Мужчины против Женщин, или Еще раз об Эмоциональном интеллекте
В данный момент тематика эмоционального интеллекта очень популярна. Его ставят во главу угла, когда пытаются прогнозировать успешность человека на руководящем посту, в продажах и т.д. Ведь насколько человек умеет понимать, распознавать и, главное, управлять эмоциями (и собственными, и эмоциями окружающих) - настолько он сможет преуспеть в сфере, предполагающей постоянное общение с людьми. Тематика действительно важная, и, если наряду с этой оценкой не забывать о диагностике интеллекта (традиционного), характера человека и сферы его мотивации, то существование методики оценки эмоционального интеллекта было бы очень полезным для HR-ов и психологов.
Такими соображениями руководствовалась HR-Лаборатория еще в 2004г., создавая первую версию теста "Эмоциональный интеллект". Можно сказать, что до этого момента в России не было теста для оценки ЭИ, адекватного нашей русскоязычной выборке. В процессе создания теста автор первоначальной версии, Е. А. Орёл, опиралась на факторы опросника EQ с сайта Queendom.com (аналогичной опроснику Н. Холла). На базе собранных в пилотажном исследовании протоколов был проведен факторный анализ, который определил существующую на данный момент факторную структуру методики.
Тест включает 6 факторных шкал:
- Общий балл (суммарный балл по всем шкалам)
- Самоанализ и самозащита (шкала отражает способность респондента трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои эмоции, умение выстраивать определенную «психологическую защиту» от неприятностей)
- Самоконтроль (шкала отражает наличие у респондента внутренней мотивации, самодисциплины, настойчивости в достижении поставленных целей)
- Выражение эмоций (шкала отражает способность респондента адекватно выражать и контролировать свои эмоции и должным образом реагировать на проявления эмоций у других людей)
- Социальная чуткость (шкала отражает способность респондента правильно понять и оценить мотивы, стоящие за поведением окружающих его людей и адекватно на них реагировать, на основе этого понимания)
- Самооценка чуткости (шкала отражает оценку респондентом собственных качеств: чуткости, проницательности, понимания мотивов поведения окружающих)
Сегодня мы работаем уже с сокращенной (по количеству вопросов в тесте), второй версией методики (автор - В. В. Одинцова), стандартизированной на русскоязычной выборке. В состав выборки вошли преимущественно жители крупных городов РФ.
И сейчас, встречая многочисленные статьи и книги по этой тематике, видя неугасающий интерес к ней, мы решили еще раз проверить наш тест.
Например, по данным Орме (2003), различия между полами в сфере эмоционального интеллекта проявляются, прежде всего, в преобладании у женщин его межличностных, а у мужчин - внутриличностных показателей.
Схожие результаты получены в исследованиях И. Андреевой (2004): "у девушек преобладают компоненты эмоционального интеллекта, обусловливающие понимание эмоций - распознавание эмоций других людей и эмпатия.
Мы решили проверить, действительно ли есть различия между результатами по нашему тесту у мужчин и женщин.
Итак, для проверки различий между полами мы располагали базой результатов по тесту: "свежей" Интернет-выборкой добровольцев, которую очистили от недостоверных и повторных результатов тестирования. В итоге мы получили результаты 424 человек (321 женщин и 103 мужчин).
Для проверки предположения о том, что пол имеет свое влияние на показатели эмоционального интеллекта, мы использовали t -критерий для независимых групп (таким образом, мы проверяли гипотезу о значимых различиях между результатами теста мужчин и женщин). Исходные данные при этом представлены в стенах (стандартизированных баллах), т.е. требование параметрического критерия о нормальном распределении было соблюдено.
Данные были представлены в программе STATISTICA 6.0 в следующем виде: #IMAGE_0#
Результаты применения t-критерия для независимых групп представлены ниже: #IMAGE_1#
Красным шрифтом выделены те данные (в нашем случае - шкалы теста), для которых выявлены значимые различия по критерию "Пол". Их (шкал) оказалось две: "Самоанализ и самозащита" и "Социальная чуткость".
При этом, если посмотреть на значение средних (Mean 1 и Mean 2), то можно увидеть, "в чью пользу" сыграли различия.
Для шкалы "Самоанализ и самозащита" среднее значение больше для мужчин (Mean1), а для шкалы "Социальная чуткость" - больше у женщин (Mean 2).
Иными словами, как и было указано у Орме, мужчины лучше разбираются в себе (в своих эмоциях, лучше справляются с неудачами), а женщины - в эмоциях других людей (являются при этом более чуткими и проницательными). Задумайтесь, и Вы наверняка вспомните массу подтверждений тому из личного опыта.
Далее мы посмотрели различия в результатах по тесту в зависимости от возраста. И вот результат:
Название шкалы | Коэф.корр. |
Общий балл | 0,141636 |
Самоанализ и самозащита | 0,290641 |
Волевая саморегуляция | 0,254754 |
Эмоциональная открытость | -0,38016 |
Социальная чуткость | 0,392869 |
Самооценка чуткости | -0,22097 |
Это данные линейной корреляции между показателями шкал и возрастом испытуемых. Полученные данные говорят о том, что, чем взрослее человек - тем лучше он разбирается в своих эмоциях, тем лучше у него получается управлять ими, проявлять волю, и, особенно - вместе с годами и накопленным опытом у него развивается способность к чуткости и проницательности. Вместе с тем, с возрастом снижается показатель эмоциональной открытости (человек все реже и реже откровенно и непосредственно проявляет свои чувства) и самооценки чуткости (возможно, завышенной в молодости). Все полученные результаты соответствуют имеющимся в литературе данным, да и, если говорить о возрасте, просто здравому смыслу. Для нас же этот факт является лишним подтверждением валидности созданного нами инструмента. Отметим, однако, что сбор данных происходил добровольно, и влияние фактора социальной желательности было исключено. В наших планах на будущее - добавление в тест механизма контроля социальной желательности для наилучшего использования методики в ситуации экспертизы.
Используемая литература:
- ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 7-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 10-11 декабря 2004 г., г. Минск. - Минск, 2004. - С. 282-285.
- Орме Г.(2003) Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. - М: "КСП+"
Похожие статьи
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!