05.09.2025 Время чтения: 12 минут
София Доливец
Специалист отдела исследований и разработок
Статьи автора

Корпоративная культура: современные тренды

Корпоративная культура: современные тренды

Содержание:

Что такое корпоративная культура и почему о ней важно знать

В последние годы значимость корпоративной культуры как одного из показателей, повышающих ценность и конкурентоспособность компании на рынке, становится всё более очевидной. По данным исследования 2022 года, 92% опрошенных американских руководителей считают, что улучшение корпоративной культуры повысит стоимость компании; ещё 84% считают, что их компании необходимо улучшить свою корпоративную культуру. [1]

Существуют различные определения корпоративной культуры, многие из которых направлены на раскрытие её ключевых компонентов. Организационную культуру определяют как глубоко укоренившиеся ценности и убеждения, которые разделяются персоналом организации; также в определение часто включаются такие элементы, как обычаи, ритуалы, ожидания, миссия и философия организации, которые определяют поведение её членов и проявляются в их самооценке, этическом выборе, отношении к работе, во взаимодействии с внешним миром и взглядах на будущее. [2]

Корпоративная культура, как и культура общества в целом, претерпевает постепенные изменения с течением времени. Чтобы оставаться востребованными, поддерживать стабильное развитие и рост, компаниям приходится быть на шаг впереди и улавливать потребности сотрудников и веяния рынка труда, которые завтра могут стать основными «болями» сферы HR. [3]

Кроме того, эффективная корпоративная культура является основой той самой организационной гибкости (agility), то есть способности компании быстро адаптироваться к изменениям в бизнес-среде — новым требованиям рынка, потребностям клиентов и технологическим достижениям. [4]

Понимание основных современных трендов в развитии корпоративной культуры играет важную роль в решении этих непростых задач.

Современные тренды корпоративной культуры

Гибкая структура управления: совместное лидерство и упрощение иерархии

Более гибкая структура управления предполагает снижение иерархизированности в процессах принятия решений и сокращение количества уровней между руководством и сотрудниками. Это способствует более быстрому принятию решений, улучшению коммуникации, повышению вовлечённости сотрудников, внедрению инноваций и росту адаптивности.

Инвестиции в развитие лидерских качеств сотрудников повышают качество кадровых ресурсов компании за счёт совмещения экспертности и навыков управления персоналом, а также способствуют формированию культуры роста и ориентации на будущее.

Кроме того, распространённым решением становится формирование кросс-функциональных команд, ориентированных на конкретные результаты, вместо традиционных функциональных подразделений, что также повышает уровень автономии и результативность. [8]

Современные эксперименты, проведённые в полевых условиях, явно указывают на то, что даже, казалось бы, минимальное поощрение самостоятельности команд, такое как возможность самостоятельно выбрать лидера, может приводить к росту их продуктивности. [5] Более того, совместное лидерство способствует проактивности сотрудников [6], повышению их удовлетворённости и жизнеспособности команды, то есть её способности к продуктивному сотрудничеству в будущем. [7]

Естественно, для поддержания эффективной работы такой динамичной системы необходимо постоянное обучение и совершенствование навыков сотрудников, атмосфера безопасности, позволяющая выдвигать оригинальные предложения (об этом мы поговорим далее), а также соответствующая техническая поддержка работы таких команд.

Lifelong learning: учиться, учиться, учиться

Lifelong learning, или «обучение на протяжении жизни», — это концепция непрерывного образования, при которой человек учится в течение всей жизни.

Современное корпоративное обучение предполагает персонализированные программы обучения, подстраивающиеся под индивидуальные навыки и потребности сотрудников. Популярность набирают новые подходы к обучению, делающие усвоение знаний и навыков быстрым, эффективным и интересным, такие как микрообучение, отвечающее конкретным практическим задачам, и just-in-time learning — обучение, удовлетворяющее потребностям сотрудника, возникающим здесь и сейчас.

Кроме того, в последнее время возрастает внимание к возможностям внутренней мобильности, реализующим потребности в росте и саморазвитии. Сотрудники, прошедшие через различные роли, обладают более широким набором навыков и лучше понимают бизнес-процессы организации, что делает их более ценными и универсальными, повышает их инновационный потенциал и адаптивность. Смена ролей и задач помогает избежать рутины и поддерживает интерес к работе, повышает удовлетворённость, вовлечённость и лояльность. [9]

Культура инноваций

Изменчивая и неопределённая среда предъявляет высокие требования к рефлексивности человека, умениям переосмыслить и усовершенствовать привычные способы ведения дел.

В инновационной среде приветствуется нестандартное мышление, и каждый человек — от CEO до стажёра — считается способным вносить предложения по улучшению, критиковать существующие процессы и отстаивать изменения. Причём растёт спрос в первую очередь на прикладные инновации, внедрение которых способно выгодно выделить компанию среди конкурентов или значительно оптимизировать процессы.

Развитие культуры инноваций требует создания в компании условий, где сотрудники не боятся предлагать новые идеи, — атмосферы «психологической безопасности». Важную роль играет навык правильно давать обратную связь, предполагающий донесение критики в тактичной и конструктивной форме, способствующий росту и совершенствованию, а не снижающий мотивацию. Предоставление сотрудникам возможности пробовать новые подходы, экспериментировать, не опасаясь неудачи, приводит к прорывам и поощряет восприятие неудач как опыта и точек роста.

Кроме того, в креативной корпоративной культуре делается фокус на сотрудничестве и обмене знаниями, чему способствует формирование упомянутых выше кросс-функциональных команд и организация открытых обсуждений и площадок для обмена идеями. Инвестиции в обучение — регулярные тренинги и воркшопы для стимулирования генерации идей — также способствуют креативности.

Ещё одним новшеством инновационной культуры становится оптимизация работы с помощью ИИ-ассистентов, что высвобождает ресурсы сотрудников для творчества и рефлексии, избавляя их от части рутины.

Гибкие условия работы

В связи с пандемией удалённая работа стала нормой для многих организаций, а цифровизация бизнеса значительно расширила возможности формирования гибкого графика. В последние годы наблюдается заметное увеличение спроса на гибкие условия труда среди соискателей — теперь они входят в список основных нематериальных поощрений, повышающих востребованность компании.

Гибкие условия работы расширяют возможности для найма и позволяют подключать иностранных специалистов, работников из других часовых поясов, повышают производительность и удовлетворённость сотрудников, упрощая совмещение работы и личной жизни.

Однако вместе с тем в новых условиях организациям приходится искать новые способы поддержания своей организационной культуры и вовлечения сотрудников. Одной из тенденций является использование виртуальных мероприятий по сплочению команды, помогающих сотрудникам чувствовать связь со своими коллегами, даже если они работают удалённо.

Акцент на благополучии, или Well-being Culture

Тренд на заботу о себе и здоровый образ жизни захватил и профессиональную сферу жизни человека, инициируя изменения в организационной культуре.

Выделение компанией средств на оздоровительные программы, ресурсы по охране психического здоровья и другие инициативы, направленные на поддержку физического, социального и эмоционального благополучия сотрудников, повышает их лояльность к организации и даёт компании конкурентное преимущество на рынке.

Work-life integration вместо work-life balance

Концепция work-life integration становится новой парадигмой, заменяющей традиционное понимание work-life balance. Этот сдвиг отражает кардинальное изменение в том, как современные профессионалы воспринимают отношения между работой и личной жизнью.

Строгие границы между рабочим и личным временем стираются, профессиональная сфера становится лайфстайлом, уникальным способом сочетать работу и жизнь.

Однако в связи с этим появляются и новые проблемы: размывание границ труда и отдыха может приводить к переработкам и выгоранию; иллюзия постоянной доступности сотрудника (ожидание, что он постоянно на связи) может вызывать хронический стресс; а асинхронная работа — снижать скорость принятия решений и осложнять коммуникацию.

Ценности и смыслы

Современное поколение переосмысливает не только соотношение рабочей и личной сферы, но и само значение их профессиональной деятельности. Все больше соискателей при выборе работы ориентируются на потребность в личностно значимом труде. Их девиз: «Если мы проводим на работе большую часть жизни, пусть эта она будет значимой и важной». Работа становится больше, чем способом заработка — это способ самореализоваться, неформальное общение, чувство причастности к сообществу единомышленников, воплощение собственных ценностей.

Мнение людей о компании формируется не только на основе качества её услуг и продуктов, но и на этических и социальных аспектах её деятельности. Согласно некоторым данным, 77% представителей поколения Z (рабочей силы будущего) хотят работать в организациях, которые способствуют позитивным изменениям. [10]

С ростом внимания к ценностям, транслирующимся организацией, становится особенно актуальной оценка соответствия личности и работы (person-job fit) или, вернее сказать, person-corporative-culture fit.

Резюмируем

Организационная культура является одним из ключевых факторов успеха организации, в значительной степени определяя, каких кандидатов она удерживает и привлекает. Она также представляет собой «мягкий» инструмент воздействия, способствующий развитию и поддержанию креативного, этического, проактивного поведения сотрудников.

Знание особенностей своей корпоративной культуры может помочь компании наметить основные точки роста для повышения конкурентоспособности и производительности, сформулировать свои основные ценности и миссию, а также оптимизировать кадровые ресурсы, подбирая новый персонал в соответствии с ключевыми ценностями и отвечая на потребности уже работающих сотрудников.

Источники

0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

Войти с помощью:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Продолжая, вы даёте согласие на обработку персональных данных
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?

В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

Перейти в каталог тестов