08.10.2009
Время чтения: 5 минут
Оценка персонала: комплексный подход
hrm.ru, Светлана Симоненко
17 марта, 2009
#IMAGE_0#Управление персоналом — комплексная система, которая состоит из таких важных направлений, как рекрутмент, адаптация, управление эффективностью работы, развитие персонала, формирование, а также поддержание корпоративной культуры. И важной составляющей каждого этапа является оценка персонала. Существует целый ряд различных инструментов оценки, которые помогают HRам в их ежедневной работе. В нашей статье мы постараемся осветить наиболее подходящие методы для основных задач в рамках работы с персоналом.
Одна из основных функций — это подбор персонала. Для вакансий различного уровня существуют соответствующие инструменты. Например, для массового подбора, найма выпускников, а также регионального рекрутмента оптимально использовать тесты способностей и личностные опросники. При массовом подборе эти методики позволяют оценить большое количество кандидатов при минимальных временных и финансовых затратах. Принимая на работу выпускников, сложно судить об их профессиональном опыте, так как у большинства его просто нет. Тесты и опросники выявят потенциал молодого специалиста и его личностные особенности, что поможет Вам определить, насколько быстро он овладеет необходимыми навыками и «вольется» в корпоративную культуру. Многие тесты и опросники представлены в онлайн-версии, что позволяет оценить кандидатов удаленно, например, при работе с регионами, что экономит расходы на длительные командировки.
При подборе менеджеров среднего звена мы также рекомендует использовать тесты и опросники, но помимо них — интервью по компетенциям и Центры оценки. Получив на первом этапе результаты тестов/опросников, Вы заранее определите сильные и слабые стороны специалиста, это поможет подготовиться к интервью и сфокусироваться на «проблемных» аспектах. С помощью Центров оценки можно прогнозировать результативность кандидата при решении конкретных бизнес задач.
Подбор топ-менеджеров требует особого подхода, так как деятельность сотрудников, занимающих высокие должности, связана с решением глобальных задач, и риски при приеме на работу и продвижения «не того» кандидата высоки. При этом Компания несет серьезные финансовые затраты уже на стадии подбора или продвижения кандидата. Оптимальным методом оценки топ-менеджеров, на наш взгляд, является индивидуальный Центр оценки. Также как и в ходе обычного Центра оценки, Вы можете увидеть человека «в деле» при решении конкретных рабочих задач, и свести к минимуму вероятность ошибки при найме таких людей. Центр оценки — процедура, которая требует большого количества ресурсов как финансовых, так и временных, но, тем не менее, эти затраты оправданы высокой точностью данного метода. Следует помнить, что качество оценки напрямую зависит не только от правильности подобранных инструментов оценки, но и от компетентности консультантов, которые проводят Центры оценки, от их умения правильно и максимально объективно интерпретировать поведение.
Следующей немаловажной и трудоемкой задачей является управление эффективностью работы (Performance Management) — создание таких условий работы для сотрудников, в которых они осознают стратегические цели организации и задачи своего подразделения, понимают свой вклад в их достижение, могут корректировать свое исполнение согласно ожиданиям руководителя и поставленным целям, гибко реагируя на изменяющиеся обстоятельства, и получают справедливое вознаграждение за свой труд и усилия. Performance Management это непрерывный процесс, который состоит из планирования (постановка задач), управления (наставничество, мотивирование, коррекция целей) и оценки (соответствие результатов поставленным целям). Для эффективного осуществления данных процессов в компаниях создают свою модель корпоративных компетенций или используют стандартные модели, разработанные специализированными компаниями. Компетенции — это наблюдаемое поведение, которое человек демонстрирует на рабочем месте и которое определяет его успешность как сотрудника. Компетенции включают в себя знания и навыки человека, его индивидуальные черты и мотивацию, все то, что оказывает влияние на его поведение при выполнении рабочих задач и достижении поставленных целей. Компетенции являются удобным и объективным критерием оценки, как при найме людей, так и при продвижении и разработке программ развития сотрудников.
Любая компания стремится «растить» своих специалистов и для этого необходима налаженная система развития персонала, которая включает в себя формирование кадрового резерва, развитие персонала на рабочем месте и планирование карьеры. Рассмотрим эти процессы детальнее. Для формирования кадрового резерва, нужно определить специалистов с определенными «талантами», которые потенциально могут занять другую (возможно, более высокую) должность. Оптимально для этого использовать тесты способностей, опросники и Центры оценки. Эти же методы, а также оценка 360 градусов, позволят выявить и «пробелы» в навыках, что поможет Вам проводить фокусированное развитие при этом экономить время и деньги. Чтобы мотивировать сотрудников на обучение и более эффективную работу, рекомендуется разработать для каждого специалиста индивидуальные рекомендации по развитию. Это снизит тревожность человека из-за неудач и ошибок в работе, а также повысит его лояльность к Компании.
Необходимым для каждой компании элементом или атрибутом является корпоративная культура. Она выражается в единой системе найма, продвижения, развития и мотивации персонала. Для достижения этих целей Вам, в первую очередь, поможет корпоративная модель компетенций — как уже говорилось выше, в качестве единого и объективного критерия оценки. Отбирая и развивая персонал по единым компетенциям, Вы направленно формируете корпоративную культуру Вашей компании. Также мы рекомендуем использовать опросники для самооценки и оценку 360 градусов — каждый сотрудник может получить не только разностороннюю оценку своих компетенций (от подчиненных, коллег, клиентов и руководства), но и сравнить ее со своей самооценкой. Мотивационные опросники и анкеты удовлетворенности позволят выявить ведущие мотиваторы и демотиваторы сотрудников, что, в свою очередь, поможет Вам разработать максимально эффективную систему поощрения и премирования.
Для того чтобы Вам было удобно подбирать инструменты оценки, мы подготовили сводную таблицу, включающую в себя описание основных задач при управлении персоналом, различных методов оценки и результатов, которых Вы сможете достичь.
Задачи | Решения | Эффективные результаты |
Рекрутмент | ||
|
Тесты способностей, профессионально-личностные опросники | За короткое время Вы можете выбрать лучших кандидатов из большого количества претендентов и пригласить на собеседование самых достойных — Вы экономите свое время и усилия. |
|
Вы оцениваете потенциал выпускника к обучению и возможность быстро адаптироваться к культуре Вашей компании. | |
|
Вы удаленно оцениваете кандидатов и экономите средства на оплату поездок и Ваше время. Вы встречаетесь только с теми кандидатами, которые могут эффективно работать в Вашей компании. Вы можете контролировать качество нанимаемого персонала в отдаленных регионах. | |
|
Тесты способностей, профессионально-личностные опросники, интервью по компетенциям, Центры оценки | Кандидаты могут заполнить тесты и опросники онлайн, а Вы, заранее получив результаты, можете лучше подготовиться к интервью и провести его более эффективно, фокусируясь на «проблемных» аспектах. С помощью Центров оценки Вы узнаете, насколько менеджер готов решать те задачи, которые вы хотите перед ним поставить, и прогнозировать его результативность. |
|
Индивидуальные Центры оценки | Вы сводите к минимуму вероятность ошибки при найме человека с «красивым» резюме. Вы нанимаете только успешных менеджеров, которые действительно стоят тех денег, которые Вы им будете платить. |
Эффективность работы | ||
|
Консультации и тренинги по разработке и внедрению системы управления эффективностью работы (Performance Management) | Повышение эффективности организации за счет повышения эффективности работы каждого сотрудника. Создание таких условий для работы сотрудников, при которых они осознают стратегические цели организации, понимают свой вклад в их достижение, добиваются эффективных результатов и получают справедливое вознаграждение за работу. |
Моделирование компетенций | Компетенции будут удобными и объективными критериями оценки кандидатов при найме и продвижении, а также ориентирами для разработки программ развития персонала. | |
Развитие персонала | ||
|
Тесты способностей и личностные опросники; Центры развития; Оценка 360 градусов; индивидуальные планы развития сотрудников; рекомендации по развитию компетенций; рабочие тетради и тренинги | С помощью объективной оценки Вы находите таланты в своей организации. |
|
Вы определяете «пробелы» в навыках и проводите фокусированное развитие — экономите деньги компании, время сотрудников, повышаете отдачу от обучения. | |
|
Вы мотивируете сотрудников к развитию своих навыков и к более эффективной работе, формируете их лояльность к организации. | |
Корпоративная культура | ||
|
Моделирование компетенций, опросники для самооценки и оценки 360 градусов | Отбирая и развивая персонал по компетенциям, Вы направленно формируете корпоративную культуру компании. |
|
Мотивационные опросники, анкеты удовлетворенности | Вы можете определить ведущие мотиваторы и демотиваторы сотрудников компании и отдельных подразделений, что поможет разработать эффективные системы мотивации и стимулирования персонала. |
Статья взята с сайта www.hrm.ru.
0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!