28.11.2009
Время чтения: 12 минут
Обзор систем, методов и методик оценки персонала
HR-Portal.ru, Ольга Гаврилова, по материалам «Градиент Альфа»
27 ноября, 2009
На современном этапе развития
бизнес-технологий ключевыми ресурсами любой организации, наряду с
финансовыми, информационными, технологическими, являются человеческие
ресурсы. Предприятия конкурируют, в том числе на уровне
профессионального развития своих сотрудников — их знаний, умений,
навыков. Для наиболее разумного и эффективного использования этого
ресурса необходимо правильно оценить его. Различные системы, методы и
методики оценки персонала позволяют выявить и раскрыть потенциал
каждого сотрудника и направить этот потенциал на реализацию
стратегических целей компании. В данной статье мы поможем вам
сориентироваться в их многообразии и выбрать именно те, которые
наилучшим образом подходят для вашей организации.
Оценка, в том или ином виде, проводится на каждом этапе работы с персоналом:
Формализованные системы оценки персонала
Оценка персонала не всегда бывает четкой и
формализованной. Однако с развитием анализа бизнес-процессов, более
внимательным отношением к стратегическому развитию компаний стали
появляться формализованные системы оценки, основанные на стратегических
задачах компаний. Эти системы оценки известны под несколькими
вариантами названий:
Несколько позже появилась более детализированная
(основанная на оценке эффективности каждого сотрудника) система
Management by Objectives (MBO) — управление результативностью. Суть
этого подхода заключается в том, что для сотрудника формируется список
ключевых задач (критериев работы) в едином стандарте. Стандарт этот,
как правило, включает: наименование, описание и весомость задачи, а
также планируемые и фактические показатели ее выполнения (с указанием
соответствующих единиц измерения) в общем списке задач объекта
управления. В данном случае очень важно, чтобы выполнение каждой задачи
поддавалось измерению. По истечении утвержденного периода сотрудник и
руководитель оценивают выполнение каждой цели (как правило, в
процентах) и всего личного плана сотрудника.
Постепенно все больший акцент в оценке персонала
делался на оценке личных и профессиональных качеств отдельного
работника. Так, одна из разработок — Performance management
представляет собой систему более масштабную, чем MBO, так как
направлена не только на оценку результата, но и учет «средств»,
которыми этот результат достигнут — личных качеств сотрудников.
Система «360 градусов» была создана с целью повышения
объективности оценки, предполагается, что в ходе процедуры оценки
опрашиваются коллеги, руководители, подчиненные и клиенты сотрудника —
это приводит к снижению субъективизма оценки. Процедура проводится в
несколько этапов: определяются критерии оценки, составляются опросники,
проводится собственно анкетирование, в конце анализируются результаты и
разрабатывается план развития недостаточно развитых компетенций. Важно
правильно определить критерии оценки, которые не могут быть одинаковыми
для разных должностей. Для каждой должности определяется свой круг
компетенций, с заранее разработанными индикаторами для оценки —
поведенческими примерами. «Плюс» данной системы оценки заключается в ее
относительной простоте. Однако следует учесть, что при проведении
масштабного исследования затрудняется процесс обработки полученных
данных. Кроме того, необходимы четко выработанные критерии оценки.
Помимо этого, следует правильно организовать сбор информации,
проинформировав людей о целях тестирования.
Assessment Center — предполагает комплексную
оценку сотрудника по компетенциям и, следовательно, более внимательное
отношение к личностным и профессиональным качествам конкретного
сотрудника. Данная процедура чаще всего включает:
Для России традиционной системой оценки является
аттестация. Она применялась на предприятиях еще в советское время. К
сожалению, аттестацию сильно недооценивают в качестве системы оценки.
По сути, она очень схожа с Performance management, однако, являясь
процедурой крайне формализованной и регламентированной, существенно
отстает в отношении применяемых методов — законодательство не успевает
за развитием методов оценки. Кроме того, аттестации подлежат
сотрудники, которые занимают должности, закрепленные в нормативных
актах Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных органов
власти. В результате, в современных условиях отсутствия единого
стандарта должностей, проведение аттестации становится возможным только
в бюджетных учреждениях.
Методы и методики оценки персонала
Условно все методы исследования организации можно
подразделить на три основных подхода: гуманитарный, инженерный и
эмпирический. Методы оценки персонала в наибольшей степени относятся к
эмпирическому подходу, так как основываются на распространении
успешного отраслевого или функционального опыта, использовании
прецедентного опыта в принятии решений. В большинстве случаев оценка —
это сравнение полученных в ходе исследования характеристик с
характеристиками «эталонного образца». Методы эмпирических исследований
принято разделять на количественные и качественные.
Количественные методы
Количественные методы можно охарактеризовать как
формализованные и массовые. Формализация выражается в направленности на
изучение строго определенных анализируемых переменных, заданных
заранее, и их количественном измерении. Высокий уровень формализации
количественных методов связан с их статистической обработкой.
Наиболее распространенным количественным методом
является анкетирование. В процессе анкетирования сотруднику/кандидату
на вакансию предлагается письменно ответить на вопросы, представленные
в форме опросного листа — анкеты. Благодаря простоте использования и
обработки анкетирование может применяться как отдельно, так и в
качестве составляющей практически всех видов комплексной системы оценки
персонала. По форме вопросы в анкете разделяются на открытые,
предполагающие свободный ответ, и закрытые, ответ на которые
заключается в выборе одного (или более) из нескольких предлагаемых в
анкете утверждений. Одним из многочисленных вариантов применения анкеты
является сбор информации о реальных деловых и личностных компетенциях
работника в рамках системы оценки «360 градусов». В данном случае
анкетирование его руководителя, коллег, подчиненных и клиентов
значительно экономит время как опрашиваемых, так и сотрудника, который
занимается обработкой полученных данных.
Одним из видов анкетирования, применяемых для оценки
персонала, являются личностные опросники — класс психодиагностических
методик, предназначенных для определения степени выраженности у
индивида определенных личностных особенностей. По форме они
представляют собой списки вопросов, при этом ответы испытуемого
представлены количественно. Как правило, при помощи этого метода
диагностируют особенности характера, темперамента, межличностных
отношений, мотивационную и эмоциональную сферу. С этой целью
применяются конкретные методики. Приведем наиболее популярные из них:
1. Многофакторные личностные опросники (предназначены для описания широкой сферы индивидуально-личностных характеристик):
2. Опросники мотивационных особенностей:
3. Опросники психического благополучия
(оценивается уровень нервно-психической адаптации, тревожности,
нервно-психической устойчивости, невротизации, социальной адаптации):
4. Опросники самоотношения (изучаются особенности отношения сотрудника к самому себе):
5. Опросники темперамента:
6. Опросники ценностей (применяются для изучения ценностно-смысловой сферы личности):
7. Опросники эмоциональных особенностей:
8. Тесты на активность поведения:
Следует отметить, что многие из вышеуказанных методик
изначально разрабатывались и использовались в клинической психологии, и
лишь затем стали использоваться на предприятиях для оценки персонала.
Однако эти методики, в большинстве своем, не были в достаточной мере
адаптированы для оценки сотрудников и для того, чтобы использовать их в
организациях, необходим специалист с достаточно высоким уровнем знаний
в сфере психологии.
Еще одним важным методом оценки персонала являются
тесты способностей. Они представляют собой специально подобранный
стандартизованный набор заданий, служащий для оценки потенциальной
способности человека решать различные задачи. Любая разновидность
тестов интеллекта может рассматриваться как тест способностей. Для
выявления специфических способностей, например к определенным видам
деятельности (медицине, технике, юриспруденции, обучению и т. д.)
разрабатываются специальные тесты. Пожалуй, самыми распространенными
среди методик, применяемых в оценке персонала, являются те, которые
направлены на выявление профессиональных способностей сотрудников.
Наиболее зарекомендовавшими себя методиками можно считать следующие:
Необходимо отметить, что многие из известных тестов
способностей не дают достаточно материала для того, чтобы делать на их
основе прогнозы. Они позволяют получить ограниченную информацию,
которую необходимо дополнять сведениями, полученными из других
источников.
Качественные методы
В противоположность количественным выделяют
качественные методы исследований, которые являются неформализованными и
нацелены на получение информации путем глубинного исследования
небольшого по объему материала. Одним из наиболее часто применяемых
методов является интервью.
Метод интервью отличается строгой организованностью и
неравноценностью функций собеседников: интервьюер (специалист, который
проводит интервью) задает вопросы респонденту (оцениваемый сотрудник),
не ведет с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и
открыто не обнаруживает своего личного отношения к задаваемым вопросам
и ответам испытуемого. Задачей интервьюера является сведение своего
влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение
благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения
интервьюера — получить от респондента ответы на вопросы,
сформулированные в соответствии с задачами исследования (качествами и
характеристиками оцениваемого, отсутствие либо наличие которых
необходимо выявить).
На основе различных параметров принято выделять
несколько видов интервью. Наиболее применяемыми в оценке персонала
являются следующие виды.
Биографическое интервью сосредоточено на
прошлой трудовой деятельности кандидата. При его проведении исходят из
того, что поведение в прошлом является индикатором поведения в будущем.
Биографические интервью сосредотачиваются на трудовом опыте и стиле
работы оцениваемого. Сведения о работе собирают в обратном
хронологическом порядке. В интервью оценивается степень важности
текущей работы сотрудника для организации, и его компетентность в
терминах соответствия требованиям, предъявляемым к определенной
должности. При этом следует задавать правильно подобранные вопросы и
соблюдать одинаковые условия для всех оцениваемых. На практике вопросы
исходят из «требований к сотруднику», в которых перечислены
индивидуальные характеристики, необходимые для успешного выполнения
работы. Преимущество биографического интервью заключается в том, что
оно соответствует ожиданиям кандидата (сотрудника), и дает ему
возможность проявить себя наилучшим образом. Тем не менее, этот же
фактор может стать причиной необъективности оценки. Эффективность
такого интервью также зависит от того, насколько верно вопросы
соотносятся с критериями работы.
Поведенческое интервью содержит
структурированный перечень вопросов, разработанных относительно опыта
или способностей в определенных областях или применительно к критериям,
связанным с работой. Эти критерии выявляются в процессе анализа,
предметом рассмотрения которого были работа и поведение успешных
сотрудников. Основное преимущество поведенческого подхода состоит в
том, что он имеет дело с навыками, важными для работы. С другой
стороны, подобное интервью может занимать много времени, так как в ходе
него необходимо обсудить все важные аспекты работы. Кроме того, в связи
с тем, что интервью сосредоточено на процессе осуществления
определенной работы, легко упустить из виду немаловажные вопросы,
касающиеся общей профессиональной подготовки кандидата/сотрудника.
Ситуационное интервью основано на построении
определенных ситуаций и предложении оцениваемому сотруднику описать
модель своего поведения или выхода из данной ситуации. В процессе
оценки сотрудник старается дать социально-желательные ответы, то есть
те, которые он считает социально верными. В ходе интервью появляется
возможность оценить, насколько данные представления соответствуют
ценностям организации, принятым моделям поведения, а также той работе,
которую выполняет сотрудник.
Проективное интервью основано на особом
построении вопросов таким образом, что они предлагают
сотруднику/кандидату оценить не себя, а людей вообще или какого-то
персонажа. Проективные методики основаны на том, что человек склонен
переносить свой жизненный опыт и установки на интерпретацию действий
других людей, а также на вымышленные ситуации, персонажей и т. п. В
ходе проективного интервью сотрудник с меньшей вероятностью будет
давать социально-желательные ответы. Однако процесс проведения
проективного интервью весьма длителен, полученные данные достаточно
сложно обработать. Кроме того, значительное влияние на результат будут
оказывать профессиональные и личностные качества интервьюера.
Одним из основных качественных методов оценки персонала также является традиционный анализ документов.
Считается, что документы являются или могут считаться надежными
свидетельствами явлений, происходящих в действительности. Во многом это
относится к официальным документам, но может относиться и к
неофициальным. Проведение анализа документов означает преобразование
первоначальной формы информации, содержащейся в документах, в
необходимую для специалиста по оценке персонала форму. Фактически это
не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование. В
процессе анализа документов могут исследоваться резюме,
рекомендательные и сопроводительные письма, документы об образовании
(дипломы, сертификаты, квалификационные свидетельства),
научно-исследовательские и публицистические работы и др.
Существуют методы, содержащие в себе признаки как качественных, так и количественных методов. Прежде всего, это относится к бизнес-кейсам.
Бизнес кейс — это всестороннее описание ситуации, в которой когда-то
оказалась реальная компания. В кейсе, как правило, описывается внешнее
окружение и внутренняя среда компании, а также их изменения во времени.
События, с которыми столкнулись менеджеры, как и действия последних,
приводятся в том порядке, в каком они реально происходили. Но самое
главное, в кейсе формулируется проблема, которую должен был решить тот
или иной сотрудник компании. Точность и верность выбора типичной
рабочей ситуации и профессиональность создания бизнес-кейса определяют
надежность прогноза при использовании данного метода. С одной стороны,
в методе заложена прагматичность предложенных вариантов решения
бизнес-задач, с другой имеется возможность выявить систему
нестандартных подходов к решению типовых ситуаций, что определяет
степень креативности работника.
На нынешнем этапе большинство специалистов по оценке
персонала стремятся создать комплексные системы оценки персонала
предприятия, включающие достаточно большое количество методик с целью
минимизации ошибок в процессе оценки. Однако, прежде всего, важно не
просто собрать вместе несколько методик, но адаптировать их к условиям,
существующим в организации, а за частую — когда речь идет о зарубежных
методиках — и к условиям отечественной действительности. Огромное
значение здесь приобретает профессионализм и опыт специалиста,
руководящего процессом оценки, поскольку выполнение данной задачи,
помимо соответствующих личных качеств, требует знаний и компетенций в
области психологии и понимания бизнес-процессов, целей и специфики
деятельности компании.
Статья взята с сайта www.hr-portal.ru
0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!