05.04.2012 Время чтения: 11 минут

Как оценить потенциал предпринимателя?

Содержание

Источник: журнал "Служба занятости", №4, 2012

Путь в малый бизнес открыт практически каждому, а существующие программы поддержки и содействия только добавляют возможностей. Однако реализовать задуманное и создать работающий бизнес получается не у всех. В чем секрет?

Феномен предпринимательства

Как оценить потенциал предпринимателя?Оценка психологического потенциала человека к той или иной работе — важная и насущная задача практической психологии сегодняшнего дня. Тем более, когда речь идет о таком сложном и неоднозначном виде деятельности как предпринимательство.

Для того чтобы понять, сможет ли человек проявить себя в этом деле (а, главное — проявить успешно), необходимо определиться с тем, что же такое предпринимательство и какие задачи оно ставит перед человеком. Далее необходимо выделить те ключевые психологические качества, которые позволяют решать эти задачи и добиваться настоящего предпринимательского успеха.

В 2011 г. мы провели масштабное исследование, посвященное выделению психологических факторов предпринимательского успеха и разработке инструмента, способного оценить потенциал к предпринимательству. В нашем исследовании приняло участие около 400 добровольцев, обладающих различным опытом ведения собственного бизнеса. В последствии мы апробировали полученный инструмент в практике работы служб занятости различных регионов России в рамках проведения программы содействию самозанятости на выборке из порядка 700 человек.

Но начнем с ответа на вопрос — что же такое предпринимательство и какие задачи оно ставит перед человеком?

Термин «предприниматель» (от фр. Antreprener — посредник) появился в Западной Европе в средние века и первоначально обозначал организаторов крупных музыкальных представлений и парадов, а также строительных и производственных проектов. В дальнейшем так называли лиц, которые заключали с государством контракт на выполнение определенных работ или поставку продукции и выступали посредниками между заказчиком и исполнителями. В самом начале предпринимательство самым тесным образом стало связано с получением прибыли.

Предпринимательство считается достаточно «молодым» экономическим феноменом, и, безусловно, связано с такими понятиями как рыночная экономика, частная собственность и равные возможности. Не случайно именно США в свое время стали «меккой» предпринимательства и именно образ успешного предпринимателя стал ассоциироваться с «американской мечтой».

Многие исследователи предпринимательства отмечают ключевую его особенность, заложенную в самом названии — готовность постоянно предпринимать что-то для того чтобы зарабатывать и стремиться к новому. Американский экономист Йозеф Шумпетер давал такое определение предпринимателю — это человек, пытающийся превратить новую идею или изобретение в успешную инновацию. Он понимал предпринимателя как ключевую фигуру развития экономики, основной задачей которого является нарушение равновесного состояния и перевод экономики на новый виток развития, разрешение ее многочисленных противоречий (между статикой и динамикой, традициями и нововведениями, спросом и предложением и т. д.). Ф. фон Хайек обращал внимание на жесткую конкурентную борьбу между предпринимателями и стремление к поиску новых возможностей получения прибыли. П. Друкер в концепции «предпринимательского общества» определял предпринимательство как инновационную активность, связанную с использованием имеющихся возможностей с максимальной выгодой.

Можно увидеть, что предпринимательство связано с двумя основными формами активности: получением прибыли и созданием инноваций. Причем одно становится не возможным без другого. Понятно, что определенная часть предпринимателей на деле не занимаются инновациями в полном смысле этого слова (в отличие от получения прибыли), но многие из них все равно непосредственно связаны с разработкой новых товаров, услуг и бизнес-схем (что тоже инновация).

Понятие предпринимательства имеет не только экономическое, но и психологическое содержание. Предпринять что-либо значит проявить активность до того, как будут четко определены будущие условия и возможности. Способность к регулярному и успешному осуществлению такого рода активности, предполагающей умение быстро принимать и реализовывать решения в условиях неопределенности и определяется как предприимчивость. Таким образом, предпринимательство можно назвать особым видом экономической деятельности, предполагающей наличие особых психологических качеств у человека, который им занимается.

Психология бизнесмена

Психология как наука не могла обойти стороной изучение такого интересного феномена. Более того, предприниматели как одна из наиболее активных социальных групп общества зачастую являлись предметом и объектом для исследования глобальных психологических механизмов (например, механизмов мотивации). Известная концепция психологического «Типа А» во многом построена на изучении предпринимателей (тип активных людей, постоянно направленных на достижение). Типология Майерс-Бриггс среди 16 типов даже содержит один тип, который носит название «предпринимателя». И многие другие примеры. Но что говорит нам классическая психология о качествах людей, занимающихся бизнесом?

Американский психолог Д. Макклеланд предположил выраженную взаимосвязь между мотивацией достижения и успехом в предпринимательстве. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем мотивации достижения вели себя как успешные, рациональные предприниматели. Они устанавливали для себя средний уровень трудности задач и стремились к достижению максимального успеха в их решении. Кроме того, для них были характерны: позитивное отношение к ситуации достижения; стремление к решению интересных, достаточно сложных, но реально выполнимых задач; уверенность в успешном решении задачи; высокая настойчивость в достижении поставленной цели и т.п. На основе полученных результатов Д. Макклеланд выдвинул гипотезу, что предприниматели, люди, достигшие успехов в бизнесе, имеют более высокую потребность в достижении успеха, чем профессионалы-не предприниматели. В дальнейшем это предположение было не раз подтверждено эмпирически.

В более поздних исследованиях мотивации (Д. Аткинсон, X. Хекхаузен) психологи стали различать мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. По данным многих исследований было получено, что успешные предприниматели отличаются преобладанием мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач.

Дж. Роттер предложил концепцию «локуса контроля» — различия между людьми в локализации факторов контроля над собственным поведением и значимыми для них событиями. Люди с преобладанием интернальности (внутренний локус контроля) отличаются более высокой активностью, независимостью и самостоятельностью, они более уверены в себе, имеют более высокую самооценку и проявляют более высокую ответственность за свое поведение. Результаты ряда эмпирических исследований (Р. Брокхаус, Д. Миллер и др.) показали, что для предпринимателей характерен внутренний локус контроля и повышенная интернальность. Также было показано, что менеджеры с более высокими оценками интернальности проявляют более высокую маркетинговую активность и более склонны к нововведениям в управлении производством.

Поскольку предпринимательская деятельность непосредственно связана с риском, то изучению отношения предпринимателей к риску также было посвящено значительное число психологических исследований. На основании ряда исследований (Р. Брокхауз) исследователи пришли к выводу, что более успешные предприниматели характеризуются предпочтением умеренного риска.

В отечественной психологии также особое внимание уделялось исследованиям психологии предпринимательства, но с акцентом на изучение межличностных и социальных аспектов предпринимательства (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков). К примеру, были выделены ключевые мотивы выбора предпринимательской деятельности: мотивы достижения самостоятельности и независимости своего бизнеса, возможности реализации своих способностей и материальной обеспеченности.

Таким образом, психологическая наука дает ряд существенных характеристик портрета успешного предпринимателя, нацеленного на достижения, опирающегося на себя и склонного к умеренному риску, стремящегося к самостоятельности и финансовой независимости. Человеку с данными характеристиками приходится решать задачи получения прибыли и реализации инноваций в условиях неопределенности.

Нашей задачей стало применение данных знаний и создание психологического инструмента, способного измерить характеристики, способствующие успеху в предпринимательском деле.

Разработка инструмента: тест «Предприниматель»

В нашем исследовании мы сделали попытку расширить перечень психологических критериев для определения факторов успешности ведения собственного дела. Помимо мотивации достижения и умения рисковать мы выделили перечень знаний, которыми должен обладать человек, занимающийся предпринимательством (прежде всего, необходимые юридические и экономические знания). Далее мы разработали вопросы на «деловую смекалку» — специальные кейсы-ситуации, способные оценивать так называемое «предпринимательское мышление» (умение принимать верные предпринимательские решения). Не обошли стороной и личностные характеристики, такие как уравновешенность, активность, амбициозность. И, наконец, оценивали личностную готовность человека заниматься предпринимательским делом (насколько человек трезво оценивает свои желания и возможности к созданию собственного бизнеса). В итоге была получена методика «Предприниматель», направленная на оценку потенциала к предпринимательству.

В исследовании и в методике мы стремились разработать задания, которые по возможности были бы приближены к практике предпринимательской деятельности и носили имитационный характер (рис. 1).

Как оценить потенциал предпринимателя?
Рисунок 1. Пример кейсового вопроса на «деловую смекалку».

Проведение исследования: можно ли измерить предпринимательский потенциал?

С помощью полученной методики мы провели исследование на выборке порядка 400 человек, имеющих разный опыт предпринимательской деятельности с различной степенью успешности (от неудачного до весьма положительного). В основном это были представители малого бизнеса в сфере торговли, услуг и производства (рис. 4–7).

Как оценить потенциал предпринимателя?
Рис. 2. Опыт предпринимательства.

Как оценить потенциал предпринимателя?
Рис. 3. Успешность предпринимательства.

Как оценить потенциал предпринимателя?
Рис. 4. Объем бизнеса.

Как оценить потенциал предпринимателя?
Рисунок 5. Сфера предпринимательства.

Все участники исследования проходили тестирование по методике «Предприниматель». По итогам накопленных данных мы анализировали, по каким показателям методики наблюдаются значимые различия и взаимосвязь с опытом и успешностью в предпринимательской деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Результаты исследования: показатели связи шкал методики и успешностью в предпринимательстве.

Блоки методики Названия шкал методики (показателей) Взаимосвязь с успешностью в предпринимательстве (значимость связи p<0,05)
Блок знаний и навыков Деловая смекалка Есть
Экономические знания Нет
Юридические знания Есть
Блок готовности к риску (игровой блок) Умение рисковать Есть
Гибкость Есть
Осторожность Есть
Блок личностных качеств Устойчивость Есть
Амбициозность Есть
Готовность Есть

По полученным данным можно сделать вывод, что связь между успешностью в предпринимательстве и показателями теста отсутствует только по шкале «экономических знаний». По всем другим шкалам можно утверждать, что чем больший результат человек набирает по шкале, тем более успешен его опыт осуществления предпринимательства. Если же рассматривать общий уровень прохождения теста (средний балл), то положительная связь между ним и успешностью в предпринимательстве достигает значения в 0,42 (коэффициент корреляции Спирмена, p<0,05). С точки зрения вероятности это означает, что человек, набравший высокий балл по тесту будет успешен в предпринимательстве с вероятностью примерно в 73% (и наоборот, набравший низкий балл может быть успешен лишь с 27% вероятностью). Также данные различий показателей по тесту и успешностью можно представить на графике (рис. 6)

Как оценить потенциал предпринимателя?
Рисунок 6. Успешность предпринимательства и средние показатели по методике.

В своем исследовании нам удалось доказать, что измерение психологических качеств для прогнозирования успешности человека в предпринимательской деятельности на практике — это реальность (вплоть до 73% точности). Естественно, такие измерения не дают стопроцентных гарантий, но способны выделить тех людей, кто действительно обладает необходимыми характеристиками и готовностью к такой деятельности, следовательно — большими шансами на успех. Тем же, кто по тесту получает низкие баллы, дается дополнительная возможность оценить все риски и сделать выбор — заняться саморазвитием и дополнительным обучением (особенно если речь идет о недостатке знаний и навыков) или трезво отказаться от этой идеи. Главный результат заключается в том, что психологические измерения способны помочь в определении потенциала человека к предпринимательству, выделить «субъективный» актив его будущей успешности.

Применение в практике работы службы занятости

Осенью 2011 г. мы провели масштабную апробацию методики «Предприниматель» совместно со службами занятости в рамках программы содействию предпринимательству и самозанятости (перечень участников апробации приводится в конце статьи). Всего в апробации приняло участие около 700 человек, граждан и соискателей в рамках программы (рис. 7–8).

Как оценить потенциал предпринимателя?
Рис. 7. Статус занятости участников.

Как оценить потенциал предпринимателя?
Рис. 8. Распределение по образованию.

Мы получили большое количество откликов от специалистов служб занятости по итогам апробации, содержащих как положительные отзывы, так и критические замечания. Для нас было важно проверить методику в практике работы по определению предпринимательского потенциала с учетом специфики категории граждан, принимающих участие в программах самозанятости (как правило, собирающихся открывать свое небольшое дело и не имеющих существенного опыта ведения бизнеса и соответствующего образования).

Большинство замечаний касалось трудностей в восприятии у граждан полученных результатов тестирования (за счет «сложности» психологического языка интерпретации), которые мы в последствии адаптировали с учетом этих замечаний. Отрадно, что большинство положительных откликов показали применимость и востребованность полученных результатов в практике работы по программе содействия. Помимо обратной связи от специалистов мы смогли убедиться и в стабильности психометрических показателей методики при применении на категории граждан, участвующих в программе содействия предпринимательству (табл. 2)

Таблица 2. Показатели надежности методики (Альфа-Кронбаха) на выборках разработки (общее) и апробации в службах занятости (ЦЗН). Показатели соответствуют.

Шкалы теста Количество вопросов Надежность-согласованность
Общее ЦЗН
Деловая смекалка 31 0,35 0,22
Экономические знания 12 0,52 0,56
Юридические знания 12 0,49 0,44
Умение рисковать 40 не измерялось 0,7
Гибкость 8 не измерялось 0,57
Осторожность 15 не измерялось 0,68
Устойчивость 14 0,59 0,58
Амбициозность 10 0,57 0,54
Готовность 12 0,77 0,82

Помимо основных результатов можно выделить ряд интересных закономерностей, полученных на статистике апробации. Выявились определенные зависимости психологического потенциала к предпринимательству от уровня образования, пола и возраста участников исследования. Так, большим потенциалом к предпринимательству обладают люди с более высоким уровнем образования (за счет более высоких знаний и умения грамотно рисковать), люди более молодого возраста (за счет умения рисковать и личностных качеств амбициозности, готовности к бизнесу), а также мужчины (за счет личностных качеств готовности, устойчивости и амбициозности). Это конечно не означает, что другие категории не способны к предпринимательству: просто на практике они получают в среднем меньшие результаты по диагностике необходимых качеств.

Апробация позволила нам рассчитать тестовые нормы специально для категории граждан, обращающихся в службы занятости, что позволило повысить репрезентативность результатов методики.

Интересно, что на программу содействия самозанятости, как оказалось, идут люди с чуть большим средним потенциалом к предпринимательству, по сравнению с обычной выборкой (в основном за счет личностных качеств). Но, при этом, соискатели программы зачастую обладают невысокими необходимыми знаниями для успешности в данной сфере (экономическими и что более важно, юридическими, т.е. не достаточно хорошо «подкованы» в этой сфере). Данные результаты можно учитывать при подготовке программ обучения соискателей.

По итогам работы нами был подготовлен окончательный вариант методики «Предприниматель», которая доказала свою эффективность в оценке предпринимательского потенциала и прошла адаптацию в рамках программ содействия самозанятости в службах занятости (рис. 9)

#IMAGE_9#
Рис. 9. Образец результатов методики «Предприниматель».

Лаборатория «Гуманитарные Технологии» выражает признательность и благодарность принявшим участие в апробации методики «Предприниматель» службам занятости:

  • Астраханской области (ОКГКУ ЦЗН Камызякского района),
  • Волгоградской области (ГКУ ВО ЦЗН Среднеахтубинского района),
  • Воронежской области (ОГУ ЦЗН «Молодежный»),
  • Камчатского края (КГКУ ЦЗН Елизовского района, КГКУ ЦЗН г.Вилючинск),
  • Кемеровской области (ГУ ЦЗН г. Междуреченска, ГУ ЦЗН г. Прокопьевска),
  • Кировской области (Кирово-Чепецкий учебный центр ),
  • Красноярского края (ЦЗН г.г. Ачинска, Канска и Лесосибирска),
  • Московской области (ГКУ МО: Балашихинский ЦЗН, Павлово-Посадский ЦЗН, Подольский ЦЗН, Орехово-Зуевский ЦЗН, Лотошинский ЦЗН, Красногорский ЦЗН, Ленинский ЦЗН),
  • Ростовской области (ГКУ РО «ЦЗН г. Шахты»),
  • Свердловской области (ГКУ СЗН «Первоуральский центр занятости»),
  • Удмуртской Республики (5 районных отделов СЗ г. Ижевска; ЦЗН Алнашского, Балезинского, Вавожского, Дебесского, Завьяловского, Каракулинского, Кезского, Кизнерского, Киясовского, Красногорского, Селтинского, Увинского и Шарканского районов, ЦЗН г.г. Глазова, Можги, Сарапула),
  • Г. Ульяновска (Заволжский РО ЦЗН),
  • Ямало-Ненецкого АО (ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Hадым).

    Особую признательность за развернутые пожелания и замечания выражаем Бойковой Е.В. (Подольский ЦЗН), Антропову А.А. и Кузнецовой Е.Н. (ЦЗН г. Сарапула), Скрябиной Н.Н. (ЦЗН г. Междуреченска), Загородней И.А. (Павлово-Посадский ЦЗН), Шумиловой Ю.В. (Кирово-Чепецкий учебный центр), Пичугиной Т.А. (ЦЗН Камызякского р-на), Бабинцевой Н.С. (ЦЗН Дебесского р-на) и другим специалистам-профориентаторам,а также IT-специалистам служб занятости.

0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

Войти с помощью:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?

В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

Перейти в каталог тестов