Развитие менеджеров вредит развитию лидеров!
Trainings.ru, Юлия Пшеницина, 23 августа 2011г.Предисловие редакции HT.ru: Попросту говоря, речь в ней идет (для нас) об избыточности и противоречивости систем компетенций. В нашей работе мы порой сталкивались с тем же, и поэтому нам в целом близок и понятен тот порыв, который заставил автора написать эту статью. Когда компания заявляет свой идеальный образ менеджера, часто она хочет объять необъятное, требуя от кандидата одновременно проявлений и "лидерства", и "лояльности". Чаще всего проблемы возникают при попытках больших, крупных компаний таким образом найти, оценить или обучить управленцев младшего звена, которые, с одной стороны, - уже начальники, но с другой - держат ответ перед целой иерархией вышестоящих руководителей. Чем грозят такие противоречия в требованиях (когда оцениваем и требуем "все сразу")? Вдохновившись примером автора, не можем здесь удержаться от цитаты, хоть и не такой поэтичной: "Именно такие люди и нужны корпоративной Америке: всегда готовые на все и никогда ничего не делающие!". Нам хотелось бы, чтобы данная публикация, как и наше краткое предисловие, способствовало более грамотному и уместному применению компетенций. Не нужно искать лидеров, если компании в действительности нужны надежные и последовательные исполнители, как бы грубо это не звучало на волне популярности тематики лидерства. Редакция HT.ru |
Оставаясь морально нищими?...
Олег Груз «Мы самобытны»
Почти в любой корпорации компетенция «лидерство» является ключевой для руководства компаний. Основное умение лидера в бизнесе — смотреть на вещи не так, как все, то есть быть самостоятельно мыслящим. Организации же с давними традициями не приветствуют таких думающих новаторов, которые часто чувствуют себя в таких коллективах так, будто находятся в тылу врага..
Может поэтому так не эффективны инициативы по развитию «лидерства» в компаниях? Может сами организации опасаются лидерства? А может просто у руля не хватает истинных лидеров, готовых создавать другое общественное мнение? «Общество машин» не готово к «обществу людей»?
Индустриальный век, наверное, был нужен человечеству, хотя он породил «потребительское отношение» к миру, в результате которого наша планета находится в десяти шагах от экологической катастрофы. Известно, что финансисты Уолл-Стрит продолжают устанавливать вопиюще неприемлемые условия, согласно которым корпорации обязаны расти непрерывно в максимальном темпе.
«Мы все знаем, что это нереально как с точки зрения организации производства, так и с точки зрения защиты окружающей среды. Какой пересмотр ценностей нам надо произвести, чтобы обуздать рост бизнеса и заставить его развиваться в гармонии с природой и самой жизнью?» (Питер Сенге «Преображение: потенциал человека и горизонты будущего»).
Однако «общество машин» продолжает существовать, и там правят те, кто умеет контролировать, поддерживать порядок, воспроизводить по заданной схеме одну и ту же модель детали, у кого есть «прописанная» должностная инструкция, и все, что нужно, это бездумно выполнять строго по списку «указания сверху». Он же, кто правит, должен быть сам управляем. Его деятельность вписывается в пирамиду управления. Его готовят к этому с детства. Сначала он ходит в детский сад «Формочка», затем в школу «Формат», а потом приходит работать в компанию «Формальность». Форма имеет значение. Содержание подстраивается под форму. Так много усилий направлено на развитие формы, что содержания там уже почти нет...
Инициативность и творчество наказуемы. Люди — «человеческие ресурсы», распределенные по отделам иерархии. Всю деятельность можно легко изложить в виде схемы на бумаге. Все операции стандартизированы, и жизнь на работе (которая называется именно работой, а не жизнью) считается «бизнес процессами». Есть строгое разделение между карьерой и самореализацией.
Через пять лет известно, что будет с каждым «звеном». Некоторые «звенья» запишут в кадровый резерв, на некоторых прикрепят этикету «талант».
Однажды высшее «звено», подчинившись еще более высшему, сказал «Нам не нужны последователи, нам нужны лидеры!», и заказал «продукт бизнес-школы», созданный по тем же правилам игры, под названием «обучение лидерству», который должен усовершенствовать его «человеческих ресурсов».
Лидерство, «иллюзия свободы выбора», покорило сердца менеджеров и они, вдохновленные (может и вправду!) вернулись «на работу», чтобы «жить»! Но «общество машин» не приемлет жизни. И вдохновение осталось в тренинговом классе... К тому же известно, что попытки высшего руководства вынудить своих средних менеджеров занимать лидерскую позицию часто производят обратный эффект, так как люди начинают острее чувствовать существующий дефицит лидерства.
Возможно, читатель скажет, что автор утрирует. А что, если автор прав?
Согласно исследованию «Корпоративное обучение глазами сотрудников», которое проводилось в июле-августе 2010 года проектом learn2learn и Центром аналитики и исследований Amplua Insights, среди сотрудников самых известных корпораций существует устойчивое мнение о том, что обучение — это обязательно тренинг, урок, лекция, то есть
Более того, соглашусь с мнением Ивана Иллича, американского социолога, автора революционной книги «Расшколение общества»: «На самом же деле учение — это такая человеческая деятельность, которая в наименьшей степени нуждается в руководстве со стороны других людей. Истинное образование по большей части не является результатом обучения. Оно возникает в результате свободного участия в осмысленной деятельности».
Лидерство — это осмысленная деятельность и научиться лидерству можно только мысля и делая
К сожалению, корпоративные университеты продолжают убеждать свои «ресурсы», что их личный познавательный рост обеспечивается тщательным планированием и руководством. А это, простите, «общество машин», с его менеджерами. Зачем им лидерство...?
Но я верю, что человек сильнее системы и умнее машины. Он хоть и забыл многое в детском саду, школе, в ВУЗе и за годы работы в корпорациях индустриального века, но может вспомнить, что он — не «ресурс». И тогда лидеры заменят менеджеров... сами... без всяких специальных программ!
***
Олег Груз «Мы самобытны»
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!