08.10.2009 Время чтения: 4 минуты

KPI для кадровой службы


Работа.ру, Светлана Осадчая, генеральный директор A.S.Wellas Executive Search and Recruitment
17 ноября, 2008

 

Согласно данным исследования, проведенного в прошлом году, четверть всех российских компаний не имеет утвержденных критериев оценки эффективности HR-службы. И напрасно. Чтобы деятельность того или иного подразделения компании была эффективной, нужно иметь возможность ее оценить. Это можно сделать с помощью системы ключевых показателей эффективности (KPI).
Принципы KPI
Суть метода управления при помощи KPI (от англ. Key Performance Indicator) заключается в построении «дерева целей» (иначе – «нормативов»), тесно увязанных с бизнес-задачами компании (или отдельного подразделения, или даже отдельного сотрудника) и отслеживание выполнения каждого норматива. Метод позволяет держать под контролем ключевые параметры в заданном коридоре, выстраивать эффективную систему мотивации сотрудников, своевременно находить критические точки и узкие места в работе подразделений или организации в целом.
Необходимо помнить, что для каждой компании набор KPI может быть совершенно разными, как разными будут и глобальные цели и задачи предприятий. Например, если основная цель — «стать наиболее прибыльной компанией в нашем сегменте рынка», то KPI будут прежде всего нацелены на измерение прибыльности и связанных с ней величин. А, допустим, у средней общеобразовательной школы, которая не является коммерческой организацией, будет совсем другой набор KPI (одним из показателей может быть количество учеников, поступивших в ВУЗ после окончания школы).
Очень важно учитывать измеримость показателей. Например, формулировать KPI в виде «привлекать больше заказов от постоянных клиентов» не стоит в том случае, если нам сложно отделить новые заказы от повторных.
Внедрение KPI — задача непростая, она требует участия как высшего менеджмента, так и руководителей подразделений и сотрудников, то есть по сути всей организации.
Использование метода для службы управления персоналом
При построении системы KPI для HR-департамента необходимо руководствоваться следующим принципом: набор показателей, по которым оценивается руководитель службы, должен быть максимально близок к набору ключевых задач подразделения (в идеале – полностью совпадать с перечнем задач подразделения, отраженным в положении об отделе). При этом необходимо идти от стратегических целей компании через бизнес-задачи в целом, конкретизируя их до уровня задач подразделения.
Основной целью HR службы является эффективное использование сотрудников организации. Она включает мероприятия по планированию, найму, отбору, адаптации, обучению, оценке персонала, а также оплате труда, компенсациям, льготам и безопасности труда.
При построении KPI можно ориентироваться на следующие показатели:
  • текучесть кадров — отношение сотрудников, ушедших из организации, к общему числу сотрудников;
  • трудовую и исполнительскую дисциплину (количество нарушений, взысканий, число уволенных в результате этого);
  • аттестацию (количество подлежащих аттестации, прошедших ее);
  • число прошедших обучение в отчетный период;
  • состояние и структура кадрового резерва, количество резервистов;
  • производительность труда;
  • укомплектованность кадрами (скорость закрытия вакансий, процент не прошедших испытательный срок, затраты на наем одного сотрудника).
  • Отдельно хочу сказать о кадровом учете. Это большая сфера на стыке HR и бухгалтерии, и здесь можно ориентировать показатели на успешность проверок трудовой инспекции, а также частоту претензий со стороны сотрудников на оформление документации по кадрам.
    Топ-5 наиболее часто встречающихся KPI’s:
    1. Управление производительностью труда.
    2. Снижение потерь фонда рабочего времени сотрудников компании.
    3. Укомплектованность персоналом, своевременное заполнение вакансий.
    4. Снижение текучести.
    5. Выполнение бюджета затрат на персонал.
    Пример дерева нормативов:
    1. Текучесть персонала (удельный вес -3)
    - Стоимость найма одного сотрудника (3 баллa из 10; удельный вес -1)
    - Общие затраты на текучесть (7 баллов из 10; удельный вес -3)
    - Величина (коэффициент) текучести (8 баллов из 10; удельный вес -1)
    - Время заполнения одной вакансии (4 баллa из 10; удельный вес -3)
    - Срок (время) работы одного сотрудника в компании (5 баллов из 10; удельный вес -2).
    2. Рекрутмент (удельный вес -3)
    - Вакантный период по позиции (8 баллов из 10; удельный вес -2)
    - Прохождение первичной аттестации новым сотрудником (4 баллов из 10; удельный вес -4)
    - Удовлетворенность непосредственного руководителя сотрудником (2 балла из 10; удельный вес -1)
    - Процент текучести новых сотрудников (8 баллов из 10; удельный вес -1)
    - Финансовые потери от некачественного найма (8 баллов из 10; удельный вес -3).
    3. Обучение и развитие персонала (удельный вес -1)
    - Возможности для обучения и роста (2 балла из 10; удельный вес -4)
    - Возможности для заполнения вакансий более высокого уровня в результате обучения (3 балла из 10; удельный вес -2).
    Важные моменты
    Для эффективного внедрения системы KPI в кадровой службе необходимо помнить следующие вещи:
    1) успех внедрения зависит от общего уровня управленческой культуры (если этот уровень низкий, то внедрение может затянуться или быть осуществленным «для галочки»);
    2) система показателей должна быть всесторонне продуманной для того, чтобы улучшение одних показателей не было возможно за счет ухудшения других.
    МНЕНИЕ
    Светлана Куренина, начальник отдела по работе с персоналом компании RODEX Group
    Наша компания давно задумалась о том, как наиболее эффективно оценить вклад каждого сотрудника в решение стратегических задач, и на основании каких критериев можно делать выводы о возможности бонусирования. Естественно, с ростом фирмы расширяется сфера деятельности структуры, отвечающей за персонал. Управление персоналом уже не сводится только к кадровому делопроизводству — оно становится неотъемлемым звеном стратегии. Среди функций добавляются такие, как подбор, оценка, мотивация, развитие, отслеживание текучки кадров, формирование кадрового резерва и т.д.
    Соответственно, показатели, которые мы оцениваем исходя из стратегии компании, будут следующие:
    1. Обеспечение укомплектованности компании персоналом
    - Подбор персонала в соответствии со сроком, установленным в компании, а также в соответствии с качеством (то есть учитываются сотрудники, прошедшие испытательный срок).
    - Текучесть кадров.
    2. Работа с персоналом:
    - Мотивация (выполнение плана по прибыли компании как следствие качественной мотивации).
    - Обучение и развитие (соблюдение бюджета, выполнение плана, качество обучения).
    - Оценка персонала согласно графику.
    3. Ведение кадрового делопроизводства.
    Каждому уровню, соответственно, присваивается свой вес. Общий вес показателей по управлению персоналом должен равняться 1 или 100%. Для каждого показателя необходимо просчитать плановое значение, которое нужно обозначить в цифровом выражении. И в дальнейшем сравнивать его с фактическим. В зависимости от отклонения «план – факт» можно делать выводы об эффективности данного подразделения.
    Сергей Окороков, старший консультант по подбору персонала компании S2B Personnel:
    Для оценки эффективности деятельности рекрутёра чаще всего используют количественные, а не качественные показатели. Это может быть количество собеседований, звонков, закрытых вакансий и т.д. Объясняется это тем, что оценить качественные показатели намного сложнее и результат оценки далеко не всегда объективен.
    Например, в кадровых агентствах наибольший вес имеют финансовые показатели (месячный/годовой план), так как коммерческим организациям в первую очередь важна прибыль. И, соответственно, нефинансовые показатели в виде количества закрытых вакансий и собеседований в неделю/месяц.
    Статья взята с сайта www.rabota.ru.

     

    0 комментариев
    Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

    Войти с помощью:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Комментариев пока нет, будьте первым
    Хотите подобрать тест для оценки?

    В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

    Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

    Перейти в каталог тестов