Опрос мнения сотрудников
журнал «Менеджер по персоналу», Зверева Наталия, 20 января, 2010
Всего несколько лет назад для
привлечения работников требовалось лишь «бросить клич» в СМИ или в
интернете, а теперь в «конкурсный отбор работодателей» включается все
большее число компаний. Даже сейчас, несмотря на кризис, им нужны
профессионалы, способные «двигать» бизнес вперед…
"Большинство людей хотят работать хорошо. Если
они чувствуют себя неуютно и плохо работают, проблема обычно заключается
в структуре организации". Д-р Митчелл Рабкин, президент Beth Israel
Hospital
Сегодня трудовые отношения между работником и
работодателем в значительной степени становятся рыночными. При этом
заработная плата сама по себе перестает быть единственным мотивирующим
фактором. Наиболее важными инструментами привлечения
высококвалифицированных сотрудников становятся качества самой компании:
ее дух, бренд, корпоративная культура, организационная структура,
программы заботы о сотрудниках. Имидж лучшего работодателя — тот
«крючок», который помогает привлекать и удерживать лучших работников, не
давая конкурентам ни единого шанса! А с учетом сложившейся кризисной
ситуации в стране и мире у организаций с крепкой и эффективной
корпоративной культурой шансы выстоять увеличиваются в разы.
Общий уровень удовлетворенности компанией и
мотивированности сотрудников в немалой степени зависит от того,
насколько эффективно выстроены в ней коммуникации. Я твердо убеждена:
подавляющее большинство проблем в трудовых коллективах возникает по
причине неэффективного общения — при этом компания теряет до 60%
потенциала своих «скрытых талантов»! Эйчары должны не только сами
разговаривать с людьми, но и помогать руководству разрабатывать
надежные, полноценные, постоянные каналы общения со своими сотрудниками!
В основе современного бизнеса — стандартная
управленческая вертикаль: мы все привыкли, что у исполнителя есть
начальник, у которого, в свою очередь, тоже есть свой начальник, а над
ним стоит еще один — самый главный шеф. Каждое подразделение считает
себя незаменимым и стремится сохранить автономию, чему способствует сама
организация внутренних процессов, часто поощряющих обособленность.
Нередко рядовые сотрудники взаимодействуют только с коллегами из своего
отдела и не знают, чем занимаются другие подразделения. Отсутствие
эффективного общения и взаимодействия приводит к разобщенности.
Среднестатистический сотрудник привыкает жить в
«футляре»: он равнодушно выполняет ежедневные обязанности и с
нетерпением ожидает выходных или отпуска, чтобы «поскорее забыть о
работе». Его эффективность, как правило, не превышает 50%. Мне
приходилось сталкиваться с компаниями, где персонал полностью равнодушен
к делу, никто не стремится к ответственности, к творчеству. Для бизнеса
в целом это создает серьезные проблемы: неблагоприятный имидж
работодателя, раздутые штаты, низкая эффективность сотрудников,
затянутый процесс принятия решений, высокий уровень конфликтности и
стрессов, эпидемия всеобщего «плохого настроения» и т. д. и т. п. Такую
ситуацию следует как можно быстрее изменить. Хорошо, если у руля
компании встанет талантливый руководитель, иначе налаживать эффективную
коммуникацию и улучшать общее мотивационное поле придется именно
эйчарам.
#IMAGE_0#
Составляющие корпоративной культуры предприятия
Трансформация корпоративной культуры — сложная задача,
ее нельзя искусственно «сформировать» по собственному желанию. Процесс
«культурных сдвигов» протекает медленно, с задержками и возвратами.
Эйчар понимает, что происходит в коллективе, и может своевременно
реагировать на возникающие проблемы, если систематически «замеряет»
параметры корпоративного климата. Конечно, в большинстве своем люди
противятся тому, чтобы их «измерили», «проверили», «проанализировали» и
«настроили» (особенно, если это происходит впервые). Поэтому (впрочем,
как и в любом другом HR-проекте) отладку коммуникационных программ нужно
вести методично и качественно — или не проводить вообще!
Уникальную человеческую личность лишь условно можно
«классифицировать» или подвести под определенную «категорию». Как же
проанализировать и оценить то, что невозможно «увидеть невооруженным
глазом» или «пощупать» — вовлеченность, лояльность, мотивацию и т. п.?
Ведь для успеха в проведении внутрикорпоративного анкетирования или
опроса тоже в первую очередь важна лояльность сотрудников — если люди не
захотят «быть подсчитанными», эйчар вряд ли сможет надеяться на успех
своих диагностических исследований и реализацию мотивационных программ.
Чтобы разработать мероприятия, направленные на
повышение низкого уровня лояльности и вовлеченности сотрудников, в
первую очередь следует оценить их мотивированность: что их устраивает,
что — нет; чего они боятся, чему — радуются; что их вдохновляет, а что —
снижает работоспособность? Лучший способ — спросить их напрямую. Мы
делаем это при помощи «Опроса мнения сотрудников» (ОМС), для которого
разработали специальную анкету (примерный перечень вопросов смотри в
Приложении).
Каждый раз следует четко и конкретно формулировать
цели корпоративного исследования: «Что мы хотим узнать?» и «О чем мы
хотим спросить сотрудников?». Например, при проведении ОМС мы ставили
перед собой такие цели:
убедить персонал в том, что каждый может высказать
свое мнение, точка зрения исполнителей интересна руководству;
сделать так, чтобы обмен информацией между
исполнителями и руководством стал эффективным способом взаимодействия;
снять коммуникативные барьеры, содействовать
сплочению коллектива;
совершенствовать корпоративную культуру;
повысить лояльность работников к компании;
увеличить результативность деятельности каждого
сотрудника.
Если ОМС проводится впервые, полезно оценить общую
картину удовлетворенности, провести диагностику основных аспектов
корпоративной культуры. В дальнейшем можно более глубоко анализировать
мотивированность и уровень вовлеченности сотрудников различных отделов,
соотношение ожиданий и удовлетворенности работников, степень их личной
продуктивности.
Первые исследования лучше проводить анонимно; это
снизит тревожность сотрудников, они смогут искренне рассказать о том,
что их действительно беспокоит.
С моей точки зрения, диагностические инструменты —
анкеты и опросники — целесообразно разрабатывать самостоятельно, чтобы
все вопросы были направлены на оценку тех аспектов, которые важны именно
«здесь и сейчас». Конечно, создание профессионального инструментария —
сложная задача, она по плечу только опытным менеджерам по персоналу.
Любой опрос — это не просто сбор мнений, но и, в
первую очередь, — диалог между администрацией компании (от имени которой
эйчар разрабатывает и внедряет те или иные программы) и сотрудниками.
Поэтому следует прислушиваться к любым мнениям: объективным и
субъективным, ироничным и позитивным, конструктивным и даже дерзким… Но
ко всем высказываниям в адрес компании стоит относиться критически,
учитывая специфику ситуации в каждом отдельном подразделении и компании в
целом, стиль управления того или иного руководителя, психологические
особенности конкретного человека. При всех различиях в уровне
квалификации или навыках коммуникации люди, как правило, гораздо охотнее
озвучивают критические замечания. Это нужно учитывать.
Интерпретировать результаты опроса должен
профессионал, который не только разбирается в тонкостях психологии, но и
хорошо знает корпоративный дух. При этом в первую очередь важно оценить
удовлетворенность сотрудников и степень комфортности работы в компании,
раскрыть «узкие» места в коммуникативных схемах. Затем можно сделать
более глубокий анализ — с учетом категорий должностей, региональной
принадлежности и возраста респондентов.
Давайте представим ситуацию: опрос проведен,
результаты проанализированы, а вот логичного продолжения процесса —
четкого и эффективного плана действий по реализации изменений — нет.
Или: результаты получены, но — не озвучены… Эффект от мероприятия в этом
случае будет крайне негативный, возможно, даже прямо противоположный
ожидаемому. Поэтому, выявив с помощью опроса проблемные зоны, мы
разрабатываем план мероприятий, в котором обязательно указываем
ответственных лиц, необходимые ресурсы и сроки исполнения.
Успеха в таком сложном деле, как формирование
эффективной корпоративной культуры, можно достичь при условии, что в
компании регулярно проводятся ОМС, по итогам исследований сотрудники
получают качественную обратную связь, а руководство не просто инициирует
изменения в важных для коллектива вопросах, но и добивается позитивных
результатов.
Счастлив коллектив, в котором изначально правильно
расставлены акценты, где важны взаимопонимание, командность и
вовлеченность в работу, где поощряется лидерство и эффективность. Но
таких, почему-то, гораздо меньше… Чаще встречаются обычные,
«стандартные», в основе которых — индивидуалистическая модель поведения,
где каждый преимущественно «сам за себя»…
Не бывает хороших или плохих корпоративных культур:
любая из существующих форм и моделей соответствует целям организации,
поскольку создана самими людьми. В процессе развития предприятия цели
бизнеса естественным образом меняются, при этом серьезные
организационные изменения приводят к перестройке коллектива, пересмотру
корпоративных ценностей и основных принципов деятельности. Чтобы сделать
процесс изменений корпоративной культуры управляемым, эйчары (при
поддержке высшего руководства) должны направлять его в нужное русло. При
этом важно, с одной стороны, не «зажимать» персонал в тиски «новых,
самых лучших правил», а с другой — не пускать процесс на самотек.
Правила эффективного
корпоративного общения
1. Превышайте ожидания клиентов: каждый контакт —
это возможность продемонстрировать нашу заботу о них.
2. Живите по «золотому правилу»: относитесь к
другим вежливо и с уважением.
3. Будьте лидером: лидировать может каждый,
например — управляя самим собой.
4. Участвуйте в общем деле: за успех компании
отвечает каждый.
5. Стремитесь к совершенству.
6. Работайте в команде: командная работа
стимулирует инновации и творчество.
7. Делитесь знаниями.
8. Будьте проще: клиентам должно быть легко вести
бизнес с нами, а нам — работать друг с другом.
9. Слушайте и общайтесь: наши клиенты и коллеги
заслуживают самого лучшего.
10. Радуйтесь жизни! Если не получается — найдите
причину недовольства и устраните ее!
Если коллектив возьмет на вооружение эти правила,
фраза «слава богу, сегодня понедельник!» — станет привычной в этой
компании.
Скачать пример опросного листа.
Статья взята с сайта HR-Лига.