08.10.2009
Время чтения: 6 минут
Хобби. Туда и обратно
Власть денег, Наталья Науменко
28 августа, 2008
Комментарий редактора-корреспондента сайта www.ht.ru Анны Науменко:
Психология досуга изучена существенно хуже, чем психология труда. И хотя в последнее время вопросы гармонизации отношений между работой и личной жизнью (work-life balance) обсуждаются все чаще, научных исследований этого вопроса все еще очень немного. Если присмотреться, то можно заметить, что одно и то же занятие для одного человека может быть хобби, а для другого - работой. И профессиональная, и досуговая деятельность могут удовлетворять одни и те же мотивы - помощи другим, признания, общения, поддержания традиций, процессуального интереса и т.д.
В наших собственных исследованиях мы обнаружили, что те люди, которым удается все свои мотивы удовлетворить в профессии, обычно не имеют ярко выраженных хобби. А те, кому работа не может обеспечить удовлетворения всех потребностей, часть из них стараются возместить с помощью хобби.
Однако есть и другие научно обоснованные теории соотношения досуга и работы - например, ряд авторов считают:
дома - это две разные личности) или
парашютом, а каскадеры - собирают марки).
Эти конкурирующие теории в неявном виде читатель может проследить и в статье Натальи Науменко "Хобби. Туда и обратно". Мы же со своей стороны полагаем, что досуговые увлечения соискателей всегда диагностичны, однако диагностический смысл редко лежит на поверхности. И, кстати,
интерпретировать всегда надо связку "профессия-хобби", а не хооби как таковое. Одним словом, перед вами проективная методика - простая только на первый взгляд, а чтобы реально научиться пользоваться, надо много упражняться. Приятного чтения!
С уважением,
Редакция Ht.ru
Хобби. Туда и обратно
Привычка интересоваться, чем увлекаются в свободное время кандидаты на вакансии, появилась у Анатолия Строканя, руководителя НПП «Атис-плюс» (разработка, производство и поставка медицинского оборудования, штат — 70 чел.) несколько лет назад. После того, как из-за внезапного исчезновения референта-переводчика возникли проблемы при общении с иностранными партнерами. «Представители французской корпорации были проездом в Киеве всего несколько часов. За это время мы должны были обсудить возможность сотрудничества. Но референт, которая должна была участвовать в переговорах, не явилась на встречу. И хотя в течение часа ей нашли замену, этот инцидент не пошел на пользу имиджу компании. Контракт так и не был подписан», — посетовал г-н Строкань. А таинственное исчезновение юной леди объяснялось очень просто. Как оказалось, в тот день приехал с гастролями известный певец, в которого она была фанатично влюблена со школьной скамьи. «До этого случая, читая резюме, я практически не обращал внимания на строку «хобби». Теперь же очень внимательно и подробно расспрашиваю о том, как проводят свое свободное время соискатели. И если понимаю, что увлечение занимает слишком важное место в жизни человека, предпочитаю с ним не связываться», — рассказал г-н Строкань.
Однако, как показал мини-опрос, проведенный корреспондентом «ВД», большинство руководителей и менеджеров по персоналу не придают особого значения увлечениям потенциальных сотрудников. «Я использую вопросы о хобби человека, скорее для того, чтобы расположить его к себе, сделать обстановку собеседования менее напряженной и более доверительной. Хотя бывает, что в ходе таких обсуждений всплывают странные факты, как например то, что хобби является, по сути, второй работой», — поделилась Ольга Житягина, HR-консультант компании WST-Consulting (кадровый консалтинг, рекрутинг, штат — 9 чел.).
Впрочем, тенденция придавать слишком большое значение увлечениям или совершенно их игнорировать — это действительно две крайности. А истина, как обычно, находится где-то посередине.
Не корысти ради
Об увлечениях сотрудников, которые принесли немало проблем и неприятностей их работодателям, ходят легенды. «Один из сотрудников известной компании был настолько увлечен бодибилдингом, что стал активно участвовать в деятельности одной из спортивных федераций. Наградой ему служили скидки на посещение тренажерных залов, а также возможность постоянно вращаться в обществе единомышленников. В итоге порученное ему направление по продаже строительных материалов стало чахнуть прямо пропорционально наращиванию объема бицепсов своего руководителя», — поведала Ольга Житягина.
«Деление хобби на вредные и полезные — условно. Оно исходит из предпосылки, что полезные хобби — это хобби, которые не только не мешают, но и помогают успешному выполнению сотрудником своих непосредственных обязанностей в рамках занимаемой должности. Соответственно, вредные — те, которые «работают» лишь во благо сотруднику, крадут его КПД у компании, занимая его мысли и время. А подчас для реализации своего «вредного» хобби сотрудник привлекает ресурсы компании», — сообщил HR-консультант Виталий Матусевич.
Так, к примеру, один из ведущих специалистов IT-компании увлекался кино. Что само по себе не криминально. Если бы не тот факт, что этот сотрудник в рабочее время на «казенные» диски, которые выделялись для рабочих целей на весь отдел, записывал фильмы, скачивая видеофайлы из бездонных интернет-хранилищ. И, как он сам впоследствии признался, таким образом он «компенсировал» себе более низкий, чем заслуживал исходя из квалификации, уровень заработной платы.
Однако Константин Пашнев, заместитель директора ООО «Спайк-сервис» (продажа автозапчастей, штат — 19 чел.), напротив, уверен что «хобби отлично помогают завязывать полезные знакомства. Почти треть наших клиентов — это те, с кем мы ездили в экстремальные туры на Амазонку и в Танзанию, их друзья, родственники и знакомые».
Также Константин рассказал о знакомом предпринимателе, занимающемся продажами эксклюзивной мебели, который обязал менеджеров к посещению элитных фитнес-клубов, компенсируя значительную часть стоимости абонемента. При этом основной задачей менеджеров было не столько поддерживать хорошую физическую форму, сколько заводить полезные знакомства и заключать сделки.
«Но что для менеджера хорошо, то для бухгалтера плохо, — считает г-н Пашнев. — К примеру, менеджер, увлекающийся гольфом, чтобы материально обеспечить свое хобби, будет активнее искать клиентов, попытается повысить доход. А помощника кладовщика, который получает небольшой оклад и не может влиять на уровень своего дохода, желание «жить красиво» скорее подтолкнет к растратам и мелкому воровству, чем к чему-то конструктивному».
Ложные обобщения
Если попытаться обобщить, то окажется, что одни люди ищут в хобби то, чего им не хватает на работе (чаще всего риска, общения и творчества). А другие — выбирают то, что дополняет и развивает определенные навыки, востребованные в профессиональной деятельности. Радиолюбитель или меломан наверняка будет более успешен в своей работе, если он занимается сервисным обслуживанием радиотехники или продажами аудиоаппаратуры. И даже невинные шахматы развивают навыки стратегического мышления, а экстремальные виды спорта — способность быстро принимать решения.
Впрочем, по мнению Ольги Житягиной, чрезмерное увлечение «психологизированием» при оценке интересов кандидатов может скорее мешать, чем помогать в принятии правильного решения. «Очень часто я слышу от людей, ответственных за подбор кадров, что они предпочитают соискателей, увлекающихся командными видами спорта. Потому как они якобы более контактны, социабельны и настроены на сотрудничество. Но почему-то мало кто задумывается о том, что таким способом человек, даже неосознанно, может пытаться восполнить то, чего ему не хватает. Например, ему тяжело общаться, он с трудом выражает свои мысли, но, играя в футбол, чувствует себя уверенно в ситуации взаимодействия с другими людьми. Или увлечение рыбалкой может объясняться не «склонностью к созерцательности», а следствием тяжелой и скандальной обстановки дома. Но правомерно ли распространять эти выводы на всех претендентов? Ни в коем случае! Каждая ситуация уникальна и требует более детального изучения», — уверена г-жа Житягина.
Так, Виталий Матусевич советует как минимум выяснять, что представляет собой деятельность, которая является значимой для кандидата. Действительно ли это хобби, которое поглощает время, силы и мысли? Либо это обычное времяпрепровождение в стиле стандартного «чтения и музыки», которые теоретически одним фактом своего наличия должны сигнализировать о том, что человек активен, эффективен и продуктивен, и после работы у него остаются силы «на что-то еще»?
Но, увы, интересы сотрудников попадают в поле внимания руководителей в основном по факту последствий. «Хороший руководитель должен быть ориентирован на максимальное использование человеческих ресурсов, с учетом интересов последних. И если прекрасный инженер Иванов много лет увлекается фотографией, его можно привлечь к созданию корпоративного буклета. Иванову будет приятно что он представляет ценность не только как инженер, а для его талантов найдется применение в рамках компании», — считает Виталий Матусевич.
Разумеется, такой подход представляет собой отличный способ формирования лояльности сотрудника к компании, который не позволяет развиться синдрому «винтика в машине».
Слишком хобби
Можно провести грань между хобби и зависимостью. О формировании зависимости может сигнализировать наличие четырех и более указанных ниже признаков, наблюдаемых в течение месяца:
Те еще интересики…
Статья взята с сайта www.vd.net.ua.
0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!