Герасимова Ирина Васильевна, канд. психол. наук, доцент, заведующая лабораторией психофизиологии и психологии труда в особых условиях, и. о. декана МГУ им. адм. Г. И. Невельского, г. Владивосток
Назрела необходимость применения понятия в прикладных психологических исследованиях:
- широко используется в педагогике (компетентностный подход в образовании),
- уже применяется в морской практике. В частности, основные междуна-родные требования к уровню квалификации морских специалистов – судоводителей и судомехаников изложены в Международной конвенции о подгото-вке и дипломировании моряков и несении вахты 1978/95 г. (ПДНВ-78/95) в виде четко сформулированных основных функций, которые они обязаны выполнять и соответствующих им знаний и трудовых функций на уровне управления (старший ком. состав) и на уровне эксплуатации (младший ком. состав) в соответствующих таблицах, которые называются «спецификация минималь-ного стандарта компетентности для старших и вторых механиков» и т. п.
Есть заказ от руководства МГУ им. адм. Г. И. Невельского на психологическое сопровождение разработки новых общеобразовательных стандартов плавательных специальностей. Применяя современные средства исследования, нам предстоит собрать и проанализировать объективную информацию о сильных и слабых сторонах существующей профессиональной подготовки. Это шаг для комплексной оценки профессииональной подготовленности к деятельности, что является крайне важным для совершенствования качества морского образования (изменение вариативной / вузовской части профессиональных образовательных стандартов плавательных специальностей). При этом нам важно с одной стороны, - применять психологические методы, с другой, - пользоваться понятной обеим сторонам терминологией.
К содержанию термина:
Напомню, что в русский язык слово «компетенция» к пришло из латинского [лат. competentia], где изначально обозначало «принадлежность по праву» и в нашем языке подразумевает круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом [1, С. 174]. Причем употребляется это слово либо в безличной форме (компетентность), либо в единственном числе женского рода (компетенция) и во множественном числе (компетенции) до недавнего времени не встречалось.
Компетенции М. Мелия (Россия) описывает как личностные качества, необходимые для определенных функций, решения определенных задач именно в данной организации [2, С. 7]. Если первую часть такой трактовки можно обсуждать и с ней спорить, то согласиться со второй частью не представляется возможным. Иначе у нас получится, что в разных судоходных компаниях на одной и той же должности специалисты будут обладать разными компетенциями. Безусловно, различия могут быть, но они больше связаны не с компаниями, а с типами судов и их грузоподъемностью, функционал же в основе своей остается прежним.
Сами компетенции описывают как набор знаний и понимания, а также знаний, лежащих в основе понимания как действовать (Россия), или знаний, умений и ценностей как в модели проф. Дж. Стрейча. Все чаще к профессиональным компетенциям добавляют новые компоненты: личностные, социальные, коммуникативные, информационные, образовательные.
Так, в учебном плане (стандарте), принятом в ФРГ 1 декабря 2000 г. определяется три типа компетенций: профессиональные, личностные (персональные) и социальные. Профессиональные компетенции означают готовность и способность выпускников на основе знаний и умений целесообразно (в соответствии с требованиями «дела»), методически организованно и самостоятельно решать соответствующие проблемы и задачи, а также оценивать результаты своей деятельности. Личностные (персональные) компетенции представляют собой готовность и способность индивидуума осмысливать, самооценивать и презентировать шансы своего развития, принимая во внимание требования и ограничения со стороны семьи, профессии и общественной жизни; кроме того, эти компетенции включают в себя способность проявлять свои дарования, осмысливать и развивать свои жизненные планы и амбиции. Социальные компетенции означают готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии, учитывать изменения и потребности в самоадаптации, понимать и соблюдать правила и принципы рациональной дискуссии, ведущей к достижению согласия с другими [Цит. по 2].
В «Глоссарии терминов рынка труда, разработки образовательных программ и учебных планов» европейского фонда образования выделено четыре способа определения компетенций: компетенции, основанные на параметрах личности; компетенции, основанные на выполнении задач и деятельности; компетенции, основанные на выполнении производственной деятельности; компетенции, основанные на управлении результатами деятельности [Цит. по 2].
Однако с психологической точки зрения совершенно не понятно как, например, ценности (входящие в модель проф. Дж. Стрейча и составными элементами в другие) - личные, групповые (семья, друзья, профессиональная группа), общественные (закон, мораль), ценности самоуважения (быть тем, кто ты есть, принимать и любить себя) можно свести до перечня компетенций.
Содержательно компетентность больше, шире, чем просто знания, умения и навыки. Понятия компетентности и компетенций нужно соотносить как родовое и видовое. Но на практике понятия компетентности и компетенций зачастую используются как синонимы.
При всех достоинствах компетентностного подхода: универсальность, позволяющая сравнивать подготовку специалистов разных стран; понятность и открытость, проявляющаяся в перечне требований, что легко оценивать, думается, нужно учитывать и его ограниченность. Такой подход таит опасность редукции образования до простой репродукции знаний, постановки элементарных умений и навыков, что крайне сужает сферу преподавания - с одной стороны, и низводит на нет способность к решению проблемных ситуаций, творческое мышление у обучающихся, - с другой. Подобная модель образования похожа на попытки изложения таких великих романов, как «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского в формате карманных дайджестов.
Опираясь на опыт изучения профессий в российской психологии и, в частности, морской психологии в стенах МГУ им. адм. Г. И. Невельского.
В работах показано, что инженерный труд на море протекает в экстремальных условиях, работают моряки в условиях сложного техничес-кого комплекса, их труд относится к сложным видам операторского труда, важную роль играет профессиональное взаимодействие в экипаже, а также между экипажем и другими морскими и береговыми службами. Отсюда вытекают требования к профессиональной и социально-психологической составляющей субъекта труда. (Причем экспертную оценку морского труда могут дать только мастера профессионалы).
Учитывая выраженную специфику деятельности морского труда, представляется целесообразным выделить профессиональную и социально-психологическую составляющую при исследовании моряка как субъекта деятельности. Оба этих компонента являются значимыми - взаимодопол-няющими и частично компенсирующими друг друга.
Опираясь на лексическое значение слова «компетентность» в русском языке, думается, в психологической практике корректно применять только понятие «профессиональная компетентность» (не личностная, не социальная). (Понятие компетенций фактически является дублирующим по отношению к знаниям, умениям, навыкам, избыточным)
Применительно к морскому труду
Под профессиональной компетентностью предлагаем понимать область теоретических знаний и практического опыта, опираясь на которые, в производственной ситуации субъект действует адекватно, решая профессиональные задачи и достигая поставленные цели, может аргументировано, с опорой на различные источники и профессиональный опыт обосновать свои действия и оценить полученный результат.
Литература:
1. Краткий словарь иностранных слов. - М. : Государственное издатель-ство иностранных и национальных словарей, 1950. - 456 с.
2. Компетентностные модели, федеральные государственные образова-тельные стандарты третьего поколения и инновационная образова-тельная программа СПбГПУ. Методические рекомендации по разработке ФГОС и учебно-методических комплексов инновационной образовательной программы СПбГПУ. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2007. - 30 с.