HR-университеты. Мы на пороге эпохи, когда HR-специалисты смогут создавать виртуальные учебные центры и электронные курсы.
Кадровый ДОЗОР, 8 октября 2010г.
Дистанционное образование, или e-Learning, обречено на успешное развитие. Причин тому несколько. Это стремление части людей к индивидуализированному обучению в режиме «когда хочу», а не «как по расписанию». И отсутствие «лишних» часов на дорогу. И еще много различных «и», список которых можно начать с «и банальной экономии».
Как становится ясно на практике, путь к знаниям по дистанционной «траектории» дешевле привычных очных лекций-курсов-семинаров, будь то иностранный язык, мастер-классы по искусству продаж или что-то еще. «В последние несколько лет спрос на дистанционные курсы достаточно стабилен, и даже кризис особенно не повлиял на него. Даже наоборот - количество компаний, интересующихся дистанционным обучением, увеличилось, - констатирует Павел Ковалев, вице-президент по развитию продуктов WebSoft. - Это закономерно, поскольку большинство крупных и средних организаций уже осознало: с развитием современных технологий появился гораздо более продуктивный и гибкий подход к организации процессов обучения и тестирования персонала».
Сегодня все чаще в сторону технологий e-Learning смотрят как частные виртуальные слушатели, так и корпоративные клиенты. Последних больше. Дистанционное образование стало не только важным элементом развития персонала, но и средством продвижения собственного бренда как среди сотрудников, так и среди клиентов и партнеров. Наличие учебного портала воспринимается как забота о тех и других, что в конечном итоге работает, как бы громко это ни звучало, на имидж компании.
По ту сторону технологии.
В настоящее время можно выделить два основных направления использования технологий дистанционного образования. Это работа с электронными курсами и проведение веб-семинаров (вебинаров). Развитые системы дистанционного обучения (СДО) позволяют поддерживать оба направления, а также предоставляют средства для разработки электронных курсов. Доступ к СДО обеспечивается по внутренней корпоративной сети компании или через интернет. А для эффективного использования технологий e-Learning прежде всего необходимо четкое понимание внутри компании, что это действительно необходимо, так как в противном случае СДО устанавливается, но никак не используется, напоминает Павел Ковалев.
Компания может заказать разработку курсов у профессионалов. Другой вариант - действовать собственными силами. Для самостоятельной разработки курсов есть специально предназначенные для этого редакторы электронных курсов. К примеру, CourseLab, который, несмотря на простоту использования, позволяет создавать курсы с «интерактивностями» любой сложности, при этом от разработчика не требуется знания каких-либо языков программирования. В настоящее время в достаточно крупных компаниях количество используемых дистанционных курсов в среднем колеблется от 40 до 70.
Для одних компаний дистанционное образование - это способ расширить профессиональный кругозор сотрудников. Для других - куда более серьезное начинание с продолжением в виде экзаменационной части. Так, в компании «Маревен Фуд Сэнтрал», у которой есть несколько высокотехнологических предприятий в России и за рубежом, одним из актуальных вопросов стала подготовка и аттестация специалистов по опасным производственным объектам. «Для оптимизации расходов компании и экономии времени специалистов был создан Корпоративный учебный центр, - рассказывает директор департамента маркетинга Полина Киселева. - Мы разработали и используем интерактивный курс подготовки и оценки знаний «Олимпик: ОКС», который позволяет проводить внутреннюю ежегодную переаттестацию непосредственно на рабочих местах без привлечения внешних учебных центров». Для дистанционного обучения широко используются возможности видеоконференций. Для переаттестации, проходящей каждый год, тоже.
Частный случай.
Какие дистанционные образовательные программы пользуются наибольших спросом у частных клиентов? Ответ никого не удивит. Это иностранные языки, их изучение с помощью телефона, IP-телефонии и интернет-порталов. Компания ABBYY Language Services учит своих - в самом прямом смысле этого слова - слушателей именно по телефону и с помощью Skype. По желанию на занятиях можно пользоваться веб-камерой.
На российском рынке цены на дистанционное обучение иностранному языку колеблются от 420 до 600 рублей за одно занятие (30-45 минут) при индивидуальном обучении (один студент - один преподаватель). Цена определяется несколькими факторами: выбранной программой обучения, длительностью занятия, иногда графиком проведения занятий, а также родным языком преподавателя. Уроки, направленные на изучение специфической тематики (к примеру, бизнес-лексики или технической терминологии), обойдутся в среднем на 100-150 рублей дороже, чем обучение по программе общей направленности (грамматика, произношение и прочее). Занятия с носителем языка за редким исключением будут стоить дороже на 100-150 рублей. «Особой популярностью услуга пользуется у занятых менеджеров - для них выкроить время на обычные занятия крайне проблематично, - констатирует Иван Смольников, генеральный директор ABBYY Language Services. - Частые командировки, перемещения по городу... При дистанционном обучении все эти проблемы нивелируются, поскольку можно заниматься рано утром или поздно вечером, даже ночью, то есть график полностью адаптивен к индивидуальным потребностям».
Технология Skype лежит в основе преподавания и в школе Elf-English, которая заняла второе место среди европейских компаний в конкурсе на самые интересные способы использования Skype в бизнесе в июне 2009 года. В качестве дополнительных инструментов образования используются виртуальные доски и видеозвонки. Тем самым можно создать почти полную иллюзию очного общения с преподавателем при максимуме, скажем, домашнего комфорта. Впрочем, есть и недостаток: нужно уметь собраться и настроиться на обучение, когда ты в домашних тапочках и в окружении семьи.
Для тех, кто не хочет «вестись» на бренд школы, есть еще один простой путь дистанционного обучения иностранному. На всевозможных языковых порталах опубликована масса объявлений от частных репетиторов, которые поймали новую волну образовательных технологий и предлагают свои услуги в режиме онлайн. Чаще всего они дают бесплатный пробный урок, который и позволит оценить совместимость ученика и преподавателя. А также понять, подходят ли вам знания из «телефонной трубки».
Одинаково интересны как корпоративным слушателям, так и персональным учащимся курсы в сфере недвижимости. Сергей Канухин, ректор АНО «Высшая школа недвижимости», которая специализируется исключительно на дистанционном формате, рассказывает, что различные программы одинаково востребованы, но в разной среде. Если «агентский курс» - это как бы некий «старт в новую профессию», то «брокерский курс» - это уже мастер-класс для оператора рынка недвижимости.
Бюджетный вариант.
Что касается экономии средств на обучение, то, например, в Газпромбанке реализованный проект внедрения системы дистанционного обучения полностью окупился на одном лишь переводе обучения пользователей работе с программными продуктами в электронную форму, не считая других направлений обучения. Годовые затраты на подобное обучение, как говорит компания-разработчик, до использования СДО превышали стоимость внедрения этой системы с учетом стоимости разработки необходимых электронных курсов.
«В сети магазинов «Спортмастер», например, каждый год определяли зависимость результатов плановой аттестации сотрудников магазинов от их активности и успешности обучения в СДО - корреляция получилась полная, практически линейная зависимость», - рассказывает Павел Ковалев. В компании система дистанционного обучения позволяет решать еще одну задачу, связанную с основным принципом кадровой политики, - задачу работы «на вырост». Существует сетевая система «кадрового клуба», которая при помощи тестов позволяет каждому сотруднику заочно определить, насколько его профессиональный уровень соответствует открывшейся вакансии.
В скором времени.
Надо понимать, что простой грамотной технической реализации недостаточно, нужно уметь сделать удобные, доступные для конечных потребителей платформы, особенно для частных пользователей СДО. «Надеюсь, что к компетентным людям придет понимание: реализация сложных ИТ-проектов, тем более в такой важной для государства сфере, как образование, невозможна без привлечения опытных менеджеров, специалистов по юзабилити, евангелистов новых методов обучения», - заключает Михаил Жуков, генеральный директор компании HeadHunter.
«Мы на пороге той эпохи, когда HR-специалисты даже самых небольших компаний смогут создавать виртуальные учебные центры и электронные курсы, сразу же начинать их активно использовать, управлять процессом развития своих сотрудников в соответствии с существующей кадровой политикой», - уверен Павел Ковалев. С другой стороны, уже в ближайшем будущем в крупных компаниях классические технологии e-Learning будут дополнены неформальным электронным обучением. Речь идет о блогах и социальных сетях.
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!