07.02.2013 Время чтения: 3 минуты

Сила негативного мышления

Oliver Burkeman, The Wall Street Journal.

Данной небольшой публикацией мы открываем серию переводных статей, связанных со сферой HR - как в прикладном, так и в научно-теоретическом аспекте. Измерения силы негативного мышления, предпринятые нашими западными коллегами, представляют несомненный интерес - получается, что эти характеристики касаются скорее особенностей личности респондентов, нежели их интеллектуальных качеств. Подобный - близкий нам - комплексный подход, востребованный в бизнесе и своеобразном спорте "высоких финансовых достижений", не может быть проигнорирован. И просто обязан быть учтенным в России.

Редакция HT.RU

#IMAGE_0#

«Позитивное мышление» как напряженное усилие, чтобы быть радостным в любых обстоятельствах, глубоко укоренилось в мировой культуре. Автором этой философии считается Норман Винсент Пил, шестьдесят лет назад дававший в своих книгах рекомендации по проведению праздников – во время них следовало «обо всем говорить с надеждой». Если обратиться к более широкому современному контексту – например, бизнесу и политике, то исследования покажут неожиданное: бодрые аффирмации, предназначенные для подъема настроения через повторение и визуализацию будущего успеха, часто достигают прямо противоположного эффекта.

Психология предлагает альтернативу в виде «отрицательного пути к счастью», объясняющего некоторые головоломки – тот факт, что граждане более экономически неблагополучных стран часто ощущают себя более счастливыми, чем жители стран богатых. Или то, что многие предприниматели принципиально отвергают идею постановки целей для компании.

Один из пионеров подобного негативизма – психотерапевт Альберт Эллис, по мнению которого лучшим способом совладания с неопределенностью будущего является ориентация на худшее. До него философы-стоики говорили о «предвосхищении зла» как о технике, которая может помочь лишить будущее того потенциала тревоги, который в нем содержится. Сейчас, по словам исследовательницы Джулии Норем, около одной трети американцев инстинктивно пользуются данной стратегией, и это называется «оборонительным пессимизмом». Позитивное же мышление как попытка убедить себя в том, что все будет хорошо, оборачивается представлением о катастрофических последствиях при возникновении любых препятствий.

В американских корпорациях общепринятой является «позитивная доктрина», подчеркивающая важность больших и смелых целей. При этом сотрудникам предлагается ставить «SMART»-цели по теории Джорджа Дорана – то есть специфичные, измеримые, достижимые, актуальные и своевременные (фактически, они принуждены это делать). Однако эта методология уже дала трещину…

Жесткие цели могут поощрять сотрудников к сглаживанию острых этических углов. В эксперименте, проведенном Лизой Ордоньес и коллегами, участникам предлагалось составлять слова из случайного набора букв (как в популярной игре «Scrabble»). Те, кто должны были сообщать о своих достижениях анонимно и приводить конкретные цели, к которым они стремились, лгали гораздо чаще тех, кому было поручено сделать лишь «все возможное».

Цели также могут привести к результатам ниже ожидаемых. Скажем, многие водители такси в Нью-Йорке зарабатывают в дождливую погоду меньше денег, чем могли бы, так как заканчивают работу, как только получают ожидаемый доход – то есть такой, который укладывается в понятие «хорошего дня».

Фокусировка на единственной цели в ущерб всем другим может исказить корпоративную миссию, а также разрушить личную жизнь. Кристофер Кейс, профессор менеджмента из Вашингтона, изучая феномен погони за целями, встретился с одним руководителем, который хотел стать миллионером до 40 лет. Он сделал это, однако к тому моменту был разведен, имел проблемы со здоровьем, а его дети категорически отказывались с ним общаться. Фиксация на целях, как намекает Кейс, прикрывает собой глубочайшее беспокойство.

Исследования Сарас Сарасвати, профессора делового администрирования из Вирджинии, говорят о том, что научение принятию чувства неуверенности есть не только ключ к более сбалансированной жизни, но и рецепт процветания. В одном из своих проектов она взяла интервью у 45 успешных предпринимателей, которые реализовали хотя бы один бизнес-проект. Почти никто из них не поддержал идею написания комплексного бизнес-плана или проведения масштабных маркетинговых исследований. Вместо этого они практиковали то, что Сарасвати именует «эффектуацией» («осуществлением») – они не выбирали цели, а под них – планы их достижения, зато принимали в расчет средства и условия, которые имелись в их распоряжении, и воображали возможные исходы. «Эффектуация» также включает в себя принцип приемлемой потери: вместо сосредоточения на грядущих выгодах от предприятия люди задают себе вопрос о том, что будет наибольшей потерей, если оно провалится. Когда потенциальные убытки терпимы, можно делать следующий шаг.

Следует понимать, что «негативный» путь отнюдь не содействует возникновению оптимизма, положительных эмоций или даже успеха. Это просто особый вид реализма. Будущее действительно неопределенно, что-то и впрямь может пойти не так. И отдельными людьми, и организациями движет жажда положить конец сюрпризам, однако они неизбежны.

Источник:

Oliver Burkeman. The Antidote: Happiness for People Who Can't Stand Positive Thinking. Faber & Faber (2012).

A version of this article appeared December 7, 2012, on page C3 in the U.S. edition of The Wall Street Journal, with the headline: The Power of Negative Thinking.

Перевод Дарьи Портновой

0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

Войти с помощью:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?

В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

Перейти в каталог тестов