02.07.2015
Время чтения: 2 минуты
15 ИДЕЙ ДЛЯ АВТОРОВ ТЕСТОВ
Дмитрий Аббакумов, EDUTAINME, 2 июля 2015г.
В прошлых материалах мы рассказывали о том, какими бывают компьютерные тесты, как разрабатывать задания, проводить экспертизу и апробацию. Но что делать, если на середине пути вдруг наступил творческий ступор? Дмитрий Аббакумов, руководитель Лаборатории адаптивных образовательных технологий ВШЭ, делится советами в новом выпуске рубрики.
Конструирование заданий – кропотливая работа. Каким бы опытным не был разработчик – каждый сталкивается с трудностями. Начинающие авторы часто упираются в тип заданий, создание которых дается им проще всего. Обычно их заклинивает на заданиях типа «Кто? Что? Где? Когда?». Более опытные коллеги также частенько испытывают творческий кризис и работают в режиме фабрики однотипных заданий.
Я часто встречаю мнения, что задания закрытой формы работают только для фактологических знаний, апеллирующих к элементарной памяти. Это не так. Даже в условях закрытой формы можно создать большое разнообразие заданий. И здесь разработчикам будет полезно познакомиться с логико-семантической типологией, предложенной А. Г. Шмелевым. Эта типология содержит 15 типов вопросов, для ответа на которые потребуются самые различные операции мышления.
Логико-семантическая типология тестовых заданий:
- Фактологический вопрос “Что? Где? Когда?”
- Персонологический вопрос “Кто?”
- Причинно-следственный вопрос “Почему? Что следует?”
- Функционально-целевой вопрос “Для чего/зачем? С какой целью?”
- Структурный вопрос “Из чего?”
- Инструментальный вопрос “Как? Каким образом?”
- Обстоятельственный вопрос “При каких условиях?”
- Словарно-концептуальный вопрос “Как называется? Что значит термин?”
- Логико-дедуктивный вопрос “Что следует из данных посылок?”
- Концептуально-ассоциативный вопрос “Заполни пропуск”
- Концептуально-аналитический вопрос “Проведи аналогию”
- Задание на восстановление последовательности или структуры “Продолжи ряд” или “В какой последовательности?”
- Концептуально-семантическое задание для установления смысловой эквивалентности или близости
- Проблемно-операциональное задание “Реши задачу”
- Исключение лишнего и вопросы с “НЕ”
При подготовке текста использовались материалы книги А. Г. Шмелева «Практическая тестология».
Все статьи цикла по порядку:
|
0 комментариев
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте
Комментариев пока нет, будьте первым
Хотите подобрать тест для оценки?
В нашем арсенале более 30 тестов оценки личностных, мотивационных особенностей, IQ, управленческого потенциала, рискованного поведения, самопознания и др.
Оставьте заявку на бесплатную консультацию специалиста!