Как оценить интеллект сотрудников и зачем это нужно
Содержание
Мы поговорили с Марией Гольцовой, специалистом отдела исследований и разработок HT Lab. Мария рассказала, зачем и как оценивать интеллектуальные способности на рабочем месте, какие способности бывают, и как оценка интеллекта помогает HR-специалистам принимать обоснованные кадровые решения.
Зачем оценивать интеллект
Интеллект часто понимается как некая метафора ума, и человек с высоким интеллектом — определённо умный. В целом, это верно, хотя более строгое (и тем не менее, упрощённое для понимания) определение интеллекта таково: это способность учиться, а также понимать и успешно решать задачи, стоящие перед субъектом деятельности.
Первая причина, почему стоит оценивать интеллект на рабочем месте, исходит из определения. Интеллект — это основа обучаемости, метапознания, основа критического и стратегического мышления и многих других компетенций. Всё это делает интеллект инструментом развития и поддержания профессионализма, что особенно важно в контексте идеи непрерывного образования.
Стоит также отметить, что показатели интеллекта обладают высокой предсказательной способностью результатов, связанных с работой и карьерой. В самом цитируемом метааналитическом исследовании предикторов успешности Шмидта и Хантера 1998 года общий интеллект (GMA) предсказывал успешность в работе с точностью r=0,51, а это больше, чем у тестов профессиональных знаний. И чем сложнее работа, тем лучше интеллект предсказывает успешность в ней. А сочетание теста способностей и личностного теста ещё больше повышает предсказательную способность результатов.
Сравнение валидности. Критериальная валидность разных методов оценки по результатам метаанализов
К 2020 году проведены сотни независимых исследований и несколько метаанализов, в которых была проверена прогностическая валидность тестов интеллекта относительно производительности труда и карьерного успеха. Например, метаанализ 20 тысяч исследований с 5 миллионами участников сообщает о сильной связи r = 0,50 между интеллектом и успешностью работы, что подтверждает выводы Хантера и Шмидта спустя 12 лет. Более того, показатели интеллекта также прогнозируют ошибки и другое непродуктивное поведение на работе, которое чаще встречается у людей с более низким уровнем интеллекта.
Оценка карьерного потенциала без интеллекта будет неполной. Кроме того, использование качественных психометрических тестов приближает к созданию HR-службы, которая принимает кадровые решения, основанные на надёжных и валидных данных.
Виды интеллектуальных способностей
Традиционно способности делятся на логико-математические, вербальные, и визуально-пространственные. Также иногда выделяют технические, кинестетико-моторные и музыкальные способности. Классификация способностей может включать в себя более 60 видов, но не все они необходимы в работе. Например, линейка тестов интеллекта HT Lab представлена на схеме:
Вербальные способности — это способности к использованию языка, способность извлекать пользу из языкового опыта и таким образом решать задачи. Это и восприимчивость к устной и письменной речи, и обширный словарный запас, и понимание синтаксиса, и способность пользоваться символическим языком.
Вербальные способности требуются в работе с документами, для чтения профессиональной и специальной литературы, в работе с людьми, там, где нужно активное слушание, продажи, разговорные навыки; в публичных выступлениях, а также в написании текстов, отчётов, инструкций, регламентов и памяток. Идеальным примером человека с высокими вербальными способностями является писатель или лингвист. Вот ещё примеры профессий, в которых требуются высокие вербальные способности: юрист, журналист, менеджер по продажам, технический писатель, диктор, преподаватель, психолог, сотрудник HR-службы.
В линейке тестов HT Lab к вербальным относятся шкалы «Понимание текстов» и «Понимание инструкций», а «Вербальная логика» находится на стыке вербальных и логических способностей.
Логический и математический интеллект часто объединяют. Мы же выделили отдельно шкалу «Невербальная логика» как важный показатель флюидного интеллекта, то есть обучаемости. Человек с высоким баллом по Невербальной логике способен быстрее и легче других осваивать новые навыки, компетенции или новую профессию. Такой человек легко устанавливает причинно-следственные связи, понимает основные понятия логики, например, части и целого или отношения принадлежности и включения, справляется с задачами на сравнение, обобщение и абстрагирование.
Невербальная логика — универсальная способность. Она необходима во всех сферах интеллектуальной деятельности, особенно в инновационной сфере, в разработке новых товаров и услуг, освоении новых методов работы и при создании алгоритмов.
Математический интеллект — это способность решать задачи и принимать решения на основе числовой информации. Он включает в себя понимание языка математических символов, вычисления и прочие арифметические операции, способность «прикидывать» в уме, понимание основных понятий и отношений.
Математические способности измеряются шкалой «Числовой IQ». Они необходимы не только для специалистов в областях STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics), но и в качестве универсальной способности во многих других сферах. Высокий Числовой IQ понадобится при составлении бюджета; в организации проектов; при принятии решений, основанных на данных; для правильной интерпретации количественной обратной связи, относящейся к процессам и продуктам.
Идеальной репрезентацией человека с высокими математическими способностями является учёный-математик или аналитик. Примеры профессий, где также востребованы математические способности: аудитор, бухгалтер, инженер, учёный, статистик, программист, финансовый директор, брокер.
Внимание — это способность активно обрабатывать конкретную информацию из окружающей среды, фильтруя при этом другие несущественные детали. Внимание в линейке тестов HT Lab представлено отдельной шкалой.
В работе внимание — это безошибочность, быстрота и точность при работе с информацией. Эта способность важна для ведения баз данных, при заполнении документов, в подготовке и проверке смет и другой отчётности. В целом, хорошая концентрация и внимательность важны в любой сфере деятельности, но особенно там, где цена ошибки высока: у диспетчеров, пилотов, машинистов, операторов производственных линий.
Эрудиция — это широкая междисциплинарная осведомлённость в разных сферах жизни. Эта шкала отражает не только степень «включённости» в контекст современной культуры и науки, но и склонность получать знания и способность задействовать знания из разных областей в своей работе. Эрудиция важна в разработке товаров и услуг, управлении, преподавании, консультировании.
При выборе шкал для оценки интеллекта сотрудников нужно определить, какими основными видами деятельности занимается профессионал в своей работе, какие задачи решает и с какими трудностями сталкивается. Задачи сотрудника определяют требования к нему и выбор шкал оценки его способностей. Здесь поможет анализ должности (job analysis) и выявление профессионально важных качеств в профессиографии, а также база данных O*Net, содержащая сотни стандартизированных описаний профилей профессий.
Литература:
- ↩ Меморандум непрерывного образования ЕС/ A Memorandum on Lifelong Learning, Brussels, 30.10.2000; Образование для сложного общества. Доклад Global Education Futures, 2018
- ↩ Метаанализ – это исследование, которое статистически обобщает все предыдущие исследования по заданной теме. Итог метаанализа — количественная оценка обобщенных результатов и проверка научных гипотез.
- ↩ Schmidt, F.L.; Hunter, J.E. The Validity and Utility of Selection Methods in Personnel Psychology: Practical and Theoretical Implications of 85 Years of Research Findings. Psychol. Bull. 1998, 124, 262–274.
- ↩ В поведенческих науках сила связи каких-либо факторов измеряется математически с помощью коэффициента корреляции — r. Его значения колеблются от -1.0 до +1.0, и когда речь идёт о психологических тестах, значения коэффициента >0.35 считаются высокими, они свидетельствуют о сильной связи показателей.
- ↩ Leutner F, Chamorro-Premuzic T. Stronger Together: Personality, Intelligence and the Assessment of Career Potential. Journal of Intelligence. 2018; 6(4):49. https://doi.org/10.3390/jintelligence6040049.
- ↩ Kuncel, N.R.; Ones, D.S.; Sackett, P.R. Individual differences as predictors of work, educational, and broad life outcomes. Personal. Individ. Differ. 2010, 49, 331–336.
- ↩ Gonzalez-Mulé, E.; Mount, M.; Oh, I. A Meta-Analysis of the Relationship between General Mental Ability and Non-Task Performance. J. Appl. Psychol. 2014, 99, 1222–1243.
- ↩ Иванова, Е. М. Психологическая системная профессиография / Е. М. Иванова. - Москва : ПЕР СЭ, 2003. - 208 с. - ISBN 5-9292-0109-9.
Похожие статьи
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!