие результаты, следует выяснить, каково было их физическое и эмоциональное состояние на момент диагностики. В случае, когда человек хочет пройти проверку еще раз, можно предложить другой вариант того же теста. Практика показывает, что в этом случае показатели обычно остаются почти неизменными, но если разница между итогами первого и второго тестирования очень большая, то решение нужно принять в пользу кандидата.

    Некоторые специалисты предпочитают вообще не сообщать результатов, однако человек вправе знать, на что он согласился и как будут использоваться полученные данные. Кроме того, такое молчание снижает авторитет специалистов по оценке. А самое главное, работник может сделать непредсказуемые выводы, которые способны повлечь сильный стресс, ведь при любом отношении к тестированию, для человека подобная проверка – важный момент.

    Прогнозы

    Зачастую заказчик ожидает, что после диагностики он получит достоверную информацию со стопроцентной гарантией. Важно сразу обозначить ограничения тех возможностей, которые предоставляет тестирование, и не сообщать более того, что предполагается методикой. Например, кандидат имеет высокую системность мышления, но низкую динамичность, поэтому если вопрос заказчика звучал: «Сможет ли Иванов поднять рентабельность до…?» – нужно ответить честно: «Иванов будет легко справляться со сложными задачами, отделять главное от второстепенного, сможет выявить слабое звено в рабочем процессе, но трудиться будет в своем темпе, и торопить его бесполезно».

    Несколько советов

    Итак, чтобы чувствовать себя уверенно при предоставлении всем заинтересованным сторонам результатов оценки, обратите внимание на следующие контрольные точки:
    1. Прежде чем выбрать методику, узнайте, кем и с какой целью она разработана, на ком апробирована, какие нормы и на каких группах выведены.
    2. До начала тестирования кандидатов выясните, какие стороны интеллектуального потенциала нужно оценить и зачем.
    3. Пройдите тест сами. Поймите, почувствуйте его и посмотрите, что получится у вас.
    4. Создайте одинаковые для всех участников условия, которых требует методика, и строго их придерживайтесь. Выберите для тестирования наиболее подходящее место (не рабочее, не коридор) и благоприятное время (не вечер пятницы, не утро понедельника). Помните, что на результаты тестирования могут сильно повлиять отвлекающие моменты, эмоциональное состояние человека, информация о целях проверки, даже ваша интонация и настроение.
    5. Не сообщайте итоги сразу, назначьте дату обратной связи после того, как вся группа пройдет оценку, и вы увидите общую тенденцию.
    6. Не «дорисовывайте» картину результатов, говорите только о том, что показала методика.

    Статья взята с сайта www.kadrovik.ru.

     

    0 комментариев
    Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

    Войти с помощью:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Комментариев пока нет, будьте первым
    Хотите подобрать тест для оценки?

    В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

    Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

    Перейти в каталог тестов