18.04.2012 Время чтения: 5 минут

Самый актуальный вопрос современного тестирования

Максим Данилов,E-xecutive, 17 ноября 2009

Комментарий редакции HT.ru:

Мы обращаемся к этой достаточно давней заметке Максима Данилова, т.к. за прошедшие годы она, как нам кажется, не потеряла своей актуальности. В данном предисловии мы хотели бы воздержаться от каких-либо комментариев, чтобы никак не воздействовать на читателей, ведь нам хотелось бы узнать именно их (то есть - вашу) позицию. Согласны ли вы с автором заметки и какие мысли у вас возникают по поводу прочитанного?

Редакция HT.ru

Я гляжу на результаты современного ежегодного тестирования «iq и общей эрудиции», проводящиеся с 2000г. Тесты меняются и адаптируются ежегодно.

Первый год результаты теста я не рассматриваю, тестирование только обкатывалось и, допускаю, что на результаты тестирования могло сказаться отсутствие навыков проведения.

Далее 2001, 2002г. шел рост среднего балла лучших по тесту 100 человек из каждого региона России. 2004 год – пример высокого среднего балла (на 80 вопросов максимум 76 правильных ответов, у 100- го 43). А дальше эти цифры начали уменьшаться. Проводя ежегодное тестирование, и сам лично я отмечал «глупение» тестируемых. В 2009г. нижняя планка 28, верхняя планка 46, правда вопросов сделали 70, а не 80, по причине, что все равно на все 80 уже пару лет никто не отвечает.

Причина этого меня заставила задуматься.

Действительно, давая написание курсовых дипломов и рефератов, я отмечал уже в 2006 году повторяемость, компиллят, и низкий уровень дипломных работ….. по МОЕЙ мерке. Общаясь с преподавателями школ, я слышал высказывания а-ля Задорнов: «ну тупые-е-е». Декан факультета уважаемого мной Университета отмечает слабые наборы студентов с 2005г.

Однако в среде детского сада я вижу, насколько умнее и «продвинутее» дети – читают, считают, «покуривают»))).

Складывая головоломки этой мозаики, я увидел основную зацепку в этих зарисовках: они базируются на МОИХ личных понятиях преподавателя «умный студент\школьник\ребенок» или же на субъективной оценке опрошенных мной реципиентов.

Одинаковость оценки я объясняю общей базовой школой обучения, которая отстает от существующих навыков работы с информацией, которые семимильными шагами убегают от тех, что получил я и мои коллеги. Сейчас уточню:

Мы учили таблицу умножения в школе. Мы учили интегралы в институте, мы чертили тушью на планшете в аспирантуре. Наши контрольные, рефераты, дипломы, кандидатские были созданы на умении компилировать и обрабатывать информацию из тех доступных источников, которые были, и таковых было до пары сотен. У меня не было инженерного калькулятора до 5 курса, мне было проще посчитать в уме (на листке).

Теперь ребенок не заморачивается на запоминание базового фундамента, привычного для нас. Он оперирует теми аксиомами в его жизни, которые понятны ему. Если мне надо было запомнить, как посчитать интеграл, ему сейчас достаточно запомнить, где найти, как считается интеграл, или найти механизм, считающий его. Аксиомой сейчас является уверенность в том, что этот механизм точно где-то уже есть.

Дети не знают, как было по-другому, раньше. Их развитие базируется на текущем уровне современного общества. Многие дети знают, как выйти в интернет, хотя компьютера в доме нет, в школе еще не рассказывали, а родители, слесарь и контроллер сборочного цеха, про это даже не догадываются. Странно, кто тогда обучил их, если не общество.

С моей фундаментальной точки зрения, что за школяр, если он не может посчитать 17,5*12 в уме. А с другой стороны – у него в руках калькулятор и он через несколько секунд скажет, сколько у меня в банке будет денег через любой срок при вкладе 17,5% с ежемесячной капитализацией – мне на это надо несколько минут.

У поколения «доглобальнойсотовотелефонизации» и «интернетизации» всего и поколений после 2000 года есть Большая разница. Первые умеют обрабатывать имеющиеся данные до готового результата – вторые умеют данные добывать вплоть до готового результата.

Заметьте, я не отмечаю факт компьютеризации, это машины, вычисляющие данные, но не добывающие информацию.

Навык умения искать информацию из бесконечности имеющейся, которым обладает современное поколение, это навык более высокого уровня, чем навык обработать информацию и найти требуемый результат.

Ведь понятно, что из бесконечности найти требуемое это сложнее, чем из ограниченного. А то, каким методом получено решение, я считаю не важным, ведь мы оцениваем результат.

Педагоги этого не понимают, а, может, и понимают, но работают в рамках старой системы обучения, а страдают дети, которые воспитываются обществом, находящимся на новом, другом уровне развития, социализации, и требованиям к результативности.

И теперь, имея вышеперечисленные сентенции, становится понятна ограниченность моего мышления и преобладание навыков современного общества.

НО: оценка навыков современного общества осталась на прежнем уровне. Некоторые IQ вопросы остались неизменными с первых изданий, см. Тест Векслера 1939 и тест Стенфорд-Бине 1914г.

В итоге, мы получаем оценку современного ученика на старый лад.

Исходя из всего этого, я начал понимать, что современные задания ДОЛЖНЫ эволюционировать.

Задание написать реферат – старо. Я скачаю его сам себе за 5 минут и могу же сам проверить. Загружать ученика этим не имеет смысла. А вот найти, например, какая информация отсутствует в той или иной сфере, чего именно не хватает, или найти несостыковки в имеющейся информации – и согласовать по усмотрению студента - это может показать умение оперировать студентом и системами поиска и понятийным мышлением и абстрактными понятиями. Которые, в свою очередь, формируются над более простыми формами мышления.

Кроме этого, тут есть важный момент: требование создания новой информации остается.

Память. Я заботливо складывал в ячейки памяти таблицу умножения. Войну и мир. Сколько томов подписки Стругацких у меня есть. Мои ученики складывают в памяти ссылки на то, где это лежит. Так проще… и, кстати, так можно запомнить больше. Тот, кто писал на языке программирования «C», поймет, к чему я. «С» появился не сразу, и это язык об управлении ссылками и ссылками на ссылки. Книга Брайан Керниган, Денис Ритчи, Язык программирования Си. Задачи по языку Си. Москва: 1985. Я стопорился как раз на ссылках. А осилив эту идею, мне проще стало работать, в том числе, и с поисковыми системами. Среди моих друзей мне приятно чувствовать статус эксперта по поиску в сети.

В итоге, я начинаю понимать, что современный IQ тест должен выглядеть в стиле кубка яндекса – «найди то, не знаю что». И кто быстрее, тот и победитель.

Сейчас Информация управляет миром. Кто владеет информацией – тот еще не выиграл. Надо уметь обработать ее бесконечное количество источников.

Наши дети умнее нас. Они используют мои знания в качестве аксиомы для развития своих умений. Я рад, что так оно и есть. И понимаю, что современные оценки интеллектуальных навыков должны быть не просто модифицированы или адаптированы. Требуется фундаментально другой подход к системе оценки Коэффициента Интеллекта индивидуума В поле Безграничной Информации. (КИВБИ)

P.S. Я помню теорию формирования типов мышления, но, кроме этого, я очень уважаю идеи Выготского, и потому продолжаю считать, что ребенок развивает типы мышления, необходимые в текущем окружении, и благодаря этому компенсирует недостаток развития какого-либо другого типа.

Информация о тестировании базируется на ежегодно проводящемся тестировании в 70 вузах в 8 федеральных округах России. В общем, с 2000 года тестирование посетили 90 тысяч студентов.

0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

Войти с помощью:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?

В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

Перейти в каталог тестов