К оценке качества работников компании решили привлекать медиков
Содержание
Делла Брэдшоу, "Ведомости".
Раньше компании выжимали из работников их знания и навыки, а теперь их интересуют даже физиологические резервы сотрудников, лишь бы те служили на благо бизнеса | |
Если научить топ-менеджеров распознавать и контролировать свои эмоции на занятиях в классе, то потом они будут более эффективно справляться с собой в кризисных ситуациях в реальной жизни, полагает Меган Рейтц, директор программы по лидерству в Ашридже. Одна из целей мониторинга сердцебиения — создание так называемой нервно-мышечной памяти, объясняет она. «Когда вы должны сделать что-то ответственное в реальной жизни, ваше сердце автоматически “вспомнит” нужный ритм, и вы не будете чрезмерно волноваться», — добавляет Рейтц. | |
Эта публикация основана на статье «Бизнес-диагноз на МРТ» из газеты «Ведомости» от 22.07.2014,№131 (3635).
|
Роб Пирс записался на трехдневную программу по лидерству в бизнес-школе Ашриджа, потому что его в этом курсе кое-что сильно заинтересовало. «Я узнал, что мы будем изучать медицинский мониторинг сердцебиения», — рассказывает топ-менеджер Newey and Eyre, британской компании по торговле электрооборудованием.
В Ашридже Пирсу предложили поучаствовать в обучающих играх, содержащих кризисные ситуации. При этом он 48 часов подряд не снимал датчиков мониторинга сердцебиения. Одновременно с показателями работы сердца на видео записывались все его действия и реакции. Это делалось для того, чтобы выяснить, что именно вызывает у него стресс.
Сердце, не бейся
Небольшое увеличение сердцебиения помогает работе, говорит Ли Уоллер, исследователь из Ашриджа. Но слишком сильное сердцебиение, наоборот, работе мешает. «Если вы заставите людей чрезмерно напрягаться, они усмотрят в этом угрозу своему здоровью», — поясняет ученый.
Курс в Ашридже — одна из многочисленных обучающих программ, где с помощью медицинского оборудования пытаются решить проблемы бизнеса. Измерение сердцебиения, сканирование глаз и даже мозга — все это используется, чтобы помочь топ-менеджерам выявить, что в рабочем процессе вызывает у них стресс и как этим стрессом управлять. Технологии также призваны научить управленцев больше заботиться об этике ведения бизнеса и по возможности чаще находить инновационные решения.
В Ашридже программа мониторинга сердцебиения была создана на основе исследований поведения топ-менеджеров в условиях стресса. Ученые выяснили, что большой стресс у руководителей вызывают, например, публичное выступление без предварительной подготовки и трудный разговор с подчиненным.
Зависит от части света
Интересные исследования на эту тему провел также Кэмерон Ньютон, профессор бизнес-школы Университета Центрального Квинсленда в австралийском Брисбене. С помощью мониторинга сердцебиения он выяснил, что причины стресса бывают разные в зависимости от части света, где живет человек. «В Европе, например, люди испытывают большой стресс из-за длинной дороги на работу и обратно домой», — говорит он.
Возможно, самая экстравагантная и в то же время спорная технология, перекочевавшая из больниц в бизнес-школы, — это магнитно-резонансная томография (МРТ), которая использует магнитные поля и радиоволны, чтобы отобразить активность мозга.
Ярый приверженец МРТ Маурицио Дзолло, профессор итальянского Университета Боккони, использует сканеры мозга для того, чтобы выяснить, почему одни менеджеры мыслят более креативно и инновационно, чем другие. «Из неврологии мы знаем, что есть древний участок мозга, который отвечает сразу за две операции и переключается с одной на другую, а потом обратно. Это исследование предмета, что помогает создавать новые продукты, и разработка идей, что помогает продукт совершенствовать.
Технологии по сканированию мозга несколько лет уже применяются и в американских бизнес-школах. Например, в школе бизнеса Университета Эмори профессора использовали МРТ в группах студентов курса EMBA для выяснения процесса принятия решений, связанных с этическим выбором.
Технологии важны, потому что это еще один инструмент развития определенных бизнес-навыков, говорит Рик Гилки, который совмещает работу в медицинском вузе с преподаванием в бизнес-школе. Изначально он профессор психиатрии. «На программе MBA мы используем в основном инструменты и техники обучения, которые развивают логику. Но понимать эмоции — тоже крайне важно», — объясняет он.
Профессор финансов Эндрю Ло из Слоунской школы менеджмента Массачусетского технологического института уже давно изучает роль эмоций в торгах на фондовой бирже. Он собрал и проанализировал данные о том, какие чувства испытывают трейдеры Бостонской фондовой биржи. «Мы выяснили, что самые искусные трейдеры умеют управлять своими эмоциями и используют их на благо дела. Но стало также ясно, что в условиях сильного стресса трейдеру лучше не принимать решений о покупке или продаже», — рассказывает Ло.
Повлиять на способности
Однако не все ученые согласны с использованием медицинских технологий в бизнес-школах. Так, Геральд Ходкинсон, профессор стратегического менеджмента бизнес-школы Уорикского университета, считает, что сканирование мозга ведет к упрощенному пониманию человеческого поведения и в конечном счете может стать причиной ошибки. Ученый считает, что эффективность работы в офисе связана не только с особенностями функционирования человеческого мозга. В изучении офисной жизни должны участвовать также социологи, антропологи и психологи.
В этом свете неудивительным выглядит то, что в бизнес проникают и технологии, помогающие в изучении когнитивной психологии. Питер Брайант, профессор бизнес-школы IE, использует их для того, чтобы вникнуть в мыслительные процессы в головах предпринимателей. Правда, его технологии крайне просты. Брайант прибегает к так называемому тесту Струпа. Участникам эксперимента показывают карточки с противоречивой информацией — например, слово «красный» может быть написано на карточке синим цветом.
По словам ученого, разница в ответах предпринимателей и топ-менеджеров очевидна. «В первые микросекунды предприниматели быстрее обрабатывают информацию. Они сразу угадывают заложенное в информации противоречие и бросают всю энергию на решение проблемы», — рассказывает он.
Вопрос в том, можно ли развить в топ-менеджерах предпринимательскую жилку. Профессор Дзолло как раз намерен этим заняться. «Мы хотим понять, что может изменить когнитивные способности человека», — заключает он.