Исследования персонала: что, как и зачем исследуют?
Редакция Trainings.ru, 4 мая 2010г.
22 апреля 2010 года на выставке «Персонал-Москва» прошла открытая панельная дискуссия «Исследования персонала». Большое внимание к этой теме (более 70 человек собрались послушать мнение уважаемых экспертов) подтверждает ее актуальность.
Модератор дискуссии Юлия Ужакина, управляющий партнер компании «Амплуа», пригласила в качестве экспертов Анну Ефремову, директора по персоналу «Альфастрахование», Юлию Ларионову, директора по персоналу ТЕВА, Полину Рычалову, экс-менеджера по персоналу компании РОЛЬФ, Наташу Гришакову, управляющего партнера Amplua Insights.
Все они были единодушны, что изучать мнение персонала по какому-либо вопросу стоит лишь в случае, когда компания (руководители) готовы проводить изменения по результатам исследования. Это касается абсолютно всех видов исследований, от сбора мнений сотрудников о руководстве компании до изучения факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала. «Если после исследования не произойдет никаких изменений, оно только навредит компании», — утверждают эксперты.
Результаты опроса, который был проведен среди участников дискуссии, только подтвердил важность фактора готовности руководителей к проведению исследований.
Участникам был задан вопрос: «Планируете ли вы проводить исследования персонала в 2010 году? Если нет — почему, если да — что именно планируете изучать?»
Ответы распределились следующим образом:
Да — 47%
Нет — 53%, причем респонденты указали единственную причину не проведения исследований — «руководство не готово».
По данным центра исследований и аналитики Amplua Insights, в 2009 году самыми популярными предметами исследований были:
— Производительность персонала
— Качество работы
— Уровень клиенториентированности персонала
По прогнозам центра исследований и аналитики Amplua Insights в 2010 году популярными предметами исследований станут вовлеченность и удовлетворенность персонала, корпоративная культура и внутренний сервис. Компании постепенно выходят из кризиса и хотят понять, с чем они подошли к этому моменту, на какие аспекты работы организации они должны обратить пристальное внимание и направить усилия. Прогнозы абсолютно подтвердились результатами опроса участников дискуссии.
Из 47% респондентов опроса, отметивших, что они планируют провести внутренние исследования, более двух третей (77%) будут изучать вовлеченность, удовлетворенность и/или лояльность персонала. В том числе различные составляющие, например, «удовлетворенность персонала результатами своей работы», «удовлетворенность обучением и развитием», «удовлетворенность социальным пакетом».
На втором месте (20% из ответивших ДА) — исследования отношения к работе поддерживающих служб компании и оценка сотрудниками внутреннего сервиса. По сути, это сбор обратной связи HR отделу, центру обучения, юридическим службам или бухгалтерии.
На третьем (15% из ответивших ДА) — исследование корпоративной культуры и климата.
Среди других объектов исследований респонденты отметили:
-
Мотивация персонала
-
Проблемы в адаптации новичков
-
Отношение к руководству компании
-
Потребность в обучении, кого и чему обучать
-
Нематериальная мотивация
-
Выявление ресурсов для создания кадрового резерва
-
Эффективность персонала
-
Организацию работы компании в целом
Эксперты дискуссии считают, что помимо готовности руководства к работе над результатами исследования, к факторам успеха можно отнести коммуникационную кампанию и вовлечение самих сотрудников к работе над итогами опросов. Наташа Гришакова отметила, что процент принявших участие в исследовании — важный показатель не только его успешности, но и вовлеченности персонала. По опыту проектов Наташи, если количество ответивших ниже 60% от целевой аудитории (весь персонал или определенная категория), это не позволит делать точные выводы по результатам опроса. В данном случае причиной может быть как низкая вовлеченность людей в работу компании, так и плохая коммуникационная кампания.
Юлия Ларионова поделилась опытом недавнего масштабного исследования персонала, проведенного совместно с Amplua Insights. Были исследованы факторы, влияющие на мотивацию и вовлеченность персонала. Юлия отметила, что сам факт проведения исследования дает сотрудникам понимание, что компании важно их мнение, она заботится об их благополучии. «Важность исследования сложно переоценить, учитывая, что мы прошли процесс слияния с другой фармкомпанией», — отметила Юлия.
Полина Рычалова обратила внимание, что нужно тщательно анализировать не только готовность руководителям к изменениям после исследования, но и готовность персонала к участию. «Компания может переживать турбулетные времена, когда проводить опрос просто неуместно», — считает Полина.
Отдельное внимание эксперты обратили на сроки проведения исследования или опроса. «Оно не должно проходить быстрей-быстрей, но и долгим быть не должно. Кроме того, его результаты и решения руководства должны быть донесены до сотрудников не позже 3х месяцев по завершении исследования», — считает Анна Ефремова.
Ключевым фактором успеха является и методологическая основа исследования, в частности, грамотно сформулированные вопросы анкеты и анализ данных. Экспертам из зала поступила записка с ремаркой одного из слушателей дискуссии — Геннадия Реймара, автора книги «Комплексная оценка персонала»: «Отмечаю низкую аналитическую грамотность большинства психологов-эйчаров». Эксперты поддержали коллегу, отметив необходимость проведения пилотных опросов перед запуском масштабных исследований, а также использования инструментов исследования, хорошо зарекомендовавших себя на рынке.
{jcomments on}
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!