21.09.2011 Время чтения: 5 минут

Как оценить клиентоориентированность кандидата

Виктория Донецкая, Олег Жуков, BuildTeam.ru, 14 сентября 2011г.


Комментарий редакции HT.ru:

В приводимой ниже статье можно найти множество приемов и способов для диагностики клиентоориентированности. Среди этих методов есть, на наш взгляд, более и менее интересные и остроумные, но их объединяет две особенности, которые представляются нам недостатками.

Во-первых, всякий раз оценка делается как бы на глазок: оценить таким образом клиентоориентированность человека (есть она или ее нет), в принципе можно, а вот сравнить между собой, скажем, десяток кандидатов будет проблематично. Никакая, даже самая тренированная память не сумеет построить обоснованный рейтинг ответов. Во-вторых, каждый из приведенных приемов – это способ оценить только какое-то отдельное проявление клиентоориентированности. Т.е. строго говоря, измеряется наличие одного поведенческого индикатора, а не всей компетенции.

В нашей практике мы нередко сталкиваемся с запросами на диагностику клиентоориентированности и можем предложить как минимум три решения для ее измерения.

  1. Методика комплексной диагностики «Бизнес-Профиль» в своем бизнес-отчете содержит шкалу «Поддержка», прогнозирующую успешность респондента в деятельности, связанной необходимостью постоянно ориентироваться на клиента. Балл по данной шкале рассчитывается на основе результатов по первичным шкалам, измеряющим мотивационно-личностные и интеллектуальные особенности респондента. Показано, что балл по данной шкале обладает высокой прогностической способностью для клиентоориентированности.
  2. Если вы используете какую-то другую батарею методик, Клиентоориентированность может быть измерена с помощью системы «КОНКОМ (Конструктор компетенций) – приложения тестовой оболочки Maintest4, которое позволяет создавать отчеты в виде индивидуального профиля компетенций на основании результатов тестов для принятия оперативных управленческих решений. Клиентоориентированность включена в КОНКОМ как одна из одиннадцати базовых компетенций.
  3. Отдельно скажем о ситуации, когда нужно оценить менеджера по продажам. Здесь уместнее всего использовать тест «CaseSales», содержащий шкалу «Клиентоориентированность».

Все перечисленные варианты лишены вышеназванных недостатков: оцениваются именно диспозиции, а не ситуативные проявления, а также существует возможность получить точную количественную оценку, составить рейтинг.

Редакция HT.ru

Выявление такого качества, как клиентоориентированность — непростая задача. В резюме его не отразишь, да и на веру слова кандидата о том, что он готов всё сделать для заказчика, принять трудно. Приходится HR’ам проявлять чудеса профессионализма и изобретать кейсы, тесты и задачки для определения природной склонности претендента к работе с людьми.

Существует много сфер деятельности, в которых высокий уровень обслуживания клиентов — один из самых важных факторов для развития бизнеса и повышения его конкурентоспособности:

  • сервисные центры (от автосервиса до call-центра)
  • банковский сектор
  • страховой бизнес
  • транспортная система (авиаперевозчики, железнодорожные компании)
  • консалтинг
  • гостиничный и ресторанный бизнес
  • ритейл (компании розничной торговли, оптовые продажи).

    Все эти компании остро нуждаются в сотрудниках, которые смогут на должном уровне общаться с клиентами, оказывать им всестороннюю поддержку и выстраивать индивидуальные отношения с каждым из них.

    Для начала определимся с терминами — что такое клиентоориентированность? Достаточно ли быть просто вежливым и корректным, и стоит ли ради удовлетворения заказчика доводить фирму до банкротства? В каждой компании существуют свои стандарты работы с клиентами, и менеджеры по персоналу стремятся обнаружить в соискателях подходящие их компании качества и навыки.

    Валерия, HR торговой компании:

    - Наши сотрудники должны быть способны ответить клиенту на любой вопрос: об ассортиментном ряде, качестве товаров, их характеристиках, помочь выбрать наиболее подходящий вариант — и всё это вежливо и с улыбкой. Стрессоустойчивость, умение неоднократно отвечать на одни и те же вопросы — это вообще очень важный навык. Его наличие я проверяю так: в конце собеседования начинаю задавать соискателю те же вопросы, что и в начале — вроде как уточняю, долго формулирую вопросы, подбираю слова. Такая манера поведения провоцирует соискателя на то, чтобы взять инициативу в свои руки, а методы, которые он сочтёт наилучшими для решения этой задачи, будут свидетельствовать о его деловых качествах. Хорошо, если он будет помогать мне и подсказывать, плохо — если не воспользуется ситуацией и будет ждать, когда я соображу, что мне надо, глядя на меня, как на полоумную.

    Ольга, начальник HR-департамента сети магазинов:

    — Для проверки кандидата мы применяем простые ситуативные вопросы: как вы поступите в этой ситуации, какие действия предпримите в другой, как оцените третью, что сделать, чтобы не допустить четвёртую... Соискатель рассказывает, а мы слушаем и делаем выводы. Если тема раскрыта недостаточно — можно поставить дополнительные условия или задать наводящие вопросы. Метод действенный и при этом простой.

    Ирина, HR сети ресторанов:

    — Клиентоориентированность нельзя оценить отдельно от других навыков, мы проводим комплексную оценку — у нас есть специальные тесты, в которых содержатся задания на действия кандидата в нестандартных ситуациях. Например, вопрос для официанта: «Вы подходите к столу, представляетесь и спрашиваете — готовы ли вы сделать заказ или что-нибудь подсказать? Они отвечают вызывающе: «У нас есть глаза, сами разберёмся и когда надо вас позовём». Ваши действия?». Или: «Недовольный обслуживанием гость пытается устроить скандал: начинает разговор на повышенных тонах, не слушает аргументов, перебивает. Что вы предпримите в этом случае? А если он нетрезв?».
    Вопросов много, часть из них пересекаются, поэтому правдивость информации и личное отношение сотрудника к работе можно оценить довольно точно.

    Алексей, менеджер по персоналу IT-компании:

    — Клиентоориентированность в области IT носит весьма своеобразный характер — дело в том, что заказчик и исполнитель говорят о проекте с совершенно разных позиций: клиента интересует скорость, внешний вид и функционал, а разработчику важнее целостность архитектуры, надёжность и безотказность. Хорошим менеджером проекта будет тот, кто сможет услышать и понять доводы клиента, донести до него свои соображения и найти некий компромисс. Я обычно даю кандидатам такое задание: предлагаю описание условного проекта с определёнными характеристиками и прошу рассказать мне о нём, как заказчику: объяснить порядок внедрения, свойства, плюсы, при этом задаю глупые вопросы, придираюсь к мелочам, в общем — делаю всё то, что и клиенты. Обычно 15 минут хватает, чтобы понять, подходит нам кандидат или нет.

    Татьяна, независимый HR-консультант:

    — Мне часто приходится подбирать менеджеров по продажам, а для них клиентоориентированность — одно из ключевых качеств. Я обычно провоцирую, говорю что-то в духе «какая сложная у вас работа — такие порой клиенты ужасные попадаются, ну просто самодуры, а есть ещё скандалисты, которые только и ищут повода с кем-то поругаться»... А далее смотрю, как соискатель себя поведёт. Кто-то реагирует спокойно, мол, в любой работе случаются непростые ситуации и главное выйти из них с минимальными потерями для всех сторон (прошу привести пример). А некоторые начинают активно поддакивать и поливать клиентов грязью. Иногда могу спросить на прямую: «За что на вас клиенты жаловались?» — ответ кандидата может дать много пищи для размышлений.
    Понятно, если «продажник» ненавидит клиентов как класс, то ни о какой клиентоориентированности говорить не приходится. Есть, конечно, соискатели, которые на такой «крючок» не ловятся, но их немного. В любом случае я всегда собираю рекомендации — бывает, что-то «всплывает» в ходе этой проверки.

    Марина, коммерческий директор IT-проекта:

    — Я сама занимаюсь подбором сотрудников в клиентский отдел, и чаще всего на собеседовании ставлю перед кандидатом следующую задачу: позвонил клиент, хочет купить продукт или услугу, вы в ходе разговора понимаете, что для его целей больше подойдёт другой продукт/услуга, но она дешевле. Как вы поступите? Продадите клиенту услугу подороже или сделаете рекомендацию клиенту, посоветовав ему более подходящий для его текущих задач пакет? Для меня важно, чтобы менеджер по продажам понимал: лучше получить лояльного клиента с прицелом на долгосрочное сотрудничество, чем срубить быстро денег и получить недовольного клиента с риском потерять его совсем.

    Как видно, HR’ы не верят написанному в резюме, ведь клиентоориентированность проверяется не на словах, а на деле. А вот если в ситуации, искусственно смоделированной рекрутером, соискатель проявляет данное качество — значит, оно ему присуще. Впрочем, если кандидат не продемонстрировал требуемых навыков, это не значит, что он безнадёжен: реальная работа отличается от интервью, к тому же стоит учитывать стресс, который испытывает кандидат на собеседовании.

  • 0 комментариев
    Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

    Войти с помощью:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Комментариев пока нет, будьте первым
    Хотите подобрать тест для оценки?

    В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.

    Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!

    Перейти в каталог тестов