07.10.2009
Время чтения: 7 минут
Профессия - вебмастер
http://www.vizavi.ru/, Щенников Святослав
06 ноября, 2006
Предисловие редакции
В статье речь идет о вебмастере большого коммерческого сайта, который должен координировать работу целой команды программистов, дизайнеров, верстальщиков, контент-менеджеров и специалистов по рекламе. Такой специалист должен создать успешный проект, который "является рекламной площадкой и повышает имидж компании". При этом вебмастер, чтобы успешно справиться с этой задачей, должен неплохо разбираться во всех выше перечисленных областях, а также иметь опыт "проведения маркетинговых исследований и системного анализа".
В статье задачи вебмастера максимально отделены от задач других специализаций. На деле работодатели редко проводят такую тонкую дифференцировку, так как не различают задач, требующих совершенно разной квалификации, начиная с базового образования. На рынке труда к вакансии вебмастер предъявляются достаточно разнообразные требования. Одна компания ожидает обновления материалов сайта и внесения небольших изменений, т.е. ставит задачу, близкую к задачам на должности HTML – верстальщик и контент-менеджер, но параллельно и не кстати ставится задача разработки стратегии развития и продвижения проектов и, соответственно, требуется вежливость при общении с клиентами по телефону и электронной почте. Другие компании нуждаются в услугах вебпрограммиста, который занимался бы созданием, обновлением и развитие партнерских сайтов и контент-проектов компании. Как правило, это уже штатная работа на полный рабочий день. Т.к. предстоит работа в офисе, то некоторые работодатели специально оговаривают "грамотная речь, солидная внешность", хотя это никак не связано с профессиональными качествами. Статья предлагает перспективный подход к сайту как к важному элементу бизнеса компании, и подчеркивает, что для российских работодателей не характерно такое отношение и они не любят делать большие вложения средств и усилий в интернет-площадки.
Спорными представляются некоторые частные моменты этой статьи. Это утверждение, что "проект, исполняемый одним человеком, скорее всего, не дойдет до реализации" (в рунете такое бывает сплошь и рядом), а также необходимость вебмастеру подбирать себе команду. Если работа идет в организации, а не как авторский проект, то не вебмастер подбирает команду, а работодатель.
С нашей точки зрения, для маленьких компаний (или компаний с небольшим бюджетом для Интернет-рекламы) гораздо эффективнее не брать в штат веб-программиста и заказать разработку сайта на стороне - компаниям, которые быстро и профессионально выполняют эту работу. Но в заказ следует обязательно включить создание удаленных «редакционных интерфейсов (в народе их называют «админками»), позволяющих обновлять контент сайта штатным сотрудникам рекламной службы компании, прошедшим короткое дополнительное обучение такой работе.
В то время, когда Интернет играет все большую роль в секторе реальной экономики, как средство продвижения товаров, услуг и брэнда компании, за кадром остаются люди, управляющие корпоративными площадками во всемирной паутине.
Вебмастер (от англ. Web Master – мастер паутины) – человек, координирующий все работы по созданию, наполнению и поддержке Интернет-проекта. Вебмастер должен разработать правильную концепцию развития сайта или портала, выгодно спозиционировать свой проект среди великого множества других сайтов так, чтобы проект привлекал к себе внимание. Он должен спроектировать макет сайта и поставить четкие задачи дизайнерам, верстальщикам, программистам, контент-менеджерам и специалистам по рекламе. Наконец, вебмастер должен уметь оценить бюджет проекта, сроки его реализации и возможности по окупаемости денежных вложений.
Человек, претендующий на такую должность, должен иметь опыт проведения маркетинговых исследований и системного анализа, а также должен знать технические аспекты реализации своего проекта. Ему необязательно быть асом в программировании или дизайне, тем не менее, он должен четко понимать, что ему необходимо получить от технических специалистов и на каких платформах все это должно быть реализовано. Вебмастер должен быть безусловно творческой личностью, чтобы видеть всю картину рождения и развития своего детища.
Правильность такого подхода можно увидеть на примере безмерно малого количества успешных веб-сайтов в российском сегменте Интернет. К сожалению, отношение подавляющего большинства отечественных руководителей к Сети, можно отнести скорее к негативному. В отличие, от их западных коллег, которые вкладывают большие деньги в создание Интернет-проектов для своих предприятий. Распространенное заблуждение состоит в том, что сайт компании в Интернет – это дань моде. На самом деле, при грамотном построении и руководстве сайт компании может быть вполне самоокупаемым и даже прибыльным, не говоря уже о том, что хорошо раскрученный сайт служит прекрасной рекламной площадкой и повышает имидж компании.
Вторым распространенным заблуждением, в большинстве случаев, проистекающим из первого является мнение, что любой студент, за копейки, способен создать хороший сайт. Частным случаем этого заблуждения является привлечение к построению сайта системных администраторов или программистов. Результат, как правило, печален. Безусловно, создать дизайн, зарегистрировать доменное имя и настроить почтовые ящики такой специалист способен, однако руководитель, сэкономивший таким образом сотню-другую долларов, вряд ли получит видимый эффект от такого проекта, кроме появившейся необходимости проплачивать Интернет-провайдеру стоимость аренды дискового пространства под сайт.
Как же найти человека, способного придумать хороший проект и сделать его конкурентоспособным? Ответ неочевиден. Дело в том, что ни в одном учебном заведении не обучают такой профессии. Слишком новой для России она является. Поэтому, постараемся привести список требований к кандидату, которые ему понадобятся для успешной работы:
Творческий подход , - это, вероятно, самая важная черта такого руководителя. Он должен быть креативен, чтобы не просто брать самые лучшие достижения конкурентов, но и придумывать новые привлекательные решения.
Увлеченность, - человек должен “заболеть” проектом, увлечься им, поверить в успех своего дела и передать свою увлеченность команде.
Системный подход, - важно не только увидеть цель, но и выработать оптимальные средства ее реализации, выражаемые в четкой постановке задачи подчиненным и сроков реализации.
Техническая грамотность, - вебмастер должен ясно представлять все сложности, преимущества и недостатки той или иной схемы построения проекта. Он должен иметь возможность на техническом уровне контролировать ход работ и, в случае необходимости, вмешаться в него. Знание основных средств представления данных в Интернет и программировании обязательно.
Лидерские качества, - умение подбирать и руководить командой обязательно для такого специалиста. Проект, исполняемый одним человеком, скорее всего, не дойдет до реализации.
Кроме этого у такого специалиста должен быть опыт в проведении рекламных кампаний, что позволит ему определить целевую аудиторию и характер предоставляемой информации, а также сформировать базовые принципы взаимодействия с посетителями сайта и их превращение в клиентов компании. Желателен опыт реализации проектов. Они необязательно должны быть связаны с Интернет, но, безусловно, с информационными технологиями. Это позволит вебмастеру грамотно определить необходимые для реализации проекта затраты времени и человеческих ресурсов.
Как уже было сказано выше, освоить данную специальность по учебникам невозможно. Однако, люди с техническим образованием, закончившие МАИ, МГТУ или МГУ по специальностям, связанным с автоматизированными системами управления, теорией управления и системным анализом, при наличии влечения к программированию, могут успешно планировать свою карьеру в данной области. Год или два работы в команде по созданию систем автоматизированного документооборота, логистики или управления производством позволят будущему профессионалу освоить принципы построения сложных систем и понять систему распределения человеческих ресурсов в IT-области. Очень желательно иметь хотя бы ликбез по части маркетинга и рекламы в виде курсов, в великом множестве, предлагаемых нашими ВУЗами. Курсы системных администраторов или опыт работы в данной должности очень положительно сказывается на знании и понимании общих принципов работы оборудования и составляющих Интернет-проекта. Кроме того, люди, работавшие системными администраторами, как правило, хорошо понимают психологию конечного пользователя и проблемы, могущие у него возникнуть при работе с той или иной системой.
Очень важно подчеркнуть значение использования в работе вебмастера современных технологий построения ERP, MRP и СSRP систем. Как правило, проблемы большинства проектов, связанных с IT, состоят в неумении четко и правильно сформулировать цель и, как следствие, техническое задание для команды разработчиков. Обязанности системного аналитика и постановщика задач, за исключением особо сложных проектов, ложатся на плечи вебмастера. Поэтому, если сайт компании является интегральной составляющей большой системы управления или планирования производством, то вебмастер должен уметь построить связи между внутренней системой предприятия и сайтом. В технической реализации это выливается в знание CASE-продуктов, таких как Power Builder, Rational Rose, Platinum ErWin, владение UML (Universal Modeling Language) и методик построения информационных систем.
Сразу хочется отметить, что перечисленные продукты не являются неким стандартом. Их знание можно относить к т.н. skills, то есть навыкам работы. Это как для хорошего программиста все равно на каком языке писать, есть лишь предпочтительный. Навыки важны, но напрямую влияют на желаемый уровень зарплаты. Если работодатель требует целого вороха навыков и солидного опыта работы, но при этом предлагает смешные деньги, то, скорее всего, результат предугадать несложно. Профессионала он не найдет и, либо откажется от идеи вообще, либо наймет заведомо неквалифицированного специалиста. С другой стороны, нанимая человека с хорошими базовыми данными и дав ему возможность самосовершенствоваться он, скорее всего, получит лояльного и ответственного сотрудника.
Различные компании-поставщики программных продуктов и оборудования предлагают свои сертификаты, которые отображают знание человека той или иной системы или даже комплекса систем. Неким комплексным решением, определяющим техническую готовность специалиста быть вебмастером, являются сертификаты фирмы Microsoft MCSD, MCSE + Internet, MCDBA. (Microsoft Certified Solution Developer, Microsoft Certified System Engineer, Microsoft Certified DataBase Administrator соответственно). Наличие таких сертификатов говорит о хорошей технической подготовке специалиста и является явным плюсом при трудоустройстве. Однако анализ вопросов сертификационных экзаменов, их явная коммерческая направленность, направленная, в первую очередь, на получение денег с пользователей их продуктов, позволяют говорить о том, что наличие подобного сертификата не является достаточным поводом для приема человека на работу. Серьезные иностранные компании считают целесообразным проводить сертификацию своих специалистов, давая им дополнительный стимул сотрудничества с ними.
Сертификация осуществляется компаниями-партнерами Microsoft как за рубежом, так и в России. Более подробную информацию о сертификации можно найти на сайте Microsoft, а также на сайтах крупных поставщиков информационных услуг во всемирной паутине.
Кому нужны качественные Интернет-площадки? Безусловно, каждая корпорация, заботящаяся о своем имени должна иметь свой сайт. Это очень важная составляющая имиджа компании, позволяющая клиентам и партнерам получать интересующую их информацию о товарах и услугах в удобной для них форме. Большое будущее у систем электронной биржевой торговли. Если соединить такую систему с удобным банковским интерфейсом, позволяющим оперативно совершать сделки и платежи по ним, то прибыли от внедрения такой системы существенно превысят затраты на ее создание и поддержку. Кстати, такие выводы должен уметь делать вебмастер. Его задача не состоит только лишь в реализации проекта. Он должен уметь видеть пути получения прибыли и возможности использования внутренних ресурсов предприятия для ее оптимизации.
Сколько же должен получать такой специалист? Человек, удовлетворяющий всем вышеуказанным требованиям, имеет все основания рассчитывать на международную карьеру. Спрос на IT специалистов за границей устойчиво растет. Поэтому все лучшие кадры неуклонно перетекают на Запад. Причиной тому необоснованно низкий уровень оплат на отечественных предприятиях. Зачем идти работать в компанию с окладом в 500 долларов, если базовый уровень заработной платы в этом секторе на Западе составляет 35-40 тысяч долларов в год? Однако, если зарплата такого специалиста составляет 1500-2000 долларов в месяц и имеет тенденции к увеличению по мере успеха проекта, то можно быть уверенным в высокой мотивации Вашего вебмастера.
Потребность рынка в специалистах устойчиво растет. В Специалистах с большой буквы, которые способны выходить за рамки имеющихся правил и знаний. Именно рыночная потребность в профессионалах такого уровня диктует моду. Вебмастер – модная профессия.
0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!