07.10.2009 Время чтения: 3 минуты

Категориальная структура профессиональных предпочтений


Аннотация к дипломной работе, Екатерина Орел
29 апреля, 2003

 

Эта дипломная работа выполнена в 2003 году под руководством доктора психологических наук, профессора А.Г.Шмелева (факультет психологии МГУ, кафедра "Кафедра психологии труда и инженерной психологии", консультант: А. Г. Ларионов).
Дипломная работа была посвящена выявлению житейской категориальной системы представлений о мире профессий, в основе которой, по представлению авторов, лежат обобщенные представления о содержании и условиях деятельности профессионалов из определенных профессиональных групп. Хотя задача профориентационного консультирования (и шире просвещения) состоит в том, чтобы сформировать научную основу для выбора профессий, тем не менее практически реализуемый человеком выбор находится в зависимости от обыденных значений в большей степени, чем от научной системы понятий в создании профориентатора.
Основное понятие, используемое в работе - категория. Категории как наиболее общие формы значений (понятий), представляет собой свернутую в одно понятие целостную систему преставлений, знаний, выработанных человечеством, о некоторой содержательной области. (Петренко, 1997)
Основными целями работы были:
1. Разработать методику, позволяющую выявить категориальные структуры профессиональных предпочтений на разных группах испытуемых.
2. Провести обработку результатов методики, их содержательную интерпретацию, опираясь на имеющиеся в психологии теоретические и практические исследования по этой проблеме.
3. Выделить и описать структуры сознания, которые позволяют категоризовать мир профессий, если они будут выявлены в результате проведения разработанной методики.
Разработанная методика состояла из двух частей. В первой части испытуемым предлагалось 11 заданий, представлявшие собой группы по 6 профессий. Внутри каждой группы он должен был проранжировать профессии, в соответствии со своими предпочтениями (1 - наиболее привлекательная профессия, 6 - наименее привлекательная). Для каждого испытуемого профессии заново перемешивались, чтобы избежать эффекта последовательности. Во второй части задания испытуемый должен был проделать такую же процедуру, но уже с действиями, которые выполняет профессионал в профессиях, использованных в первой части. Исследование проводилось в Интернете, на сайте www.e-test.ru/prof/. Всего в исследовании приняло участие 1347 испытуемых разного возраста и профессий.
По результатам исследования был проведен факторный анализ для предпочтений профессий и действий, а также кластерный анализ по обоим группам. Для каждого фактора была получена содержательная интерпретация. Основные полученные факторы приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Категориальная структура предпочтений профессий:
Высокий полюс Низкий полюс
1 Бизнес-профессии Романтические профессии
2 Технические профессии Гуманитарные профессии
3 Профессии, ориентированные на индивидуальное общение Профессии, ориентированные на широкое социальное общение
4 Экстремальные профессии Безопасные профессии
5 Обслуживающие профессии Профессии, требующие высокого уровня образования
6 Регламентированные профессии Свободные профессии
7 Отвергаемые профессии Принимаемые профессии
Таблица 2. Категориальная структура содержания труда:
Высокий полюс Низкий полюс
1 Рутинные действия Творческие действия
2 Действия, направленные на общение с большой аудиторией Действия, направленные на анализ окружающих явлений
3 Действия, направленные на оказание помощи Действия, направленные на получение личной выгоды
4 Действия, связанные с риском для жизни Действия, исключающие риск для жизни
5 Действия с определенным процессом и результатом Действия без четкого способа выполнения и размытыми критериями результата
6 Действия по оказанию услуг Действия по принятию решения
7 "Женские" действия "Мужские" действия
Сопоставляя полученные факторные структуры, можно сделать вывод о том, что восприятие мира профессий у человека не сводится к знанию о содержании труда профессионала. Помимо содержания труда, очевидно, важным при выборе профессии является престиж профессии и социальный статус профессионала, а также образ профессионала, уже сложившийся в процессе взаимодействия с профессионалами, "внутренняя кухня" профессии (особенности взаимоотношений внутри профессиональной группы и с другими людьми).
С вопросами обращайтесь к автору по адресу orele@ht.ru.

 

0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

Войти с помощью:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?

В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

Перейти в каталог тестов